Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Фигурное катание - Чемпионат мира 2006 - Калгари (Канада)
ВРЕМЕНА ПРОЩАЛЬНОГО ГОДА
Мария Петрова и Алексей Тихонов
Фото © AP
Мария Петрова и Алексей Тихонов

22 марта 2006

Российские фигуристы Мария Петрова и Алексей Тихонов завершили любительскую карьеру, завоевав бронзовые награды чемпионата мира. Золото досталось китайской паре Цинь Пан/Цзянь Тон, серебро - их соотечественникам Дань Чжан/Хао Чжан.

Это был лучший прокат Петровой и Тихонова за все семь лет их совместных выступлений. Совершенно безошибочный. Легкий. Гораздо более сложный, чем даже на мировом первенстве-2000, когда фигуристы единственный раз в своей жизни стали чемпионами. И все-таки ветераны российской сборной остались третьими. Проиграли двум китайским дуэтам, ни один из которых не сумел избежать падений.

Кто-то, просмотрев трансляцию произвольной программы, наверняка упрямо скажет: «Все равно они - лучшие!». И будет прав. Кто-то, возможно, скептически вздохнет: «К этому все шло». И тоже будет прав по-своему. Возможен и третий комментарий: «Не повезло...». В этом, увы, тоже есть доля истины.

Петрова и Тихонов проиграли не техникой, но стратегией. Если конкретнее - выбором программы на олимпийский сезон.

Когда фигуристы в самом конце года вдруг принимают решение поменять произвольную композицию, это всегда означает признание несостоятельности прежнего выбора. Если бы Мария, Алексей и их тренер Людмила Великова остановили свой выбор на «Временах года» сразу, возможно, и чемпионат Европы и Олимпийские игры могли бы сложиться для них иначе. Все-таки настроение, с которым спортсмены выходят на лед перед судьями, имеет колоссальное значение. А так получилось, что каждый из пройденных до чемпионата мира стартов незаметно накапливал «минусы» и убеждал арбитров в том, что лучшие годы Петровой и Тихонова уже позади. Значит, и церемониться сверх меры с экс-чемпионами мира не стоит. Хотим мы того или нет, но вторая оценка - за компоненты программы - есть не что иное, как отношение судей к значимости тех или иных спортсменов в их виде спорта. А вовсе не объективное отражение тех качеств, которые подразумевает текст официальных правил.

Поэтому собственно, никого не удивил в Калгари тот факт, что уже в короткой программе вторая оценка сильнейшей российской пары оказалась более чем сдержанной. Не случись этого, расклад финала вполне мог оказаться совсем иным.

Хотя, на мой взгляд, возвращаться к «Временам года» не следовало вообще. Эта программа - безумно любимая фигуристами, прекрасно ими исполненная, удивительно гармонично вписавшаяся в стиль катания, оказалась слишком сильно отягощена ассоциациями. С этой музыкой Петрова и Тихонов триумфально начали свою карьеру в 1999-м, выиграв чемпионат Европы. Оставили произвольную композицию на следующий сезон и вновь победили, причем дважды - на чемпионате Европы и затем - на мировом первенстве. До того как встать в пару с Тихоновым, Мария дважды катала «Времена года» с двумя разными партнерами - Антоном Сихарулидзе и Теймуразом Пулиным. Поэтому сам факт, что сильнейшие спортсмены России намереваются бороться за медали чемпионата мира с изрядно заезженной программой семилетней давности, не могла вызвать в сознании арбитров никакого энтузиазма. Кому же могло прийти в голову, что прокат получится настолько блистательным? Ведь предварительная расстановка медальных позиций подсознательно совершается судьями гораздо раньше, чем спортсмены выходят на лед.

Получается, просчет был большей частью тренерский. Можно ли было поставить перед собой задачу найти не просто хорошую, но гениальную и одновременно «свежую» музыку? Наверное, да. Хотя утверждать не стану. Тренеры и спортсмены «второго эшелона» далеко не всегда могут позволить себе найти средства, скажем, на то, чтобы заказать персональную обработку той или иной композиции. Как, например, в этом сезоне сделали Татьяна Тотьмянина и Максим Маринин. К тому же у нас в стране десятилетиями складывалось несколько пренебрежительное отношение к тем, кто постоянно пребывает в тени лидеров. Как следствие, они зачастую и сами выходят на лед с выражением обреченности на лице. Мол, катайся не катайся, все равно тебя в любой момент могут «убрать».

Но гораздо страшнее, когда этому чувству поддается тренер. Потому что состояние его собственной неуверенности передается спортсменам моментально. Не знаю уж, что говорили своим фигуристам, дебютантам чемпионата мира Марии Мухортовой и Максиму Транькову, их наставники Людмила и Николай Великовы, но я так и не смогла отделаться от чувства, что они не сказали чего-то самого главного. И потрясающе талантливая, хорошо наученная и все умеющая пара, которая (что немаловажно) в минувшем декабре на равных боролась с Юлией Обертас и Сергеем Славновым на чемпионате России, на глазах тысяч зрителей вдруг превратилась в маленьких, напуганных, абсолютно неуверенных в себе детей.

- Первый блин, как говорится, комом, но расстраиваться не стоит, - прокомментировал выступление Траньков. - Все-таки это наш первый взрослый чемпионат мира, не каждому дано вообще попасть на такие соревнования. Большая честь кататься при такой публике, в таком зале. Мы к тому же только-только пришли из юниоров, поэтому результат закономерен.

Слова фигуриста прозвучали настолько заученно, что я не выдержала:

- Вам это кто-то сказал, или вы сами чувствуете себя юниорами?

Фигурист задумался. И совершенно другим тоном ответил:

- Вообще-то не чувствуем. Могли совершенно спокойно бороться с украинской парой (Татьяна Волосожар/Станислав Морозов. - Прим. Е.В.) И с американской (Марси Хинцманн/Аарон Пархем. - Прим. Е.В.). По тем прокатам, которые делаем в тренировках и сделали в чемпионате России, вполне могли быть в «десятке». Точнее, обязаны были быть. Не знаю, как комментировать то, что случилось. Нас приучили видеть другие российские пары лидерами, равняться на них, учиться у них, но не бороться с ними. Поэтому нам самим тяжело настроить себя на такую борьбу. Может, именно это стало причиной некой расслабленности. Быть третьей парой вообще очень тяжело. Постоянно чувствуешь, что можешь оказаться за пределами команды. И что судьи обязательно будут необъективны. Хотя, наверное, об этом вообще думать не надо. Взять канадский дуэт (Дьюб/Дэвидсон. - Прим. Е.В.): год назад мы выигрывали у них на протяжении всего сезона. А в этом они занимают седьмое место, а мы - двенадцатое...

Убеждать спортсмена, попавшего на чемпионат мира, что у него еще все впереди, с моей точки зрения, неправильно всегда, сколько бы лет ни было дебютанту. Несколько лет назад Евгений Плющенко процитировал потрясающе верное высказывание своей мамы: «Маленьких спортсменов в большом спорте не бывает». Это действительно так. Бывают использованные и неиспользованные шансы. Пусть не выиграть, но запомниться. Как запомнились всему миру в этом сезоне Мао Асада в женском одиночном катании, Нобунари Ода - в мужском, Яна Хохлова и Сергей Новицкий - в танцах. Но для этого нужно, чтобы спортсмен выходил на лед с уверенностью, что он - самый лучший, самый красивый и все умеет. А не с мыслью, что его сейчас «засунут» неизвестно на какое место. Ведь по большому счету место не имеет никакого значения. Важен только прокат

Обертас и Славнов тоже покидали лед в растрепанных чувствах.

- Не знаю, что происходит, - чуть не плакала Юля. - Перед стартом трясет так, что ничего не могу с собой поделать. Прыжками так много занимаюсь, а уверенности все меньше и меньше. Даже страх перед ними появился. На тренировках делаю десять удачных попыток из десяти, а как соревнования - вся техника разлаживается.

Тренер пары Тамара Москвина рассуждала гораздо спокойнее:

- Если ребенок от природы очень активный, а Юля была именно такой девочкой, у него нередко появляется страх в ситуациях, когда решается что-то важное. Своего рода боязнь потерять то место, на которое претендуешь. Думаю, причина Юлиных ошибок кроется именно в этом. Как только она выходит на лед в ответственных соревнованиях, перестает себя контролировать. Бороться с этим можно. Просто до сих пор мы занимались большей частью тем, что доводили сложность элементов до нужных уровней, составляли программы. А когда все было сделано, недостаток психологической подготовки проявился по максимуму. Музыка Верди к тому же требует определенного настроения, куража, а какой может быть кураж после такого количества ошибок? Многие элементы, которые по замыслу должны были «играть», просто «пропали». Вторая причина неудачного выступления - недостаточно активные тренировки. Несерьезно Юля с Сергеем работали. По-детски.

Что тут добавить? Разве что посетовать, что медаль (скорее всего - единственная российская награда на этом чемпионате), завоевана спортсменами, рассчитывать на которых в следующем четырехлетии уже не приходится. И, может быть, тем, кто остался, стоит задуматься (если ставить перед собой серьезные задачи, разумеется), что до следующих Олимпийских игр осталось не «целых четыре года», а всего лишь триста с небольшим дней - до следующего Чемпионата мира, и что каждый из этих дней - в буквальном смысле на вес золота.

Ну а если никаких задач не ставить - так и расстраиваться нет причин.

 

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru