Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Фигурное катание - Чемпионат Европы 2004 - Будапешт (Венгрия)
ОТ БУДАПЕШТА ДО БУДАПЕШТА
Мария Петрова - Алексей Тихонов
Фото © Александр Вильф
на снимке Мария Петрова - Алексей Тихонов

6 февраля 2004

За последние 40 лет истории чемпионатов Европы начиная с 1965 года наши пары проигрывали их всего три раза. В 1982 и 1983 годах чемпионами континента становились немцы Сабине Бесс и Тасилло Тирбах, а в 1995-м - их соотечественники Мэнди Ветцель и Инго Штойер. Тренер нынешних уже 3-кратных чемпионов Европы Олег Васильев сам был трижды лучшим фигуристом континента в дуэте с Еленой Валовой. Причем их первая европейская победа была одержана Еленой и Олегом как раз здесь, в Будапеште.

Чем не фабула для сюжета? Но беглый взгляд на список чемпионов разных лет невольно наводил на другие мысли. Почти никогда не бывало такого, чтобы лучшая пара Европы не становилась вскоре и лучшей в мире. Тотьмяниной и Маринину это пока не удавалось...

Они ехали за мировым золотом год назад в Вашингтон. И сами фигуристы, и их болельщики были почти уверены в том, что триумф состоится. На протяжении почти всего сезона Васильев неоднократно говорил: соперников Тотьмяниной и Маринину он не видит. Значит, нужно просто дождаться главного старта.

Но наступил вашингтонский чемпионат - и золото в парном катании благополучно уехало в Китай. Причем увезла его пара, которая вообще собиралась закончить выступления годом ранее, - Шень Сюэ и Чжао Хонбо.

В Будапеште-2004 с первого дня было очевидно: высшие награды достанутся российскому дуэту. Но точно так же бросалось в глаза и то, что сами фигуристы относятся к чемпионату как к промежуточному этапу подготовки. Все их помыслы устремлены к другой цели. Февральский старт - всего лишь репетиция. И даже не генеральная. Так, наброски будущего шедевра.

ЗОЛОТАЯ «РЫБА»

Стать лучшими на трех чемпионатах Европы подряд - великое достижение. 11 побед Ирины Родниной - рекорд столь же фантастический, сколь и недосягаемый. Поэтому - вне сравнений. Белоусова и Протопопов становились чемпионами Европы 4 раза. Екатерина Гордеева и Сергей Гриньков - трижды. Как и Валова с Васильевым. В эту же компанию в среду вошли и чемпионы Европы-2004. Сказать, что победа далась Татьяне и Максиму малой кровью, было бы крайне бестактно. К этим наградам фигуристы не плыли по течению, а карабкались по подводным камням: травмы Татьяны сделали достижение почти подвигом. Не нужно было задавать вопросов, чтобы понять, каких нервов стоил финал и Максиму - все было написано на его лице. Но вот парадокс: ликования, которым обычно сопровождается победа такого уровня, под сводами «Арены» не наблюдалось. В представлении журналистов результат был из разряда тех, что принято именовать «дежурным».

В какой-то степени виновником стал Васильев: тренер в каждом интервью подчеркивал, что этот вариант выступления - отнюдь не конечный. Ни по сложности, ни по исполнению, ни по внешнему виду фигуристов. Выражаясь журналистским языком - «рыба», то есть заготовка. Ставшая по стечению обстоятельств золотой.

Тотьмянина и Маринин не допустили ни одного сбоя. Но такое ли уж это великое достижение для двукратных чемпионов Европы, коими они были до финального выступления, - откатать без ошибок сильно облегченную композицию? Для спортсменов, не до конца оправившихся от травмы, это, безусловно, большое дело. Но табличку с объяснением причин на грудь ведь не повесишь. И пресс-релиз всем зрителям не раздашь. Они видят лишь то, что происходит у них перед глазами.

Чемпион мира в танцах на льду Илья Авербух, приехавший в Будапешт в качестве телекомментатора, поздравив Васильева с победой его спортсменов, не удержался от иронии: «Олег, а ваша-то с Леной олимпийская программа 20-летней давности по сложности была такой же, как у Тотьмяниной и Маринина сейчас».

«Сложнее, - невозмутимо парировал Васильев. - Мы делали тройной сальхов, а не двойной».
Тренер несколько обиделся, когда я заметила, что с таким выступлением рассчитывать на золото чемпионата мира в Дортмунде вряд ли можно. Однако подобную точку зрения разделяли многие. Обратившись за комментарием к Виктору Кудрявцеву (тренер внимательно смотрел за состязанием пар с трибуны), я услышала:

- Таня и Максим катались очень хорошо. Но, на мой взгляд, в парном катании кроме сложных элементов должны присутствовать и другие качества. У классной пары каждое новое движение всегда вытекает из предыдущего. Это создает ощущение монолитности. Помните выступление канадцев Сале и Пеллетье в Солт-Лейк-Сити? С первого и до последнего такта это было единое целое, непрерывное скольжение независимо от того, какой элемент исполнялся - прыжок или поддержка. А мы гораздо чаще видим совсем другое: разбег - элемент, разбег - элемент. Сделали спортсмены прыжок - скорость погасла. Разбежались, еще что-то изобразили - и снова пауза. Пропадает зрелищность. Вроде все чисто, а отклика в душе никакого.

Впрочем, судя по спокойствию Васильева, нынешние недостатки катания его пары поправимы.

- У нас есть свои секреты, - сказал он. - Если бы мы не знали, что делать, то не стоило бы вообще готовиться к чемпионату мира. Но рассказывать о задумках я не буду. Зачем? Чтобы раньше времени проинформировать соперников? Пусть они увидят все в Дортмунде.

ТЕХНОЛОГИЯ ЧЕМПИОНСТВА

Выступать за сборную России в парном катании - всегда непростое испытание. Для всего мира мы, несмотря на проигранный год назад чемпионат мира, - держава, поставляющая эталонный товар. Именно поэтому каждые новые чемпионы мгновенно становятся объектом крайне пристального изучения. Понять, почему это удается одним и не удается всем прочим, стремятся многие. С человеческой точки зрения, это порой выглядит весьма безжалостно. Переходы от одного тренера к другому, смена партнеров нередко сопровождаются личными драмами, скрытыми от остального мира. Но подготовка чемпионов - не личное дело. Скорее - жесткая технология, требующая жертв. Особенно в парах, самом тяжелом виде фигурного катания. На пресс-конференции, на которую герои первого финала слегка запоздали, журналисты, как водится, обсуждали свежие события. Послушать западное мнение о российских реалиях было по меньшей мере любопытно.

- Тотьмяниной идут длинные волосы, - заметила одна из старейшин репортерского цеха англичанка Сандра Стивенсон, известная в кругах фигурного катания своим в высшей степени придирчивым взглядом и не менее острым языком. - Не мешало бы, правда, их причесать. Не знаете, они с партнером не конфликтуют? Что-то тепла в катании маловато. Даже там, где оно полагается по сюжету. А вот ваша молоденькая пара (Юлия Обертас - Сергей Славнов. - Е.В.) мне весьма понравилась. Мальчик пока сыроват, но ведь найти готового партнера сейчас не так просто. Я бы сказала (пожилая журналистка рассмеялась), что это вообще проблема всей нашей жизни. Хотя больше всего мне понравились не те и не другие, а Петрова с Тихоновым. В высшей степени профессиональная работа. Жаль, что им никогда не дадут выиграть...

- Почему? - не удержалась я от вопроса.

- Сложно объяснить, - вздохнула собеседница. - Вроде все у них есть, а чего-то не хватает.

В целом же разговоры сводились к одному: если тренер рассчитывает на длительный успех, он должен уметь просчитывать даже то, что теоретически не оценивают судьи, - костюм, прическу, макияж. История фигурного катания знает немало случаев, когда прекрасно обученные спортсмены не добивались успеха лишь из-за неумения преподнести себя публике. Хотя правильнее будет сказать по-другому: благодаря умению преподнести себя в самом невыигрышном свете.

Год назад на чемпионате Европы в Мальме я беседовала на эту же тему с Людмилой Великовой. «Не знаю даже, что делать, - вздыхала она. - Никак не могу объяснить Юле, что нужно сменить прическу, сделать совершенно другой макияж. Она вбила себе в голову, что так ей идет, и наотрез отказывается что-то менять. Похожие стычки у меня в свое время были с Женей Шишковой - помните ту ее ужасную челку? Потом с Машей Петровой. Ну почему они понимают, что были не правы, когда это становится слишком поздно?».

Если бы не тот разговор, я бы, наверное, и не обратила внимание на то, как быстро была приведена в порядок голова Обертас, едва она оказалась в группе Тамары Москвиной. Не берусь сказать, какими усилиями. Вполне вероятно, что возражения (если они и были) не принимались в расчет в принципе. Зато в Будапеште не было ни единого человека, кто не обратил бы внимания, насколько повысил акции дебютантов новый образ партнерши.

ЕЩЕ РАЗ О ЧЕМПИОНСТВЕ

И все-таки тянет поразмышлять: а был ли возможен иной расклад на пьедестале? Победа Тотьмяниной и Маринина при всем уважении к 3-кратным чемпионам Европы не стала бесспорной. Причиной тому - великолепный прокат экс-чемпионов мира Петровой и Тихонова. Формально специалисты объяснили их серебряные медали тем, что в выступление вкралась ошибка: Мария оступилась при приземлении с выброса.

Именно об этом стал было говорить Авербух, но я перебила:

- Вы хотите сказать, что если бы прокат был чистым, Петровой и Тихонову отдали бы первое место?

- Нет, - не задумываясь ответил Илья. И тут же слегка замялся: - Это невозможно объяснить. Я, по крайней мере, не могу. Обычно Машу с Алексеем критикуют за то, что им недостает скорости. Но ведь и скорости, и эмоций у них сегодня было значительно больше, чем у победителей. Если разбирать программу по элементам, то преимущество тоже на их стороне: Петрова и Тихонов прыгнули два акселя в два с половиной оборота, в то время как Тотьмянина с Марининым - двойной сальхов и тулуп в каскаде. Другими словами, несмотря на помарку, именно вторая пара должна была стать первой.

С точки зрения логики - безусловно. Но получилось, как уже случалось много раз: катание чемпионов Европы заведомо расценивали как лучшее по совокупности качеств. Можно, кстати, вспомнить те же самые Игры в Солт-Лейк-Сити, скандал, развернувшийся вокруг поражения канадской пары. Положа руку на сердце, Елена Бережная и Антон Сихарулидзе не были лучше соперников в том конкретном олимпийском выступлении. В целом же с учетом всех предыдущих заслуг, да и того, что демонстрировали они на тренировках, российские фигуристы, безусловно, не имели равных в мире. Но олимпийскую произвольную программу откатали не лучшим образом. Когда я напомнила об этом Авербуху, он согласился:

- Бережная и Сихарулидзе - выдающиеся спортсмены. Но, пожалуй, я с трудом вспомню прокат, в котором они не сделали бы ни одной ошибки. Помните ситуацию на чемпионате мира в Хельсинки, когда Лена с Антоном чуть было не проиграли китайцам? Победили потому, что все как бы заведомо признавали: русские сильнее, более артистичны, лучше катят. Мне кажется, что в свое время Бережную и Сихарулидзе судьи изначально поставили на место, которое до них занимали Казакова и Дмитриев. Точно так же, как Тотьмянину и Маринина - на место их предшественников. Вот только соперники подбираются все ближе и ближе. И не всегда победа бывает объяснима. Самое же страшное заключается в том, что смотреть соревнования становится все менее интересно. Из-за таких результатов в том числе. Публика просто не понимает, почему побеждают те или иные спортсмены. Иногда я даже начинаю побаиваться, что зрители перестанут относиться к фигурному катанию как к спорту. Будут приходить на показательные выступления аплодировать тем, кто им больше по душе.

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru