Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Фигурное катание - «Гран-при» 2007-2008 - Москва (Россия)
СВЕТЛЫХ ПЯТЕН ВСЕ БОЛЬШЕ
Юко Кавагути
Фото © AP
на снимке Юко Кавагути

24 ноября 2007

Пятый этап «Гран-при», старт которому был дан вчера в Москве, получился весьма привлекательным по составу участников. Этот турнир вообще, если разобраться, должен получиться совсем непохожим на прошлогодний - тот, что оставил у болельщиков гнетущее чувство безысходности. Тогда единственным светлым пятном стало, пожалуй, выступление одной пары - Юко Кавагути и Александра Смирнова.

Но одновременно с радостью было очевидно, что радость эта - на безрыбье. Интернациональная пара Тамары Москвиной была на тот момент слишком сырой, чтобы рассуждать о ней всерьез, Мария Мухортова и Максим Траньков переживали кризис в отношениях с тогдашним тренером - Артуром Дмитриевым, намереваясь перейти от него к Олегу Васильеву чемпионы мира-2000 Мария Петрова и Алексей Тихонов банально не сумели подготовиться к этапу из-за обилия коммерческих проектов, да и вообще было понятно, что их место в сборной вот-вот окажется вакантным. И беда в том, что никто особо не стремится его занять.

В этом году ситуация изменилась. Несмотря на то, что в канадском этапе «Гран-при», где выступали Кавагути и Смирнов, победа досталась действующим чемпионам Европы немецкой паре - Алене Савченко и Робину Шелковы, а в Париже Мухортова и Траньков были отодвинуты двумя китайскими дуэтами, на тренировке в Москве оба российских тандема выглядели уверенно, красиво и стильно. Несколько смущали слухи о том, что подопечные Васильева могут отказаться от участия в турнире из-за травмы партнера, но это было скорее отголоском парижского выступления этих спортсменов. Там действительно Транькову пришлось тяжело - за несколько дней до выступления он застудил шею. В Москве же Васильев заметил, что его питомцы почти полностью восстановились и речи о том, чтобы отказаться от борьбы, не идет в принципе.

Собственно, благодаря Москвиной и Васильеву в парном катании сложилась наконец ситуация, о которой любая страна может только мечтать. Два равноценных дуэта, не уступающих друг другу ни в сложности, ни в чистоте линий, два предельно честолюбивых тренера, остроту конкуренции которых дополнительно подогревает в глазах прессы то, что Васильев сам в не столь отдаленном прошлом был учеником Москвиной и как тренер научился у нее гораздо большему чем все остальные, вместе взятые. Этакая двойная дуэль, где уже сейчас битва за позиции на мировом уровне идет каждую отдельно взятую тренировочную секунду.

Третья российская пара - совсем молоденькие Ксения Красильникова и Константин Безматерных из Перми, которых привез в Москву один из старейших корифеев парного катания Валерий Тюков, совершенно не портили в четверг общей тренировочной картины. Все это и рождало уверенность, что подкошенное послеолимпийским уходом лидеров российское парное катание наконец-то основательно встает на ноги. И как тут не вспомнить еще и о бронзе, завоеванной на самом первом этапе «Гран-при» в США Верой Базаровой и Юрием Ларионовым!

Так что даже при явных фаворитах турнира в лице Савченко и Шелковы и триумфаторах недавнего парижского этапа китайцах Дан и Хао Чжанг, российские фигуристы (пожалуй, впервые за последний год) никак не должны выглядеть аутсайдерами.

БИТВА ЗА РЕПУТАЦИЮ

Танцевальный кошмар прошлого года, когда лидеры сезона Оксана Домнина и Максим Шабалин, уверенно выиграв на одном из этапов чемпионской серии у серебряных призеров Игр в Турине Танит Белбин и Бенджамина Агосто, упали на «домашнем» этапе и позволили американцам себя обойти, в сценарии нынешнего года повторился в Пекине: россияне лидировали с большим отрывом, но грубо ошиблись в произвольном танце, и вновь соперники оказались впереди.

Беда в том, что танцы остались весьма специфическим видом программы даже в рамках изменившихся правил. Здесь, как нигде, играет роль репутация: не только послужной список, но и программы, с которыми спортсмены выходят на лед. Не случись ошибки Шабалина в Пекине, мы бы, наверное, только радовались, что первая российская пара по-прежнему конкурентоспособна на самом высоком уровне. Серьезный промах, напротив, заставил заговорить о том, что технически блистательный дуэт (а точнее, их наставники) просчитался с произвольным танцем этого сезона в принципе. И что вообще неизвестно, сумеют ли Домнина и Шабалин отстоять звание первой российской пары в очной борьбе с соотечественниками Яной Хохловой и Сергеем Новицким, великолепно выступившими на недавнем этапе «Гран-при» в Париже.

Такая встреча предположительно может произойти не раньше декабря - в финале серии в Турине (разумеется, при условии, что туда попадут обе российские танцевальные пары). Домниной и Шабалину придется непросто уже в Москве. Серьезных соперников у них, по всей видимости, не окажется. Однако это не снимает необходимости именно сейчас доказывать как исполнением, так и результатом, что поводы для вышеизложенных пересудов относительно произвольного танца надуманны и безосновательны.

Хохловой и Новицкому кстати, будет несколько сложнее. Уже через неделю на турнире «Гран-при» в Японии их ждет дуэль не только с французами Изабель Делобель и Оливье Шонфельдером, которым россияне уступили в Париже, но и с Тессой Вирче - Скоттом Моиром - новыми звездочками американско-канадской танцевальной мастерской Игоря Шпильбанда и Марины Зуевой. На последнем чемпионате мира в Японии победители юниорского мирового первенства-2006, дебютируя на взрослом уровне, сразу стали шестыми. В этом сезоне выиграли этап «Гран-при» у себя дома и имеют прекрасные шансы повторить этот успех в Японии. А это будет означать, что в финал серии они войдут, деля первое место с Белбин и Агосто.

РУССКИЙ ВЕЙР

Если бы чемпион мира и Европы Брайан Жубер не свалился с вирусным заболеванием аккурат перед парижским этапом, подозреваю, что с лидером сезона уже сейчас было бы все ясно. Однако из розыгрыша «Гран-при» француз выбыл, предоставив шанс занять место лидера американцу Джонни Вейру.

Смена тренера (в апреле фигурист перешел от Присциллы Хилл к Галине Змиевской) пошла ему явно на пользу: Вейр выиграл этап в Китае, а в четверг вышел на тренировку преисполненный уверенности. Как у себя дома.

Впрочем, слово «как» можно убрать за ненадобностью. Первые два баннера, появившихся на пустых еще трибунах Ходынки, были посвящены именно Вейру. На тренировочном до умопомрачения стильном черном костюме, во всю длину руки красовались вышитые мелкими стразами аппликации с буквами Д Ж О Н Н И К - подарок российских болельщиц. На коньках - российский триколор, да и сам спортсмен, появившись на катке, подошел ко мне и произнес по-русски без тени смущения: «Привет! Как дела? Я тебя помню...». Наш с ним последний разговор имел место полтора с лишним года назад - на Олимпийских играх в Турине, где Вейр, сидя на трибуне, с упоением объяснял мне, почему он болеет за Ирину Слуцкую и не болеет за Сашу Коэн.

- Как получилось, что он оказался в вашей группе, - поинтересовалась я у Змиевской.

- Я и сама не ожидала такого, - призналась тренер. - В апреле, когда все мои мысли были уже связаны с предстоящим отпуском, мне позвонила мама Вейра - попросила с ним встретиться. Джонни в то время выступал в Туре Коллинза и в один из свободных дней заявился ко мне. При разговоре присутствовали Витя Петренко и моя дочь Нина. Я спросила напрямую: «Зачем ты ко мне пришел? У нас ведь столько великих тренеров - как американских, так и русских. Рядом - Хакенсак, где работает Коля Морозов, многие другие». Он ответил: «Галина, мне все говорят, что я талантливый, что я многое могу, но получается, что я не могу ничего. Я иду к тебе, потому что так посоветовала Марина (олимпийская чемпионка в танцах Марина Анисина работала с Вейром в качестве хореографа в прошлом сезоне. - Прим. Е..В.). Она сказала, что ты - единственный человек, который способен вытащить меня из этого кризиса. Потому что ты будешь меня толкать, заставлять, и, возможно, из этого что-то получится. Я ведь уже не очень молодой, и это - мой последний шанс».

Я сказала тогда: «Запиши в своем контракте первым пунктом, что ты пришел ко мне для того, чтобы тебя толкали и заставляли».

- Его действительно приходится заставлять работать?

- Нет. Вейр - само трудолюбие. Он по-настоящему одержим желанием кататься. Естественно, в работе с любым спортсменом столь высокого класса есть проблемы, но я, если честно, пока этих проблем не чувствую. На тренировках Вейр выполняет абсолютно все мои требования, хотя поначалу я видела, что ему сложно. Он - своеобразный фигурист, как все талантливые люди. Привык работать, ориентируясь на свои внутренние ощущения, не очень поддается дисциплине. Присцилла Хилл, у которой Джонни катался много лет, была для него, как вторая мама. За все время работы со мной он ни разу не сказал в ее адрес ни одного слова упрека - только хорошее. Видимо, проблема их отношений заключалась лишь в том, что Присцилла излишне мягко к нему относилась. Я же счастлива, что мне выпала возможность поработать с таким спортсменом...

Соперники Вейра по московскому этапу - призеры Игр в Турине Стефан Ламбьель и Джеффри Баттл - начали сезон «Гран-при» не лучшим образом. Ламбьель проиграл в Китае Вейру, Баттл - в Канаде Жуберу. Отчасти канадец пошел по пути более удачливого в этом сезоне Джонни: отправился восстанавливать прыжки к бывшему российскому тренеру Рафаэлю Арутюняну и уговорил его приехать в Москву, так что на тренировке фигурист был под наблюдением сразу двух наставников.

Неблагодарное дело писать репортаж, зная, что он выйдет, когда результаты уже будут известны (и уж тем более - делать прогнозы), но не могу не отметить главное впечатление, оставленное тренировкой: среди довольно большого количества спортсменов хозяином льда - по взгляду манере держаться, внутренней уверенности и желанию соревноваться - был, безусловно, Вейр. При наличии там же сразу трех российских фигуристов это выглядело категорически неправильно...

5-й этап «Гран-при». Cup of Russia. Москва. Ледовый дворец на Ходынском поле. Обязательный танец. 1. Домнина/Шабалин (Россия) - 40,05. 2. Пешала/Бурза (Франция) - 34,87. 3. Боброва/Соловьев (Россия) - 30,22... 8. Рублева/Шефер (Россия) - 26,70. Женщины. Короткая программа. 1. Ю-На Ким (Корея) - 63,50. 2. Накано (Япония) - 60,50. 3. Корпи (Финляндия) - 58,22... 6. Гербольдт (Россия) - 48,02... 9. Петушкова (Россия) - 44,70... 12. Мартынова (Россия) - 34,48.

 


© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru