Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Facebook
Блог

Фигурное катание - Чемпионат мира 2004 - Дортмунд (Германия)
ПЛЮЩЕНКО СТАЛ ДРУГИМ
Евгений Плющенко
Фото © Александр Вильф
на снимке Евгений Плющенко

25 марта 2004

Второй день чемпионата мира сложился для России вполне удачно: Евгений Плющенко обеспечил себе прекрасную позицию для того, чтобы отстоять свой титул сильнейшего в мире. Когда ученик Алексея Мишина уверенно справился с необходимым набором обязательных элементов (каскад 4+3, тройной аксель и тройной лутц в прыжковой части), кое-кто по инерции рассуждал, что доводилось видеть куда более мощные и впечатляющие прокаты в исполнении россиянина. Однако налицо было и другое: за полтора месяца, прошедших после чемпионата Европы в Будапеште, Плющенко стал другим. Более собранным, полностью сконцентрированным - почти совсем как в те времена, когда борьба на льду шла с первой и до последней секунды.

Комментировать выступление не захотели ни сам Евгений (хотя он и не скрывал удовлетворения), ни Мишин.

- Поймите правильно, - сказал тренер журналистам. - У нас примета. Не хочу, чтобы повторилась ситуация Будапешта. После соревнований - любые комментарии.

Этот сезон, если вспомнить его начало, давал болельщикам не так много поводов для оптимизма. Травмированное колено лидера, больной ахилл Ильи Климкина, отказ от продолжения карьеры Александра Абта, неопытный, а главное - крайне нестабильный в выступлениях Андрей Грязев... Все это воспринималось бы гораздо менее болезненно, не будь недавнего блистательного противостояния двух выдающихся мастеров - Плющенко и Алексея Ягудина. Они приучили нас к мысли, что в мужском катании у России нет и не может быть никаких проблем. Создали эталон мастерства, с которым порой так и тянет сравнить последователей. И виноваты ли те, кто далеко не всегда это сравнение выдерживает?

Неудача Климкина на дортмундском льду (в короткой программе Илья показал девятый результат и лишь более выгодная позиция после квалификации помогла ему переместиться на восьмое место, опередив Грязева) заставила было проникнуться сочувствием: «Ах, бедняга, снова, наверное, травмы сказываются!». Однако версия травм была начисто отметена тренером Климкина Виктором Кудрявцевым.

- Илья просто перенервничал, - объяснил он. - Он прекрасно выполнил тройной аксель, но не пошел на каскад - сделал «тройку» после приземления. Это говорит только о его неуверенности в себе. Четверной тулуп не получился из-за того, что Илья поторопился, засуетился при заходе на прыжок. Я был готов к подобному, поскольку уже несколько дней Илья ведет себя не совсем адекватно. Неуверенность, граничащая со страхом, бросалась в глаза даже на тренировках. Больная нога здесь совершенно ни при чем.

Не справился с нервами и канадец Эмануэль Сандю. Причем напрочь: сделал двойной прыжок вместо запланированного четверного, упал с акселя. Как признался сам, не выдержал психологического давления. Слишком большие надежды стали возлагать на фигуриста в родной Канаде после того, как Эмануэль в декабре выиграл финал «Гран-при» у Плющенко.

Прокат Грязева оказался на редкость четким, с высоченным, редким для мужского катания тройным акселем в каскаде. Второй аксель - в конце программы - был двойным. Как выяснилось, именно так выглядит короткая программа Грязева в юниорском варианте, и, по словам Андрея, усложнять ее по ходу выступления не было никакого смысла: все равно это не помогло бы войти в число тех, кто ведет борьбу за медали.

- Удивительно, но выступать на взрослом чемпионате мира мне психологически легче, чем было три недели назад в Гааге. Возможно, я пока не испытываю того напряжения, какое является уделом лидеров. Но факт есть факт: катался с большим удовольствием и жду не дождусь финала.
Возвращаясь к упомянутому примеру Плющенко и Ягудина, можно, разумеется, сказать, что в возрасте Грязева они оба уже вовсю бились за взрослые медали. Но стоит ли проводить параллели? Отсутствие в соревновательной программе Андрея прыжка в четыре оборота автоматически вычеркнуло его из числа возможных фаворитов.

Татьяна Тарасова, под руководством которой Грязев катается уже два года, еще на европейском первенстве говорила, что, возможно, четверной прыжок будет добавлен в композицию в ближайшее время. Тем более что на тренировках Андрей справлялся с ним вполне прилично. Однако планы пришлось подкорректировать. Видимо, тренеру показалось слишком рискованным экспериментировать в дебютном взрослом сезоне до такой степени. В Дортмунде четверной в короткой программе решили показать сразу 12 куда более опытных, чем Грязев, спортсменов, и едва ли половина из них выполнила прыжок более или менее успешно.

Грязев же запомнился прежде всего тем, что не просто боролся за каждый свой элемент, но делал это с видимым удовольствием.

- Больше всего мне понравилось то, что все три наших фигуриста привезли сюда очень интересные, содержательные и образные программы, - прокомментировал итоги выступлений Кудрявцев. - Таких композиций было не так много. Хотя должен отметить, что новая система судейства, при которой нам пришлось выступать в первой половине сезона, привнесла в фигурное катание немало плюсов. Заставила тренеров подходить к работе более творчески. Хорошее впечатление произвел Стефан Ламбьель- в его программе появились новые связки элементов, интересные шаги, великолепные прыжки, которых раньше не было. По сравнению с чемпионатом Европы он стал намного стабильнее. В то же время в отличие от многих моих коллег я весьма разочарован катанием американца Джонни Вейра. Мне не по душе столь женственный стиль исполнения, отсутствие в композиции содержания, соответствующего мужским соревнованиям. Что касается немца Штефана Линдеманна, прокат которого восприняли как сенсацию, меня он не удивил. Линдеманн всегда был достаточно стабилен, а в Дортмунде к тому же сработал эффект родных стен.

Немецкие болельщики расценили выступление своего спортсмена как подвиг. По иронии судьбы, именно в Дортмунде чемпионом мира-80 стал Ян Хоффман, однако в последний раз представитель Германии (Норберт Шрамм) пробился в призеры мирового первенства аж 21 год назад. Третий результат в короткой программе - отнюдь не гарантия, что Линдеманн получит в четверг медаль, но отчего же не помечтать, пока есть такая возможность?

Мечтали же мы после сокрушительного провала наших одиночниц в Будапеште о том, что в сборную вместо не оправдавших надежд юниорок вернутся проверенные бойцы - четырехкратная чемпионка Европы Ирина Слуцкая и Виктория Волчкова, и тогда дела в нашем женском катании поправятся самым кардинальным образом. Однако первые тренировочные прокаты российских спортсменок эту уверенность поколебали. Ни Волчкова, ни Слуцкая не выглядели готовыми биться за медали. Не повезло им и с жеребьевкой на вчерашний квалификационный турнир. Среди соперниц вице-чемпионки мира Елены Соколовой в группе В оказались победительница европейского первенства Юлия Себестьен, Елена Ляшенко и Саша Коэн. А в группе А компанию двум другим нашим одиночницам составили три японки и пятикратная чемпионка мира Мишель Кван.

Главные фаворитки Коэн и Кван приехали в Дортмунд с новыми тренерами. Саша - с Робин Вагнер, Мишель - с Рафаэлем Арутюняном. Оба тренера не скрывали, что благодарны судьбе, подкинувшей им подарок в виде столь потрясающих подопечных. Общаясь с журналистами, Робин не уставала говорить теплые слова в адрес Татьяны Тарасовой, которая, расставшись с Коэн, порекомендовала ее в качестве нового наставника. Сотрудничество, безусловно, пошло впрок: Коэн возглавила свою группу, причем справедливость этого была очевидна.

Что касается Арутюняна, то он получил первый опыт работы с Кван несколько лет назад, когда, еще не успев обосноваться в Америке, эпизодически наезжал в тренировочные лагеря в Лейк-Эрроухед. Там Рафаэль, в частности, давал уроки прыжковой техники Мишель с полного одобрения тогдашнего тренера фигуристки Джона Никса. Обратиться за постоянной помощью к российскому тренеру Кван решила после неудачного для себя начала сезона (она проиграла Коэн один из турниров в Нью-Йорке и тут же забила тревогу). «Только сейчас я понял, что такое по-настоящему творческая работа, - признался Арутюнян. - Все, чем приходилось заниматься раньше, было просто-напросто дрессировкой».

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru