Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Фигурное катание - Чемпионат мира 2006 - Калгари (Канада)
ЧЕХАРДА ВОКРУГ ВАКАНСИИ
Яна Хохлова и Сергей Новицкий
Фото © Александр Вильф
Яна Хохлова и Сергей Новицкий

21 марта 2006

Выступления фигуристов во второй день чемпионата - сначала в танцах, а затем в короткой программе у мужчин - без конца наводили на мысль, что подавляющее большинство участников оказались на пике своей формы именно здесь, в Калгари, а вовсе не месяц назад в олимпийском Турине. Возможно, тому было объяснение. В Турине, несмотря на разговоры о том, что русским не позволят выиграть все четыре вида программы, а отдадут два или максимум три золота, все прекрасно понимали, что фавориты во всех четырех дисциплинах - именно российские спортсмены. И это не могло морально не убивать наиболее сильных соперников. Не могло не отбивать у них желания вести в каком-то смысле бесперспективную борьбу. В Калгари же чемпионские вакансии освободились. И борьба за медали приобрела совершенно иную остроту.

Парадокс, но ни один из журналистов и телекомментаторов даже не обмолвился, что мужскому турниру не хватает Евгения Плющенко. Настолько высоким оказался уровень соревнований. И интригующим. Чемпион Европы-2004 Бриан Жубер показал в короткой программе лучший (в том числе и для себя) результат, но остался с учетом квалификационных баллов третьим. Канадец Эмманюэль Сандю закончил короткую программу вторым, но проваленное первое выступление утянуло его на пятую позицию. Чемпион мира Стефан Ламбьель по-прежнему возглавляет ход борьбы, но «короткий» результат был всего-навсего четвертым. Ну а как относиться к тому, что между столь именитыми фигуристами затесался Нобунари Ода, и вовсе не понял никто. Еще в большем шоке был сам японец. Даже заметил на пресс-конференции: «Как-то не ожидал здесь оказаться, поэтому не знаю, что и говорить».

Для России этот день прогнозировался не слишком удачным. В отношении мужского турнира теплились слабые надежды, что в короткой программе Илья Климкин сможет хотя бы поблизости находиться к лидерам. Однако ее Климкин закончил десятым - сорвал тройной флип. Андрей Грязев, как уже сообщалось, неудачно откатал квалификацию, и чувствовалось, что первый, случайно в общем-то выпавший фигуристу международный старт дается ему ценой невероятных усилий. Грязев мог бы пойти на более «стабильный» вариант - не делать прыжок в четыре оборота, но выбрал наиболее сложный путь: рискнул. В итоге прогадал - упал на приземлении, смазал тройной флип, да и вообще расклеился - докатал программу с дорожками второго уровня сложности.

Хотя винить спортсмена сложно. Отказавшись от четверного, он просто перенес бы неизбежный этап ввода прыжка в короткую программу еще на один год. А делать это надо. Потому как Грязев относится к типу фигуристов, которые должны рассчитывать прежде всего на сложность и безошибочность, а не на музыкальность и харизму.

В танцах изначально не предполагалось, что сильнейшая из российских пар - Оксана Домнина и Максим Шабалин - сможет оказаться ближе шестого места. Что уж тут говорить о втором дуэте!

Но вот парадокс: именно о второй российской паре - Яне Хохловой и Сергее Новицком - в Калгари говорили ничуть не меньше, чем о лидерах. Не имею в виду обязательный танец. При том равенстве сил, которое сейчас существует в стане сильнейших, результаты первого вида танцевальной программы по большому счету ничего не значат. Поэтому разговоры большей частью велись о недавних турнирах.

Хохлова и Новицкий - дебютанты взрослых соревнований этого сезона - произвели фурор в январе на чемпионате Европы в Лионе. Сам факт, что новички с первой же попытки сумели войти там в десятку сильнейших, явление нечастого порядка. Но гораздо важнее было то, что танцоры запомнились всем, кто их видел. Стилем, программами, костюмами, изысканной интеллигентностью облика и той редкой культурой движений, которая отличала московскую школу времен еще Елены Чайковской и Татьяны Тарасовой.

Возможно, удивляться нечему. Тренер пары Александр Свинин в свое время катался именно у Чайковской с прекрасной партнершей - Ольгой Воложинской. После спорта со своей нынешней женой Ириной Жук (она занимается с Хохловой и Новицким хореографической подготовкой и постановками программ) несколько лет выступал в Ледовом театре Тарасовой. После того как Хохлова и Новицкий откатали произвольный танец на Играх в Турине, выразить свое восхищение увиденным Ирине Жук позвонила даже олимпийская чемпионка Калгари Наталья Бестемьянова, по словам которой выходило, что Яна и Сергей - чуть ли не единственная пара в мире, которую не смогли «изуродовать» новые правила.

Хохлова и Новицкий, кстати, могли вообще не поехать на чемпионат мира. После возвращения из Турина они, как и все остальные фигуристы сборной, приняли участие в показательных выступлениях в Москве и Питере, а от второго шоу в столице, назначенного на 10 марта, решили отказаться - уехали в Новогорск продолжать тренировки. И в первый же день, возвращаясь поздно вечером домой в Москву, попали в страшную аварию. Сергей стал объезжать громадный грузовик, который неожиданно выехал поперек дороги, и не увидел, что за ним дорога перекрыта еще одной такой же машиной. И на приличной скорости в нее врезался.

Яна сидела рядом, была пристегнута и почти не пострадала - отделалась ушибом голеностопа. Гораздо сильнее удар пришелся на водительскую сторону. «Форд» фигуристов пошел на списание, Новицкий сильно повредил колени и, несмотря на выскочившие подушки безопасности, ударился головой о стекло. По словам Свинина, когда спустя несколько часов он увидел своего спортсмена, гематома у того на лбу была такая, словно выросла вторая голова.

Впрочем, главным было то, что при ударе такой силы оба остались живы. Симптомы сотрясения мозга у Сергея исчезли через несколько дней, а с побочными эффектами в виде ужасающих синяков на лице представлялось несложным ближе к выступлению справиться посредством маскирующего тонального крема.

Свинин со смехом рассказывал, как в Новогорск уже после аварии приехала журналистка одной из московских газет. «Вы когда-нибудь кричите на своих спортсменов, ругаете их?» - спросила она тренера. «Как вам сказать», - пожал плечами тот. И тут из раздевалки появился Новицкий с фиолетовой физиономией...

Приехав в Калгари, я не могла упустить возможности поподробнее расспросить Александра Свинина и Ирину Жук об их питомцах.

- Яна с Сергеем катаются у нас третий сезон, - стал вспоминать Свинин. - Сами пришли на каток в «Сокольники» и попросили взять их в группу. Как потом выяснилось, они сначала приехали тайком, просто посмотреть со стороны, как мы с Ирой работаем. Видимо, им что-то понравилось. А может быть, свою роль сыграло то, что наша с Олей Воложинской пара в свое время очень нравилась родителям Яны и Сергея. С ними мы тоже встречались - объясняли, что ничего толком не можем предложить их детям.

Ведь у нас в то время были совсем плохие условия для работы. Просто чудовищные. На льду «Сокольников» мы проводили две тренировки в день по 45 минут. Остальное время отдавалось хоккеистам. Льда категорически не хватало, поэтому мы дополнительно тренировались везде, где только можно. Платили за лед во время сеансов массового катания на других катках, выкраивали для себя какие-то площадочки и там работали. Но ребят это не смутило. Весь первый год пребывания в нашей группе они были вынуждены тренироваться в таких вот ужасающих условиях. Мы с Ирой постоянно ждали, когда они уйдут. Более того, поняли бы это. А они остались.

- Три года назад в России хватало танцевальных тренеров. Вам не страшно было брать столь талантливых фигуристов, не имея толком ни тренерского опыта, ни учеников?

- Дело в том, что тогда Хохлову и Новицкого вовсе не считали талантливыми. Скорее бесперспективными. Наверное, помните: на ведущих ролях в России были тогда высокие, фактурные танцоры. На их фоне Яна с Сергеем выглядели маленькими и невзрачными. Поэтому и считалось, наверное, что никакого будущего у них быть не может. Хотя в рамках новых правил гибкость, растянутость в сочетании с небольшим ростом дают большие преимущества. К тому же Сергей - очень надежный, стабильный партнер.

- Насколько активно ваши спортсмены принимают участие в творческой стороне работы?

- Мы всегда советуемся с ними по поводу программ. Ребята всесторонне образованные, увлекаются музыкой, разбираются в ней. Хотя за композиции для произвольных программ отвечаем все-таки мы с Ириной. Всегда тщательно готовимся к постановкам, просматриваем массу материала, так что выбор музыки никогда не бывает случайным.

- А вам никто не говорил, что выбор «Болеро» в качестве произвольного танца да еще дебютантами взрослых соревнований в олимпийский год - это просто нахальство?

- Сами от себя такого не ожидали. Рассматривалось множество вариантов самой разной музыки, среди которых «Болеро» вообще не фигурировало. Мы же катались в эпоху Джейн Торвилл и Кристофера Дина, и, думаю, не только для нас, но для всех танцоров того поколения «Болеро» всегда было неким табу. Но получилось так, что «Болеро» принес человек, который помогает нам искать музыку. Сказал, что это не классический вариант (его мы даже не стали бы слушать), а так называемое «Болеро» - фламенко. И эта музыка произвела на всех нас настолько сильное впечатление, что остальные композиции на этом фоне враз потерялись. Особенно мы горды тем, что ни один человек из тех, кто подходил к нам высказать свое впечатление о танце, не сказал, что это плагиат.

- А кому принадлежит идея столь необычного, «гимнастического» стиля катания?

- Он сложился скорее от безысходности. От постоянного недостатка места на льду. Отрабатывать амплитудные элементы, дорожки мы зачастую просто не имели возможности, поэтому старались искать элементы, которые можно тренировать на маленьком пространстве и которые могут запомниться. Это сработало: после самого первого появления Хохловой и Новицкого на российских соревнованиях нас наперебой начали спрашивать, откуда они вдруг взялись.

Возможно, сыграло роль и то, что у нас с Ириной был большой опыт катания в разного рода театрализованных шоу. То есть на совсем маленьких площадках. После того как ушли из театра Тарасовой, довольно много работали с итальянским постановщиком Джузеппе Ареной. Это тоже помогло приобрести массу интересных знаний о постановке как таковой.

- Вы с Ириной рассчитывали, что дебют ваших спортсменов на международной арене окажется столь ярким?

- Если честно, даже не мечтали.

 

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru