Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Фигурное катание - Чемпионат мира 2003 - Вашингтон (США)
ПРОИГРЫВАТЬ - ЭТО ИСКУССТВО
Елена Соколова
Фото © Александр Вильф,
на снимке Елена Соколова

31 марта 2003

- Кто выиграл? - спросил меня портье вместо приветствия в последний день чемпионата.

- Мишель Кван, - вздохнула я и улыбнулась из вежливости. Ответной улыбки не последовало. Более того, лицо служащего скривилось в гримасе, более свойственной собирающемуся заплакать ребенку:

- Как жалко. Я так болел за вашу девочку. Она чудесная фигуристка!
Воистину неисповедимы законы человеческих симпатий. Пожилой темнокожий американец одной фразой разрушил миф о том, что вся Америка умеет переживать только за своих спортсменов.

Вашингтон для фигуристов - город особый. Правда, скорее это относится к профессионалам - именно на MCI Arena много лет подряд проводились чемпионаты мира среди тех, кто оставил любительский спорт. Здесь же в 1999-м двукратный олимпийский чемпион и 5-кратный чемпион мира Дик Баттон сумел собрать весь цвет мирового ледового королевства, объединив любителей и профессионалов в рамках своего турнира. В Вашингтоне-2003 Баттон выступал в привычной для себя роли телекомментатора - вместе с еще одной легендой фигурного катания Пегги Флемминг.

Организаторам чемпионата мира стоит сказать спасибо уже за то, что они нашли возможность пригласить на праздник тех, кто в разные времена создавал славу фигурному катанию. Не все сумели приехать, но знакомые лица попадались на каждом шагу: Екатерина Гордеева, Брайан Бойтано, Илья Кулик, Алексей Ягудин, Оксана Баюл, Артур Дмитриев, Тодд Элдридж, Джеми Сале и Давид Пеллетье, Юка Сато и многие, многие другие.

Америка - противоречивая страна. Не всегда понятная европейцам. Но именно она возводит фигуристов в ранг небожителей, предоставляя им работу и славу. Поэтому победа на чемпионатах мира, проводящихся в США, - совершенно особое достижение.

По сравнению с прошлым мировым первенством, на котором наши завоевали три золота, единственную высшую награду Евгения Плющенко в этом году можно расценить как весьма скромный успех. Но ни одна другая страна не уехала из Вашингтона с таким уловом наград. Кроме золота у нас три серебра и бронза.

В заключительные два дня произошло две сенсации: чемпионы мира в танцах Ирина Лобачева и Илья Авербух, выигравшие в этом сезоне все предыдущие старты, уступили высший титул канадцам Шэ-Линн Бурн и Виктору Краатцу, а в состязаниях женщин вице-чемпионка Европы Елена Соколова на равных боролась с легендарной американкой Мишель Кван.

ПОДЛЕДНЫЕ ТЕЧЕНИЯ

Шэ-Линн Бурн - Виктор Краатц
Фото © Александр Вильф,
на снимке Шэ-Линн Бурн - Виктор Краатц

Еще совсем недавно в каждом репортаже о танцах на льду так или иначе проскальзывало: «Мы не можем проиграть, потому что...»... Далее, как правило, следовал экскурс в историю, в которой поражения российских дуэтов были явлением исключительным. Если не считать эпоху великих Джейн Торвилл и Кристофера Дина, оставивших спорт в 1984-м, отдать золото пришлось лишь в 91-м - французскому дуэту Изабель и Полю Дюшене. И то случайно. Болельщики со стажем наверняка помнят, что Марина Климова и Сергей Пономаренко, уже опередившие соперников по прокату, оказались вторыми лишь по причине нечастого в практике крупных соревнований и оттого крайне обидного «перевертыша» - когда полученные кем-то третьим оценки диаметрально меняют расстановку лидеров.

А вот за последние три чемпионата мира золото досталось России лишь раз - в прошлом сезоне. И вашингтонский турнир должен был доказать, что победа Ирины Лобачевой и Ильи Авербуха, которую они одержали год назад после ухода олимпийских чемпионов Марины Анисиной и Гвендаля Пейзера, была не случайной.
Доказать не получилось. Теоретически чемпионы мира должны были завершить карьеру победой. Прошлогодний массовый уход из любительского спорта не только французов, но и еще двух дуэтов, отделявших в танцевальной иерархии Лобачеву и Авербуха от их нынешних соперников, поначалу создал вокруг российской пары некий вакуум. Поэтому и был велик соблазн остаться еще на сезон, чтобы снять золотые «пенки» со всех возможных соревновательных блюд.

Но свято место пусто не бывает. Пока в Европе недавние аутсайдеры примерялись, как занять местечко поближе к лидерам, их опередили канадцы. Опередили заочно. На протяжении сезона Шэ-Линн Бурн и Виктор Краатц ни разу не встречались с чемпионами мира. Но и не скрывали при этом, что работают ради победы на мировом первенстве.

Думаю, одной из причин разрыва фигуристов с их тренером Татьяной Тарасовой стало неудовлетворенное желание располагать вниманием наставника целиком и полностью. Тарасова же параллельно работала с украинскими танцорами Еленой Грушиной и Русланом Гончаровым, американкой Сашей Коэн, российским одиночником Андреем Грязевым. Вот и получилось, что Бурн и Краатц большей частью находились под опекой хореографа Николая Морозова. С ним вместе они и ушли, что было вполне объяснимо: Бурн и помощника Тарасовой уже давно связывали не только профессиональные, но и личные отношения.

На имидж своего дуэта так или иначе работала вся Канада. Отнюдь не из чувства патриотизма. В Америке вообще не принято брать за основу эфемерные понятия. Есть куда более движущая сила - законы бизнеса. Главной причиной, по которой канадская федерация была готова лечь за своих спортсменов костьми, заключалась в истекающем контракте с телевидением. Все прекрасно понимали, что единственной гарантией его продления могла стать только золотая медаль мирового первенства. Не будет медали - финансовый поток иссякнет.

По словам тренеров российского дуэта - олимпийских чемпионов 1980 года Натальи Линичук и Геннадия Карпоносова, которые оказались перед журналистами сразу после рокового проката своих спортсменов, на них шло колоссальное давление с самого начала сезона.

- Нам неоднократно предлагали уйти, не выступать на чемпионате мира, - рассказал Карпоносов. - Убеждали, что это в наших же интересах. Что в этом случае в качестве отступных мы получим гораздо больше денег, чем за возможные золотые медали. Что, наконец, останемся в истории спорта непобежденными. К началу чемпионата мира это давление стало просто невыносимым. Но мы решили бороться до конца. Понимали, что будет крайне тяжело. Канадская пара занималась откровенной спекуляцией: распространяла слухи, что уйдет из любительского спорта только в том случае, если в Вашингтоне завоюет золотые медали. Соответственно многие судьи готовы были удовлетворить это желание хотя бы для того, чтобы избавиться от надоевших ветеранов и чтобы спортсмены их стран поскорее получили возможность прорваться на более высокие места.

- Я очень довольна выступлением Ирины и Ильи, - добавила Линичук. - Они откатались безупречно. И не считаю, что мы проиграли.

С точки зрения самого проката бессмысленно спорить, кто именно был в финале лучшим. Сама по себе разница в один судейский голос говорит о том, что была борьба совершенно равных соперников. По сумме 14 оценок (тех, из которых делался компьютерный выбор) Лобачева и Авербух имели незначительное преимущество в технике, но уступили в артистизме. И это, как мне кажется, закономерно. Хотя бы потому, что в сравнении с выступлением россиян на чемпионате Европы в Мальме и финале «Гран-при» в Питере вашингтонское оказалось более, скажем так, осторожным. И это бросилось в глаза, потому что осторожный рок-н-ролл - нонсенс.

Чемпионы мира, повторю, не были слабее. Учитывая чудовищный прессинг, нервное ожидание последнего и, может быть, главного в жизни старта, всю ту нечеловеческую работу и боль, которую пришлось преодолеть, можно было только бесконечно восхищаться российской парой, вполне достойной высшей награды. Но тот самый единственный голос не в их пользу официально подвел итог: поражение.
И вот тут-то выяснилось, что достойно проиграть не сумели ни фигуристы, ни их тренеры.

«Поражение политическое», - утверждали они. По словам Карпоносова, все дни чемпионата в кулуарах обсуждались не сами соревнования, а то, что Россия продает оружие Ираку. Вот и встретил, мол, зал российский прокат гробовой тишиной. Отсюда и последствия.

Но позвольте, а разве Китай торгует оружием на мировом рынке менее успешно? Но ведь сумели же Шень Сюэ и Чжао Хунбо довести аудиторию до экстаза?

Заявление о спекуляции и золоте, врученном канадцам за многолетнюю выслугу лет, и вовсе чушь. Это в фигурном катании - нормальный, проверенный многими поколениями ход. Что должно быть известно Линичук и Карпоносову гораздо лучше, чем кому-либо другому: свою золотую олимпийскую медаль в 1980-м они получили в том числе и за это. А потом не сдержали обещания - не ушли. И были наказаны уже через месяц - проиграли чемпионат мира в Дортмунде венгерским танцорам Кристине Регоци и Андрашу Шалаи. В следующем сезоне на чемпионате Европы в Инсбруке жаждущему реванша дуэту не позволили подняться выше третьего места (при том, что венгры к тому времени оставили любительский спорт).

Что касается Лобачевой и Авербуха, то их стаж ничуть не меньше канадского. Восемь мировых и столько же европейских первенств, две Олимпиады... Да и уйти они собирались точно так же - сразу после вашингтонского чемпионата мира. Подразумевалось - победителями.

ЗАКОН ДЖУНГЛЕЙ

Второй российский дуэт - Татьяна Навка - Роман Костомаров и третий - Оксана Домнина и Максим Шабалин заняли соответственно 4-е и 15-е места. Первым пришлось куда сложнее. Изначально многие понимали, что все силы российской федерации брошены на поддержку основной пары. За то, чтобы в тройке оказались Навка с Костомаровым, по большому счету не бился никто, кроме самих фигуристов. Напрасно, кстати: танцоры подошли к чемпионату мира, официальным спонсором которого был Efes Pilsener, в состоянии фантастической готовности. Это бросалось в глаза даже на тренировках, на которых за прокатами Навки и Костомарова зал неизменно следил, затаив дыхание - настолько потрясающими были скорости, скольжение и синхронность. Этим же запомнился и финал, в котором выступление второй российской пары стало, безусловно, одним из лучших. Но столь же хорош оказался и болгарский дуэт Албена Денкова - Максим Ставийский. И компьютер выбрал их.

Новички нашей команды оставили двойственное впечатление. С одной стороны, 15-е место в мире для дебюта - вполне достойный результат. Но, с другой, сам прокат Домниной и Шабалина оказался слишком рядовым. Они катались именно как дебютанты, заведомо понимающие, что нет смысла ввязываться в серьезную драку во взрослой компании.

А вот другие вовсю работали локтями, пробивая себе место под солнцем: американцы Белбин - Агосто, скакнувшие с прошлогоднего 13-го на 7-е место, итальянцы Файелла - Скалли (11-й результат), канадцы Уинг - Лоу (12-й), израильтяне Гудина - Белецкий (14-е). Дело даже не в занятых местах. А в том, что каждый из перечисленных дуэтов запомнился прежде всего откровенным стремлением обратить на себя внимание.

В свое время 3-кратный олимпийский чемпион по борьбе Александр Карелин замечательно охарактеризовал суть большого спорта, назвав его узаконенным проявлением высшей степени эгоизма. Мол, тому, кто хочет победить, всегда наплевать на интересы соперника.

Суть танцев, напротив, всегда было принято сводить к некой очереди. Она, конечно, существует. Вот только стоять в ней, не пытаясь при этом нахально прыгнуть через чужую голову, можно всю жизнь, так и не добравшись до прилавка.

ИГРА В ОДНИ ВОРОТА

Именно так можно назвать то, что произошло в женском финале. Мишель Кван стала 5-кратной чемпионкой мира, сравнявшись по числу титулов с американкой Кэрол Хайсс, катавшейся в конце 50-х, и разделила с соотечественницей в исторической статистике мировых первенств вторую позицию вслед за легендарной норвежкой Соней Хени, победившей на 10 чемпионатах подряд с 1927 по 1936 год.

Не надо обманывать себя: обыграть Кван Соколова (как и кто-либо другая) в этот вечер не смогла бы ни при каком раскладе. Российская фигуристка, серебро которой, безусловно, сродни подвигу, имела небольшое преимущество перед соперницей в виде каскада тройной лутц - тройной тулуп. Но сама Елена, едва покинув лед, сказала:

- Знаете, муж моего тренера Аллы Викторовны Капрановой - известный баскетбольный тренер. Он любит говорить, что есть НБА и есть остальной баскетбол. Я могу лишь сказать, что в фигурном катании сейчас такая же ситуация: есть Кван и есть все остальные.

- Получается, что вы нисколько не расстроены серебром?

- Прежде всего очень довольна тем, как откаталась. Я сейчас работаю не на медали, а на свое имя. И считаю, что проиграть Мишель Кван - не стыдно. Очень хочу, чтобы через какое-то время начали говорить, что не стыдно проиграть мне.

- Надо признать, что имя вы себе уже заработали.

- Не до такой степени, чтобы не стремиться к большему. Я не считаю себя выдающейся фигуристкой, но ставлю себе очень высокие задачи. Кому многое дано, с того и спрашивать надо по особому счету, ведь так?

- Оценки Кван, среди которых были и максимальные, вы слышали?

- Нет. Только реакцию зала - ее нельзя было не услышать. Но нервничать от этого не начала. Словно находилась в какой-то изоляции от всего вокруг. Сейчас уже могу сказать, что выступала не в лучшем состоянии. После чемпионата Европы у меня разболелось колено - предлагали даже не ехать в Вашингтон, а прооперироваться. Но решили рискнуть. Уже в Америке умудрилась подхватить ангину. Но все это ушло на второй план. Выступления настолько завели, что не чувствовала ни боли, ни недомогания.

- А как отнеслись к тому, что на чемпионат мира не поехала Ирина Слуцкая?

- Никому не пожелаю пережить того, что на нее свалилось. В той ситуации, поверьте, я совершенно не думала, что у меня окажется одной соперницей меньше. Мне было безумно жаль Иру. И это чувство перекрывало все остальное.

Если бы обладательница четырех бронзовых наград чемпионатов Европы Виктория Волчкова не создала себе проблем в короткой программе (фигуристка закончила ее с пятым результатом), то в финале, возможно, арбитры отнеслись бы к ней более лояльно. Виктория исполнила программу с единственной ошибкой (приземление на обе ноги в каскаде 3+3 после второго прыжка), но так и осталась на пятой позиции - за Кван, Соколовой, японкой Фумие Сугури и американкой Сашей Коэн.

Ученица Татьяны Тарасовой тоже натворила чудес в предыдущем выступлении в пятницу (упала на флипе, на котором не ошибалась в этом сезоне ни разу). Несмотря на это, ее шансы расценивали высоко. Кое-кто даже предполагал, что Кван и Соколова, издергав себе нервы предстоящей борьбой в финале, могут начать падать, и Коэн (в том случае, если откатается безупречно) выскочит вперед, как Сара Хьюз в Солт-Лейк-Сити. С 4-го места на первое.

Однако после прокатов Кван и Соколовой стало очевидно, что претендовать даже на серебро Саша сможет лишь при невероятном по качеству исполнении собственной программы. И вновь не вышло. Главная надежда будущего американского фигурного катания потеряла контроль над коньками во вращении в либеле (коснулась льда обеими руками), а затем упала на тройном тулупе, который получался у нее не менее стабильно, чем флип. Остальные составляющие программы были выполнены более чем достойно.

- Проблема Коэн, как мне кажется, заключается в том, что психологически она еще не вышла на уровень чемпионата мира, - заметил известный тренер Эдуард Плинер. - Так можно кататься на чемпионате США. Здесь же все совсем другое. Ей просто не хватает опыта. Думаю, это легко поправимо. Саша - крайне честолюбивая девочка, с хорошими амбициями. Ну а Кван - что здесь скажешь? Вы сами все видели.

АКСЕЛЬ, КОТОРОГО НЕ БЫЛО

Дебютантка чемпионата мира Людмила Нелидина стала 13-й. В коротеньком интервью после проката она сказала: «Я довольна. 13-е место - хороший результат для первого выступления».

Удовлетворение выразил и второй тренер Нелидиной Владимир Котин, заметивший, что именно такие выступления, с попыткой выйти на новый виток сложности, и двигают женское фигурное катание вперед.
Имелся в виду тройной аксель. Вот только мало-мальски приемлемого исполнения этого прыжка зрители так и не увидели. Не сложилось. В остальном, к сожалению, Нелидина не запомнилась ничем. Видимо, несостоявшийся аксель отобрал все силы.

На трибуне прессы во время женского финала оказался Алексей Мишин. Я поинтересовалась у тренера, почему он не стал настаивать на том, чтобы третье место в сборной, оказавшееся вакантным после отказа от участия в чемпионате мира Ирины Слуцкой, заняла не Нелидина, а его ученица Татьяна Басова. Именно эта девочка (если руководствоваться спортивным принципом) и должна была стать первой кандидаткой на поездку в Вашингтон как бронзовый призер чемпионата России.

- Считаю, Басова не готова к тому, чтобы показывать ее на чемпионате мира. Неудачное выступление на таком уровне может сломать человеку всю дальнейшую карьеру, - ответил Мишин. - К тому же мне дорога моя репутация. Зачем же я буду отстаивать право везти на соревнования человека, за которого потом придется краснеть, стоя у борта?..

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru