Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Фигурное катание - Чемпионат мира 2008 - Гетеборг (Швеция)
ГДЕ ТОНКО, ТАМ И РВЕТСЯ
Танит Белбин и Бенджамин Агосто
Фото © AP
Гетеборг. Танит Белбин и Бенджамин Агосто

18 марта 2008

После исполнения обязательного танца лидеры российской танцевальной сборной Яна Хохлова и Сергей Новицкий занимают третью позицию. Лидерство захватили чемпионы Европы-2007 Изабель Делобель и Оливье Шонфельдер из Франции.

Состязания в обязательном танце начались с сенсации: серебряные призеры Олимпийских игр в Турине и главные фавориты нынешних соревнований американцы Танит Белбин и Бенджамин Агосто закончили прокат аргентинского танго с грубейшей ошибкой: партнерша упала при исполнении комбинации шагов.

- У меня нет никаких объяснений тому, что произошло. До сих пор с нами не случалось в обязательных танцах ничего подобного. Более того, мы были так уверены в себе... - сказала Танит в микст-зоне.

Объяснение напрашивалось одно: Белбин и Агосто действительно были слишком уверены в себе. Чересчур.

После того как стало известно, что в чемпионате мира не примут участия победители финала «Гран-при» и действующие чемпионы Европы Оксана Домнина/Максим Шабалин, сильнейшему американскому дуэту не приходилось опасаться уже никого. Задним числом можно сколько угодно рассуждать о том, была ли травма российского дуэта закономерной или же, напротив, случайной, в тысячный раз задумываться, стоило ли Домниной и Шабалину форсировать подготовку ради того, чтобы стартовать с недолеченным коленом партнера в чемпионате Европы, но все эти рассуждения сейчас бессмысленны. Фактом останется лишь то, что несчастный случай с российскими лидерами освободил американцам путь к мировой короне. Или как минимум сделал его максимально просторным.

В декабре прошлого года в финале «Гран-при» Белбин и Агосто стали вторыми, проиграв россиянам и ненамного опередив французов Изабель Делобель и Оливье Шонфельдера, однако все прекрасно понимали, что в отсутствие Домниной и Шабалина в Гетеборге при равном с французами катании на стороне американцев будет значительно больше судейских симпатий. Фигуристы и сами чувствовали это. По жребию они стартовали в самом начале турнира и едва выехали на лед, стало понятно, что едут танцоры по-чемпионски: раскованно и стремительно. Подумалось даже: насколько нужно быть уверенным в своих силах, чтобы совершенно не страховаться в этой сложнейшей вязи обязательных шагов? Именно в этот момент и случилось ЧП.

Выражаясь техническим языком, под самый конец программы Белбин чуточку недодержала вращение на одной ноге - твиззл. Фигуристка поставила ногу как бы поперек движения и тут же потеряла равновесие. Самое неприятное заключалось в том, что падение произошло в наиболее сложной (и, соответственно, наиболее «ценной») шаговой комбинации. И это не могло не отразиться на оценке.

При лучшем личном результате 44,00 (эти баллы Белбин и Агосто получили на турнире Четырех континентов в 2005-м) американцы довольствовались 35,02. Арбитры заметно спасли лидеров «артистической» частью оценки: если бы речь не шла о фаворитах, баллы за компоненты программы наверняка оказались бы заметно ниже. Но даже несмотря на эту помощь, стало очевидно, что американцам предстоит сильно постараться, чтобы сохранить лидерство. И что, скорее всего, остаться сильнейшими в обязательном танце у них уже не получится.

Аргентинское танго, выпавшее спортсменам в этом сезоне как обязательный танец чемпионата мира, - одна из старейших танцевальных композиций фигурного катания. На первый взгляд задача проста: показать судьям две абсолютно одинаковые серии заданных шагов. Считается, что по своей важности «школа» не идет ни в какое сравнение с прочими танцами, однако общий уровень спортсменов определяет именно она. Все-таки произвольные композиции каждая пара составляет «под себя», стараясь сделать акцент на сильные стороны техники и скрыть слабые. А обязательный танец един для всех. Каждый шаг - на вес золота.

Известный в прошлом танцор Ростислав Синицын в Гетеборге вспоминал, как тщательно отрабатывался этот вид программы в группе легендарной Людмилы Пахомовой, где он катался вместе со своей партнершей, а впоследствии - супругой Натальей Карамышевой.

- Мы исполняли в тренировках не две серии, а три, каждый раз - на свежезалитом льду, где следы коньков были видны особенно отчетливо, - рассказывал экс-фигурист. - Если линии танцевального рисунка на первом и третьем круге расходились больше, чем на полметра, перекатывать танец целиком приходилось заново. Сейчас этого не делает уже никто - не всегда есть возможность иметь столько свободного льда. Хотя никакой другой вид программы не позволяет до такой степени хорошо видеть, насколько танцоры владеют коньком, умеют держать ритм танца, скорость, параллельность позиций, соблюдать «реберность» катания.

Чемпионы Европы-2007 Делобель и Шонфельдер получили за свое танго 40,73 - чуть меньше, чем на европейском первенстве двухмесячной давности, но это было объяснимо: чем выше ранг соревнований, тем щепетильнее и жестче подходят к своим оценкам арбитры. Этот тезис подтверждало и выступление третьей российской пары Екатерины Бобровой и Дмитрия Соловьева. Лучший результат этих танцоров в обязательной программе был зафиксирован год назад на юниорском первенстве мира в Оберстдорфе - 35,52. За прошедший год пара только выросла, однако «взрослый» результат Гетеборга при очень хорошем прокате составил лишь 29,12.

К тому же Боброва и Соловьев приехали в Швецию в качестве третьего российского дуэта (о том, что им предстоит занять вакантное место, фигуристы узнали за несколько дней до начала чемпионата), а с третьими, как и со вторыми, арбитры в танцах никогда не церемонились, о какой бы стране ни шла речь.

Поэтому не приходилось удивляться, что та же участь быть недооцененными постигла вторую по рейтингу российскую пару - Екатерину Рублеву/Ивана Шефера. Их оценки почти повторили те, что были выставлены танцорам на чемпионате Европы в Загребе (29,14 против 29,18), и было похоже, что судьи просто-напросто решили для себя не пропускать в этом сезоне ни тот ни другой российский дуэт в первую десятку в принципе.

А это уже означало, что на чемпионате мира следующего года Россия впервые за много лет будет представлена в танцах на льду лишь двумя парами. Для того чтобы иметь три вакансии, сумма мест двух сильнейших дуэтов должна составлять не более 13. Другими словами, если допустить, что Яна Хохлова и Сергей Новицкий, ставшие в отсутствие чемпионов Европы лидерами российской сборной, сумеют войти в тройку призеров и получить бронзу, вторая пара должна расположиться не дальше 10-го места. Итоги первого дня чемпионата развеяли реальность такого расклада без остатка.

К моменту выхода Яны Хохловой и Сергея Новицкого на лед в сильнейшей разминке Белбин и Агосто занимали уже лишь третью позицию: помимо французского дуэта их обошли итальянцы Фредерика Файелла/Массимо Скали. Эти танцоры стали единственными, кому удалось улучшить свой личный рекорд. Предыдущий был установлен на чемпионате Европы, где итальянцы во всех трех видах программы уступили Хохловой и Новицкому, проиграв в общей сложности более шести баллов. Но было совершенно непонятно, как будет выглядеть в Гетеборге второй российский дуэт, на который совершенно неожиданно свалилось бремя первой пары страны: подвело же американцев внезапное ощущение себя единоличными лидерами?

Волнения оказались излишними: Яна с Сергеем в очередной раз подтвердили, что чувствуют себя в соревнованиях как рыбы в воде: чем напряженнее борьба, тем лучше.

Над танго фигуристы работали после чемпионата Европы наиболее кропотливо.

- Был период, когда мы занимались только обязательной программой, - рассказывала Яна после выступления. - Катали аргентинское танго и утром, и вечером - и так несколько дней подряд. Это было тяжело - слишком много информации нужно переработать в голове и добиться, чтобы ее автоматически начали воспринимать ноги. Это выматывающая работа, гораздо более сложная для нас эмоционально, чем любая другая. Но было очевидно, что именно обязательный танец будет определять в Гетеборге расстановку лидеров. Мы же намеревались побороться за медаль, независимо от того, что кто-то может сняться с соревнований, а кто-то - упасть.

Падение американки Хохлова и Новицкий увидели по телевизору, когда только собирались отправиться на каток.

- Честно говоря, я удивилась, - прокомментировала этот факт Хохлова. - Танит - достаточно опытная фигуристка, чтобы не допускать таких ошибок. К тому же упала она каким-то глупым образом - через свою собственную ногу. Никакой эмоциональной реакции, как ни странно, ее падение у меня не вызвало: мы были слишком сильно сконцентрированы на своем предстоящем выступлении. Вроде видели, как Белбин и Агосто катаются, видели даже повтор падения, но все воспринималось как бы фоном. И тут же ушло из головы, как ненужная информация.

Чемпионат мира. Гетеборг. Скандинавиум-Арена. 18 марта. Обязательный танец (аргентинское танго). 1. Делобель/Шонфельдер (Франция) - 40,73. 2. Виртю/Моир (Канада) - 38,71. 3. ХОХЛОВА/НОВИЦКИЙ - 37,98. 4. Файелла/Скали (Италия) - 37,15. 5. Белбин/Агосто (США) - 35,02. 6. Пешало/Бурза (Франция) - 34,82... 15. РУБЛЕВА/ШЕФЕР - 29,14. 16. БОБРОВА/СОЛОВЬЕВ - 29,12.

 


© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru