Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Фигурное катание - Чемпионат Европы 2010 - Таллин (Эстония)
ГРУСТНАЯ ПОБЕДА
Яна Хохлова и Сергей Новицкий
Фото © Александр Вильф
Таллин. Яна Хохлова и Сергей Новицкий

24 января 2010

Отрыв, который сложился после оригинального танца между Домниной/Шабалиным и чемпионами Италии Фредерикой Файелла/Массимо Скали, был из разряда тех, когда проще выиграть, нежели проиграть. Поэтому обсуждать до начала танцевального финала, кто именно станет чемпионом в Таллине, просто не приходило в голову. Интересовало другое: насколько конкурентоспособной может стать на Олимпийских играх в Ванкувере первая пара Европы.

Специально для Максима Шабалина была придумана и сконструирована достаточно сложная ортопедическая конструкция, удерживающая колено левой ноги и не позволяющая ему уходить в сторону. Естественно, спортивную задачу эта конструкция лишь усложняла, поскольку немного ограничивала подвижность.

В двух первых танцах Шабалин выступил прекрасно, но произвольная программа требовала куда больших усилий, чтобы не дать судьям повода заподозрить лидера российской сборной в танцевальной слабости. Ведь, как правильно заметил накануне финала двукратный чемпион мира в танцах на льду Максим Ставиский, если травма не позволяет выступать в полную силу, надо переквалифицироваться в паралимпийцы. А если уж вышел выступать наряду со всеми сильнейшими, забудь о травме, как бы тяжела она ни была.

Кроме того, все соперники жаждали увидеть, каким образом сильнейший дуэт станет выполнять свои поддержки: на чемпионате России Домнина неоднократно использовала в роли дополнительной опоры ремень партнера, и было совершенно непонятно, как на официальных соревнованиях отнесутся к подобной практике судьи.

Чемпионам Европы-2009 Яне Хохловой и Сергею Новицкому тоже предстоял нелегкий прокат. На состязаниях в Таллине они впервые показывали свой новый произвольный танец «Жар-птица» и должны были выполнить его совершенно безошибочно, чтобы постараться подняться с третьего места, куда угодили из-за ошибки в оригинальном танце, на второе, борьбу за которое им прочили до начала чемпионата.

Домнина и Шабалин выступали первыми в сильнейшей разминке. Оценка 94,98 за произвольный танец оказалась на 10 баллов ниже лучшего результата, показанного парой на чемпионате Европы-2008 и даже не стала лучшей. Но запаса, приобретенного россиянами в обязательном танце, хватило, чтобы не упустить золото - уже третье для России на чемпионате в Таллине.

Чемпионы были грустны после проката. По-моему, за то время, что шло обязательное общение с журналистами, они вообще ни разу не улыбнулись. Потому что оба безумно устали и прекрасно понимали к тому же, что именно произошло.

Произошло же следующее: из трех предусмотренных регламентом танцев два основных были выиграны не ими. А итальянским дуэтом Фредерика Файелла/Массимо Скали. Фигуристами, занявшими на прошлогоднем мировом первенстве восьмое место. Формально выступление россиян было победой. Фактически - поражением. Поэтому и радоваться не было оснований.

Наверное, такой развязки следовало ожидать еще два года назад, когда Шабалин рискнул выйти на лед чемпионата Европы-2008 через считаные дни после операции на колене. Решение казалось бредовым и объяснимым разве что с точки зрения руководства Федерации фигурного катания России, которое (как принято считать) «всегда хочет медаль любой ценой». На самом деле такое решение фигурист принял сам. Он просто бился за свою собственную жизнь в танцах единственным понятным для себя образом. Возможно - дурацким и недальновидным, но осуждать за это спортсмена никто вот уж точно не имел права. Потому что, выйдя на лед в том роковом январе, Шабалин обрек себя на многие месяцы нечеловеческих мучений. Ради того, чтобы дуэт сохранил негласный титул первого в стране, партнер просто принес себя в жертву. Сознательно.

Можно просто порассуждать: что случилось бы в танцах на льду, не окажись Домниной и Шабалина на чемпионате Европы-2008 в Загребе? Не исключаю, что золото все равно бы осталось российским. Его вполне могли выиграть Яна Хохлова и Сергей Новицкий, о чьем произвольном танце того сезона (Ночь на Лысой горе) до сих пор ходят легенды. Вполне вероятно, что и чемпионат мира в этом случае остался бы за ними - значение удачной произвольной композиции в танцах неимоверно велико, Домнина и Шабалин на мировое первенство не поехали, а силы остальных лидеров в том сезоне были вполне равны. Ясно ведь, что при удачном прокате чемпионов Европы судили бы совершенно иначе, нежели бронзовых призеров, коими Хохлова и Новицкий остались в Загребе.

Допустим, Оксана и Максим пропустили бы не тот, а следующий сезон (к чему год назад все и шло). Тогда тем более рисковали бы потерять уже завоеванные позиции. Не думаю, что руководство российской федерации фигурного катания решило бы сделать олимпийскую ставку на «кота в мешке» - пару, которая целый год не имела соревновательной практики. Вот и получается, что у Шабалина уже просто не было никакого выхода кроме как терпеть и продолжать кататься, изо дня в день усугубляя состояние истерзанного колена. Слишком много лет и он сам, и его партнерша положили на то, чтобы выйти фаворитами в олимпийский забег. Да и характер настоящего бойца и мужчины никогда не позволил бы Шабалину стать причиной крушения жизни партнера, который идет с ним в связке. Тем более что этот партнер - женщина.

Это совсем не та история, в которой вообще следует задаваться вопросом «кто виноват?» На самом деле - никто. Просто так сложилось. Слишком много условностей существует в танцах на льду, главная из которых заключается в том, что если ты - не первая пара страны, о медалях высшей пробы можно забыть.

В Таллине, несмотря на бесконечные заявления фигуриста, что с коленом все нормально, было слишком хорошо видно, что это совсем не так. Известный танцевальный специалист Мартин Скотницкий, который в свое время сделал чемпионами мира брата и сестру Дюшене, назвал свою тройку лучших (в плане исполнения, а не постановки) в произвольном танце, причем имена Домниной и Шабалина не фигурировали в ней вообще. Собственно, в какой-то степени это отражали и результаты. В технической оценке чемпионы мира проиграли пятерым дуэтам. Единственное, чем можно было себя утешать, что формально Оксана и Максим все-таки остались первой российской парой. Что гораздо важнее, чем может показаться на первый взгляд. И главное - обошлось без видимых травм.

Произвольный танец Хохловой и Новицкого «Жар-птица» стал явлением такого же порядка, как «Лысая гора» в 2008-м. Местами было видно, что танец не вкатан полностью (что вполне естественно для постановки месячной давности), но все (и сами фигуристы в том числе) прекрасно понимали, что шероховатости подобного рода устраняются довольно быстро. Рискну даже сказать, что Домниной и Шабалину повезло в том, что нынешней постановке соперников предшествовало неудачное во всех отношениях «Полюшко-поле». Замысел того танца был неплох, но он до такой степени внутренне не нравился исполнителям, что это непроизвольно вылезало наружу в соревнованиях. На этапах «Гран-при» Хохлова и Новицкий катали «Полюшко» дважды, и оба раза им давали понять, что на высшем уровне эта программа неконкурентоспособна.

Не случись этого печального опыта, вполне могу допустить, что внутрироссийский расчет на «первый-второй» вполне мог оказаться в танцах иным: слишком по-чемпионски прозвучала «Жар-птица» даже в нынешнем, еще не доведенном до совершенства виде.

Интересно, что та же самая проблема первой и второй пары сейчас присутствует и в американских танцах. В начале сезона первыми однозначно считались серебряные призеры Игр в Турине Танит Белбин/Бенджамин Агосто. Они выиграли два из двух этапов «Гран-при», но то же самое сделали их соотечественники Мэрил Дэвис/Чарли Уайт, причем они же победили и в финале, от которого Белбин и Агосто отказались. А два дня назад Дэвис/Уайт стали чемпионами США. А ведь в отличие от соотечественников им еще ни разу не удавалось войти в число призеров на мировых первенствах.

При всей кажущейся очевидности нерадостного для России олимпийского медального расклада, в котором кроме уже названных пар, возможно, будут фигурировать чемпионы мира-2008 Изабель Делобель/Оливье Шонфельдер, а также бронзовые призеры последнего мирового первенства Тесса Вирту/Скотт Моир, делать прогнозы в отношении российских дуэтов я бы не рискнула. В конце концов, у многих еще свеж в памяти опыт Олимпиады 2002 года в Солт-Лейк-Сити, куда чемпионы России Ирина Лобачева и Илья Авербух отправлялись без шансов на медали вообще, а вернулись с серебряными наградами, проиграв золото Марине Анисиной и Гвендалю Пейзера всего одним судейским голосом.

Женский турнир, завершивший чемпионат Европы в субботу, выглядел соревнованием, в котором золотая медаль казалась просто лишней. Слишком некачественными - с обилием ошибок и падений - стали все прокаты без исключения. Оставалось разве что расстраиваться из-за того, что даже на таком уровне, где бороться за победу реально могла любая спортсменка из первой восьмерки, а то и из десятки, россиянки финишировали с седьмым и девятым результатами.

Отчасти этому способствовали не очень удачные прокаты коротких программ, где Алена Леонова упала после второго прыжка в каскаде, а 17-летняя Ксения Макарова, выросшая в США, осталась без тройного флипа: выполнила два оборота вместо трех, плюс - оттолкнулась не с того конькового ребра и получила за прыжок, базовая стоимость которого составляет 5,5, всего 0,7. Впрочем, трудно было предъявлять претензии к дебютантке: по законам фигурнокатательного жанра ее обязаны были серьезно придержать второй оценкой даже при идеальном прокате. Вторую оценку надо выслужить опытом и титулами. А вот Леонова расстроила всерьез. После успешного прошлогоднего дебюта (4-е место на европейском чемпионате и 7-е на мировом) ее весьма благосклонно начали принимать судьи, да и сама спортсменка заметила после короткой программы, что намерена бороться за место в тройке.

Но замысел остался нереализованным. За исключением «приземленного» на две ноги первого каскада из двух тройных прыжков, который спортсменка впервые включила в программу как раз в Таллине и, естественно, заведомо рисковала ошибиться, все остальные ошибки стали следствием элементарного отсутствия концентрации. Леонова не докрутила тройной лутц и выполнила его с неправильного ребра, не справилась с тройным флипом (сначала сдвоила его в каскаде, а затем во второй попытке превратила прыжок в одинарную «бабочку»).

Вполне возможно, что спортсменка просто перегорела: как потом призналась, «ноги не ехали», хотя на тренировке в день финального выступления все было в порядке.

* * *

Всего год назад, когда в парном катании оба сильнейших российских дуэта с переменным успехом выясняли отношения между собой во втором эшелоне мировой элиты, а все разговоры о возвращении в спорт Евгения Плющенко воспринимали исключительно с позиций ничего не значащего пиара, олимпийская медаль в танцах на льду казалась наиболее реальной среди потенциальных российских наград в Ванкувере. Предпоследняя неделя января перевернула этот прогноз с ног на голову. Стало понятно, что абсолютно реальной и я бы сказала - безоговорочной - является пока что лишь одна медаль в мужском одиночном катании.

События в Таллине напомнили чемпионат Европы шестнадцатилетней давности. В 1994 году победителем тех соревнований стал олимпийский чемпион Альбервилля-92 Виктор Петренко. Фигурист выиграл европейское первенство с оценками 5,9 - 6,0. Но в Лиллехаммере не попал на пьедестал - как и многие другие соискатели золота упустил шансы на победу уже в короткой программе.

В Таллине я попросила Петренко оценить шансы мужчин на приближающейся Олимпиаде.

- Вы же помните, что случилось в Лиллехаммере, - невесело вздохнул он. - В короткой программе прямо передо мной катался эстонский спортсмен, у которого на льду рассыпались коньки. Я был настроен на выступление очень хорошо. Но вот эта вынужденная заминка совершенно выбила меня из колеи, нарушила внутренний ритм. Не случись этого, все могло сложиться совершенно иначе. Игры - особенные соревнования. Поэтому прогнозы тут не очень уместны.

Я все-таки повторила вопрос, пояснив, что мне особенно интересен взгляд человека, который постоянно живет в Америке, прекрасно ориентируется в том, что происходит в американской и канадской сборных, видит всех основных лидеров мужского катания и, более того, сам является тренером одного из них - Джонни Вейра.

- Если вы имеете в виду результаты недавнего чемпионата США, я бы не рекомендовал обращать на них серьезное внимание - как на результаты любого национального первенства, - ответил Петренко. - Если же вам интересно, кого лично я считаю самым опасным соперником Плющенко в Ванкувере, назову, пожалуй, лишь одно имя. Это Стефан Ламбьель.

Насколько близок к истине окажется олимпийский чемпион, покажут, естественно, только Игры.

Чемпионат Европы пока внес единственную коррективу в состав российской олимпийской сборной: вместо Сергея Воронова в Ванкувер отправится Артем Бородулин.

Определенные потери понесет и танцевальный корпус: в Таллине стало известно, что Александру Свинину и Ирине Жук, работающих с Хохловой и Новицким, будет выделена лишь одна олимпийская аккредитация. Второй не предусмотрено, так как по российскому рейтингу дуэт этих тренеров не является сильнейшим. Тоже в некотором роде абсурд: есть люди, готовые оплатить тренеру поездку, не вводя в расходы олимпийский комитет страны, есть официальное право выводить спортсменов на лед и поддерживать их, стоя у борта, но нет никакой возможности до этого борта добраться. Хотя речь идет всего о четырех днях соревнований.

Впрочем, преодолевать трудности, без которых вполне можно обойтись, российским спортсменам не впервой. Гораздо важнее, чтобы все были просто здоровы.

Женщины. Произвольная программа. 1. Костнер (Италия) - 107,66 (техника 49,22 + компоненты 59,44). 2. Гедеванишвили (Грузия) - 103,72 (50,20 + 53,52). 3. Леписто (Финляндия) - 103,41 (44,21 + 59,20). 4. Майер (Швейцария) - 102,58 (49,46 + 53,12). 5. Корпи (Финляндия) - 99,42 (43,38 + 57,04). 6. Себестьян (Венгрия) - 99,33 (46,61 + 52,72). 7. ЛЕОНОВА - 95,31 (41,43 + 54,88)... 9. МАКАРОВА - 92,79 (45,63 + 48,16)... 11. ГОЗЕВА - 88,13 (45,17 + 42,96).

Сумма. 1. Костнер - 173,46 (короткая 65,80 + произвольная 107,66). 2. Леписто - 166,37 (64,26 + 103,41). 3. Гедеванишвили - 164,54 (60,82 + 103,72). 4. Корпи - 163,68 (64,26 + 99,42). 5. Майер - 157,44 (54,86 + 102,58). 6. Себестьян - 156,77(57,44 + 99,33). 7. ЛЕОНОВА - 153,57 (58,26 + 95,31)... 9. МАКАРОВА - 146,85 (54,06 + 92,79)... 13. ГОЗЕВА -135,39 (47,26 + 88,13).

Танцевальные пары. Произвольный танец. 1. Файелла/Скали (Италия) - 96,71 (техника 46,50 + компоненты 50,21). 2. ДОМНИНА/ШАБАЛИН - 94,98 (44,10 + 50,88). 3. ХОХЛОВА/НОВИЦКИЙ - 93,21 (45,70 + 47,51). 4. Пешала/Бурза (Франция) - 92,07 (45,40 + 46,67). 5. Керр/Керр (Великобритания) - 90,24 (44,30 + 45,94). 6. Капеллини/Ланотте (Италия) - 87,34 (45,10 + 42,24). 7. БОБРОВА/СОЛОВЬЕВ - 84,90 (43,30 + 41,60).

Сумма. 1. ДОМНИНА/ШАБАЛИН - 199,25 (обязательный 42,78 + оригинальный 61,49 + произвольный 94,98). 2. Файелла/Скали - 195,86 (37,47 + 61,68 + 96,71). 3. ХОХЛОВА/НОВИЦКИЙ - 189,67 (37,87 + 58,59 + 93,21). 4. Пешала/Бурза - 188,51 (36,36 + 60,08 + 92,07). 5. Керр/Керр - 184,05 (36,76 + 57,05 + 90,24). 6. Капеллини/Ланотте - 176,10 (35,93 + 52,83 + 87,34)… 9. БОБРОВА/СОЛОВЬЕВ - 171,26 (33,33 + 53,03 + 84,90).

 

 


© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru