Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Facebook
Блог

Фигурное катание - «Гран-при» 2006-2007 - Москва (Россия)
Мария Петрова, Алексей Тихонов: ЗНАКОМЫЕ НЕЗНАКОМЦЫ
Мария Петрова и Алексей Тихонов
Фото © Александр Вильф
на снимке Мария Петрова и Алексей Тихонов

Согласившись остаться в любительском спорте еще на один сезон, чемпионы мира-2000 Мария Петрова и Алексей Тихонов взвалили на себя крест первой российской пары. В том числе - обязанность биться на мировой арене только за победу.

В финал «Гран-при» питерские фигуристы вошли вторыми – проиграли один из двух стартов серии Алене Савченко и Робину Шелковы, выступающим за Германию. Правда, сразу же после поражения заметили в общении с журналистами, что с судейскими оценками не соглавны категорически. Не считают, что были хуже победителей ни в короткой программе, ни в произвольной.

Подобный комментарий удивил многих. Петрова и Тихонов долгие годы считались в российской сборной  некой разменной монетой, которую не грех заплатить за негласную гарантию неприкосновенности своих же, российских лидеров. Сначала – Елены Бережной и Антона Сихарулидзе, потом – Татьяны Тотьмяниной и Максима Маринина. Успех на чемпионате мира-2000 в Ницце стал следствием неожиданно сложившихся обстоятельств. Бережная и Сихарулидзе не смогли выйти на лед из-за простуды партнерши и так получилось, что Маша с Алексеем неожиданно для себя оказались в роли первых номеров сборной и именно на их поддержку, как водится в таких случаях,  были брошены все силы. Не случись этого, думаю, фигуристам снова пришлось бы довольствоваться вторыми ролями, даже если бы они выступили столь же блестяще.

После того, как Петрова и Тихонов не сумели попасть в тройку на Играх в Солт-Лейк-Сити и затем на послеолимпийском чемпионате мира в Нагано, где катались на редкость хорошо, в их интервью стала прослеживаться своего рода обреченность: мол, спорить с судьями бессмысленно. Значит, нужно кататься для себя и для зрителей. Косвенным подтверждением того, что за эту пару Россия бороться по-прежнему не намерена, стали слова, сказанные Тихонову в Нагано президентом российской федерации фигурного катания Валентином Писеевым: «Какие вы все-таки молодцы! Вас засуживают, а вы даже не жалуетесь».
«А нужно?» - задал встречный вопрос Тихонов. Ответа не последовало.

Нечто похожее происходило и в прошлом сезоне. Выступление россиян на чемпионате мира в Калгари, куда не приехали олимпийские чемпионы Турина Тотьмянина и Маринин, заслуживало гораздо большего, нежели бронзовая медаль.

Расстройство фигуристов на тех соревнованиях было чудовищным. Они по-прежнему никак не комментировали судейский произвол вслух, но в глазах постоянно стоял немой вопрос: «Почему? Ведь мы поехали на чемпионат мира именно для того, чтобы команда не выглядела совсем обезглавленой. И снова остались без поддержки…»

В Москве чаша терпения переполнилась. До начала турнира фигуристы ничуть не сомневались, что победа в родных стенах им обеспечена. А как иначе? В конце концов, если называть вещи своими именами, спортсмены сделали большое одолжение российской федерации фигурного катания, оставшись в сборной еще на год в роли некоего стержня, вокруг которого предполагалось в экстренном порядке попытаться создать конкурентоспособную, как в прежние времена, сборную. Им выпала возможность в кои-то веки почувствовать собственную исключительность. Тем более, что со спортивной точки зрения они ничуть не должны были потерять: колоссальный опыт обычно компенсирует недостаток тренировок, а по техническому оснащению фигиристы, несмотря на возраст, несколько лет подряд совершенно объективно были одними из лучших в мире. К тому же Мария с Алексеем уже успели проверить новые программы на публике – победили с ними на этапе «Гран-при» в Париже.

Не учли они одного: что спорт никогда не стоит на месте. Даже при том, что в этапах «Гран-при» жребий выигрышно развел россиян с основными соперниками – двумя китайскими парами – остальные тоже не теряли времени даром. По-сумасшедшему прогрессировал смешанный, спонтанно сложившийся японско-российский дуэт Юко Кавагучи - Александр Смирнов, в неплохой форме подошли к сезону Савченко - Шелковы. Это и выяснилось в Москве. К тому же откататься без ошибок Петровой и Тихонову не удалось: сказалось недостаточное количество тренировок. Алексей признал это сам. Так что его первое возмущение действиями судей, высказанное вслух, было, скорее, элементарной реакцией на то, что все получилось не совсем так, как хотелось.

- Конечно, первая пара не должна ошибаться, - сказал он. Из-за участия в телевизионном проекте у нас не было возможности не то, чтобы отдохнуть, а вздохнуть, перевести дух. Тренировки получались гораздо более интенсивными – мы четко понимали, что уже не можем позволить себе выяснять отношения, спорить. Выходили на лед и начинали пахать. За час успевали сделать все. Немножечко не хватило времени на количество повторений, что и сказалось на выступлении в Москве. Все ошибки произошли именно по этой причине. Но время появится, как только проект будет завершен. Думаю, к финалу «Гран-при» мы успеем сделать все, что задумывали...

Участие Петровой и Тихонова в ледовом телевизионном шоу потрясло весь российский мир фигурного катания.

- Если бы федерация не разрешила нам принять участие в проекте, люди никогда не увидели бы, насколько яркой и совершенно другой может быть Маша,  насколько другим могу быть я сам, - сказал по этому поводу Алексей. Мы бы и сами, наверное, никогда бы этого не узнали.

Не согласиться трудно. Выступление обоих партнеров в шоу совершенно по-новому раскрыло их в плане внутренней драматургии, внешнего вида. Петрова и Тихонов заискрились и засияли, как прекрасно ограненные драгоценные камни. Но это же невольно вызвало отчаянное сожаление: почему за столько лет совместных выступлений ни сами фигуристы, ни их тренеры не сумели сделать то, что было блистательно реализовано весьма далекими от парного катания людьми за считанные недели работы?

Понятие «стиль» подразумевает в фигурном катании (как и в любом другом виде спорта, где  оценивается не только техническое мастерство, но и художественный образ) множество вещей. Отточенные, законченные жесты, «дотянутые» колени, выразительность облика в целом, внешний вид.
Классические каноны женской красоты в хореографическом искусстве сложились в незапамятные времена. Маленькая, аккуратная голова, длинная шея, прямая выразительная спина, изящные щиколотки и запястья.  Если все это имеется в наличии, партнершу можно облачать в любой наряд или как угодно раздевать, не рискуя нарушить стильность и изысканность образа. Если же природных данных не хватает (а в спорте это случается сплошь и рядом), прическа, костюм и макияж должны быть продуманы до мелочей. Иначе даже самое безукоризненное выступление может оказаться сведенным на рядовой по внешнему восприятию уровень.

Можно, конечно, возразить: к чему тратить время на второстепенные, на первый взгляд, детали и поиски стиля, если есть возможность выучить феноменальную поддержку, выброс или прыжок и «убрать» соперников сложностью и классом? Такой точки зрения придерживаются очень многие тренеры, справедливо полагая, что безукоризненная «упаковка», умение себя преподнести - не самое главное в спорте. Но вспомните чемпионов прошлых лет: подавляющее большинство звезд отличала именно стильность облика. Берусь утверждать, что выдающимся фигуристам недавнего прошлого Елене Бережной и Антону Сихарулидзе именно за это качество прощали многие огрехи в катании. И никогда не прощали их Петровой и Тихонову.

Другое дело, что на одной элегантности далеко не уедешь – как не получилось у фигуристов в Москве. Но даже это, не ставшее победным выступление, оставило тем не менее чувство, что заново открыть на любительском льду таких знакомых, казалось бы, фигуристов, нам только предстоит.

«Лунную сонату», под которую в разные годы становились олимпийскими чемпионами Людмила Белоусова – Олег Протопопов, Екатерина Гордеева – Сергей Гриньков, фигуристы выбрали для произвольного танца, скорее, по наитию. Программы ставились летом, причем начало сезона получилось совсем не таким, как задумывали фигуристы. До начала июня они выступали в шоу Ильи Авербуза по городам России, не имея ни малейшего понятия, останутся в любительском спорте, или нет. Потом месяц отдыхали. И лишь по возвращении в Питер дали согласие остаться еще на сезон. Но Маша неожиданно заболела. Причем настолько серьезно, что Алексей даже пытался настаивать на том, чтобы отказаться от участия в телевизионном проекте и спокойно готовиться к последнему любительскому сезону.
Но получилось, как получилось. Главное – программы удались на славу.

- На мой взгляд, до этой музыки нужно дорасти. Именно дорасти, - сказал Тихонов о «Лунной сонате». - Раньше я не воспринимал это произведение так, как воспринимаю сейчас - словно две души раскрываются навстречу друг другу. Я понимал, что нам с Машей не хватает тренировок, но никакой скованности во время выступлений не ощущал. Ни в короткой программе, ни в произвольной.

- «Лунная соната» - очень легкая музыка, - поддержала партнера Петрова. – Скользишь и чувствуешь, что немножечко даже летишь надо льдом. Мы не собираемся уже никому ничего доказывать – пусть доказывают другие. Хотелось бы, конечно, чтобы судьи не ставили нас ниже, чем мы того заслуживаем. С остальным мы справимся сами.

Предположение, что первая российская пара может задержаться в любительском спорте больше, чем на один год, Тихонов отмел сразу.

- Олег Протопопов пытался уверить меня в том, что нужно оставаться на льду, пока ноги ходят, но я не готов с этим согласиться. Программа звезды на льду вдохнула в нас не только другие силы, но и другие мысли. И Аня Большова, с которой катался я, и партнер Маши Игорь Бутман научили нас смотреть на жизнь шире. Я только недавно, приехав на первые соревнования в Париж, понял, что и мы сами, и люди которые нас окружают в фигурном катании, постоянно находимся в очень узком мире.  Он классный, но слишком маленький. Нельзя в нем замыкаться. Хотя сейчас мы пока в нем остались. Не только потому, что нас попросила об этом федерация фигурного катания. Просто по-прежнему продолжаем получать удовольствие от того, что делаем на льду, стремимся доставить удовольствие тем, кто на нас смотрит. Плюс – материальная сторона. Нам пообещали еще на год оставить те деньги, которые платил Фонд поддержки олимпийцев в предолимпийском сезоне.

- А если пообещают платить не год, а три – до Игр в Ванкувере?

- Все будет зависеть от ситуации. Маша недавно сказала мне: «А детей когда рожать будем?» Я, в свою очередь, спросил: «Ты хочешь, чтобы наши дети жили в доме за городом? Значит, надо на него заработать?»

Петрова покачала головой:

- Мне кажется, что нам пора начинать делать какие-то другие шаги в жизни. Мы сложились, как спортсмены, но  складывать жизнь – это совершенно другое. Хотя соперников, у которых мы не могли бы выиграть, сейчас нет…

Написав после чемпионата мира в Калгари репортаж о последнем любительском выступлении Петровой и Тихонова, я ничуть не сомневалась (как и сами фигуристы на тот момент), что оно действительно подведет некую итоговую черту. Но вот парадокс: несмотря на многократно повторяемые фигуристами слова о том, что по-настоящему последним для них станет нынешний сезон, что-то мешает в это поверить. Возраст и вполне объяснимая жажда нормальной, спокойной жизни – серьезный аргумент. И все-таки трудно не думать о том, что после мартовского чемпионата мира в Японии до следующих Олимпийских игр останется меньше трех лет.

Хотя, к чему строить прогнозы? Даже если Петрова и Тихонов не рискнут задержаться в любительском спорте на этот срок, у них есть еще несколько месяцев на то, чтобы остаться в истории фигурного катания не парой, которой столько лет не везло, а людьми, сумевшими заставить мир посмотреть на себя совершенно другими глазами. И уже сейчас отчаянно пожалеть об их предстоящем уходе со льда.

2006 год

 

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru