Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Фигурное катание - Чемпионат Европы 2003 - Мальме (Швеция)
ПОБЕДА С АМЕРИКАНСКИМ АКЦЕНТОМ
Татьяна Тотьмянина - Максим Маринин
Фото © Александр Вильф
на снимке Татьяна Тотьмянина - Максим Маринин

24 января 2003

22 января в шведском Мальме определились обладатели медалей в парном катании. Татьяна Тотьмянина и Максим Маринин выиграли высший титул во второй раз подряд, французы Сара Абитболь и Стефан Бернади получили второе серебро за карьеру, а Мария Петрова и Алексей Тихонов, как и год назад, завоевали бронзу.

Немного статистики: впервые чемпионами Европы стали в 1965 году Людмила Белоусова и Олег Протопопов. С тех пор мы уступали золото лишь трижды - в 1982, 1983 и 1995 годах. Победа Тотьмяниной и Маринина - наш 36-й титул в парном катании.

С тех пор, как в 1993 году сборная России впервые выступила на первенстве континента самостоятельной командой, наши спортивные пары выиграли 10 турниров из 11.

Тотьмянина и Маринин - 11-я российская пара, завоевавшая европейское золото дважды. И 7-я пара, выигравшая чемпионат Европы два раза подряд.

Двукратная чемпионка Европы Татьяна Тотьмянина сидела за столом конференц-зала с таким видом, словно видит сон и до ужаса боится проснуться. Она даже не отвечала, а что-то бормотала сидящему рядом партнеру, упрямо отворачивая от себя микрофон и растерянно улыбаясь. Зато Максим Маринин, не до конца выкарабкавшись из образа неотразимого гангстера, купался в лучах внимания, демонстрируя неплохое английское произношение и ничуть не смущаясь недостатку словарного запаса. («Извините, не совсем понял вопрос, но сейчас подробно вам отвечу».)

Когда пресс-конференция завершилась, Татьяна с облегчением вздохнула и перешла на русский язык.

- Утром мы неудачно провели тренировку - сказался, видимо, ранний подъем: кататься пришлось в восемь утра. Кроме падения с прыжка запомнила только, что было холодно и очень хотелось спать. После короткой программы расстроилась, что мы не первые, ведь на этапах «Гран-при» трижды выигрывали обе программы. Но, думаю, все, что ни делается, - к лучшему. Злость на себя, которая только усилилась после падения в тренировке, помогла собраться.

- Вам удается получать удовольствие, выполняя столь сложную программу?

- Долго не получалось. Порой просто в отчаяние приходила от того, что не могу выжать из себя эмоции - лишь бы с элементами и шагами справиться. Вкатывали эту программу три месяца - никогда раньше так медленно работа не шла. И только сейчас почувствовала, что слышу каждый нюанс музыки и испытываю от выступления прежде всего удовольствие, а лишь потом - усталость.

- Что оказалось тяжелее - выиграть в Лозанне год назад или отстоять звание?

- Год назад мы толком и не боролись за золото - но так получилось, что выиграли. Сейчас же было тяжело не столько выступать, сколько готовиться к чемпионату. Потому что все ждали от нас победы. И не думать об этом было невозможно…

Победы российских пар в чемпионатах Европы или мира давно перестали удивлять, они воспринимаются как некая нерушимая традиция. Но, каждый раз наблюдая, в каких муках рождается очередное золото, невольно задаешься вопросом: «А если бы не получилось?». Ведь поражение стало бы для тренера и спортсменов не просто личной неприятностью, а психологическим ударом: разрушать традиции значит войти в историю черной строкой. И никто не будет сочувствовать и прислушиваться к оправданиям.

Может быть, поэтому за тех, кто несет груз наших надежд в парном катании, всегда болеют особо. Им изначально тяжелее. Соответственно, и цена успеха иная.

Победив в Мальме, Тотьмянина и Маринин отрезали себе все пути к отступлению, перейдя из разряда простых смертных в ранг государственного достояния. Не так часто победа на европейском уровне становится триумфом - доказательством, что столь же успешно можно сражаться и за мировую корону, и за олимпийскую.

Можно, конечно, поумерить восторги. В конце концов, в Мальме не было главных соперников, с которыми двукратным чемпионам Европы придется сразиться в Вашингтоне на мировом первенстве, да и в короткой программе фигуристы выглядели не слишком впечатляюще. Но это означает лишь одно: есть над чем работать.

Как умеют работать Тотьмянина и Маринин, мы увидели в Мальме. С работой такого качества никакие соперники по большому счету не страшны.

Год назад в Лозанне, где Тотьмянина и Маринин впервые стали сильнейшей европейской парой, их победа хоть и искренне порадовала, но все же была воспринята с некоторыми оговорками: мол, неизвестно, какое место заняли бы спортсмены, выступай в чемпионате Европы Елена Бережная и Антон Сихарулидзе. Татьяна с Максимом и сами понимали, что золото упало им в руки, как большой подарок, но все равно были счастливы безмерно. А за несколько месяцев этого сезона им пришлось в полной мере почувствовать, насколько тяжелее выходить на лед, когда все оценивают твое катание уже совсем по другим меркам, не делая скидок ни на самочувствие, ни на волнение, ни на недостаток опыта, а, напротив, придираясь к мельчайшим помаркам.

В финальном выступлении Тотьмяниной и Маринина в Мальме придраться было совершенно не к чему.
Так сложилось, что ни одна из прочих пар из сильнейшей группы не избежала ошибок. Но, думаю, даже если бы все они откатались чисто, вопрос с чемпионством решился бы точно так же. Композиция «Клуб Коттон», которую Тотьмяниной и Маринину поставил известный итальянский хореограф Джузеппе Арена, оказалась 100-процентным попаданием в «десятку». И уж если сумела вызвать столь восторженную реакцию в спокойной Швеции, то можно представить, как она будет воспринята на чемпионате мира в Вашингтоне.

НЕ ПРЕНЕБРЕГАЙТЕ СТИЛИСТАМИ

Парный финал заставил задуматься о многом. В частности, о том, что мелочей на столь высоком уровне уже быть не может. Прошли времена, когда на лед подчас выходили незатейливо одетые и не очень тщательно причесанные фигуристы - и выигрывали за счет безупречно исполненных элементов. Сегодня неудачно подобранный цвет костюма или примитивный макияж режет глаз даже сильнее, чем техническая помарка. Примером может служить талантливая и по-своему интересная пара Юлия Обертас - Алексей Соколов.

Их выступление в Мальме не сложилось с самого начала. Объяснение тому было: перед отъездом в Швецию Юля подхватила грипп, пропустила несколько тренировок, а в день финала температура вновь подскочила. Снять спортсменку с соревнований тренер Людмила Великова не захотела («Приехала выступать - значит, должна выступать. В следующий раз будет ответственнее относиться к своему здоровью».)

Кое с чем Обертас справилась. Скажем, из двух сложнейших выбросов выехала великолепно. Однако в прыжках Юлю «вело» так, что поделать с этим она ничего не могла.

Впрочем, ошибки ничуть не мешали видеть, что Обертас отличает масса замечательных качеств: прекрасное скольжение, воздушность, великолепная пластика, владение сложнейшими элементами... Дело, казалось бы, за малым: поместить этот колоссальный потенциал в соответствующую рамку. Однако все это было преподнесено зрителям в чудовищном оформлении: неряшливо собранные в хвост со сползающей резинкой волосы, чудовищно-нелепый румянец на бледном девичьем личике, черно-синее с золотом платье, придававшее фигуристке вид изможденной сельской труженицы, выбравшейся после трудового дня на танцы в колхозный клуб.

Осторожно поинтересовавшись у Великовой, насколько сложно пригласить в группу помимо хореографа мало-мальски приличного стилиста, я услышала:

- Ничего не могу поделать. Юля вбила себе в голову, что хвост ей идет. Сама делает себе макияж. Не слушает никаких советов. Не она одна, кстати. Я долго сражалась с Машей Петровой, уговаривая ее сменить прическу. Помните, как ужасно она выглядела несколько лет назад? Все над ней тогда смеялись. Такая же история еще раньше была с Женей Шишковой. С ее жуткой челкой я боролась 10 лет. Слишком поздно они начинают понимать, что со стороны недостатки видны гораздо лучше, чем в зеркале.

Петрова и Тихонов, очаровавшие публику в понедельник и выигравшие короткую программу, пострадали в финале прежде всего потому, что не справились с нервами. Слишком хотели победить. А близость золота вдвойне кружила голову. Ошибки у них были не столько технические, сколько психологические, в общем-то не свойственные фигуристам. Усугубило негативное впечатление то, что на лед Маша и Алексей вышли сразу после Тотьмяниной и Маринина. На фоне потрясающе цельных облика и выступления чемпионов Европы Петрова и Тихонов проигрывали по многим параметрам. Костюмы не очень вязались с музыкой, которая существовала как бы сама по себе, была всего лишь аккомпанементом для прыжков, выбросов и поддержек, причем по-рахманиновски тяжелым.

Классика - вообще опасная вещь. Она хороша при безупречном катании. Тогда музыкальная мощь лишь подчеркивает мощь спортивную. Если же с исполнением элементов начинаются проблемы, все действо превращается в гротеск, граничащий с агонией творчества.

Тут можно привести совсем свежий пример - короткую программу Тотьмяниной и Маринина. Общее весьма тусклое впечатление оставила отнюдь не ошибка партнера, а несоответствие эмоций фигуристов прекрасной музыке Грига.

Зато в среду, наблюдая за выступлением Татьяны и Максима, я просто диву давалась: неужели это те же самые спортсмены, которые так разочаровали накануне?

Могу, конечно, ошибаться, но все четыре с лишним минуты гангстерской жизни героев «Клуба Коттон» на льду Мальме меня не покидало ощущение, что эту программу Арена делал с таким огромным вдохновением и тщательностью, как никакую другую. Возможно, потому, что работа с Тотьмяниной и Марининым изначально предоставила хореографу уникальную возможность создать танцевальную композицию, включив в нее все лучшее, что есть в парном катании, и парную - со всем наиболее зрелищным, что есть в танцах. Подумалось даже: если парное катание начнет развиваться в таком направлении, то исключение из программы крупнейших соревнований танцев (чем грозят фигуристам уже не первый год) не нанесет болельщикам никакого урона.

Особенно счастливым выглядел после победы своих подопечных Олег Васильев:

- Именно этого мы хотели добиться. И, поверьте, это не предел. Арена, начав работать с Таней и Максимом, подчеркнул, что будет ставить максимально тяжелый вариант программы, с которым ребята смогут справиться в этом сезоне. Но это вовсе не означает, что мы откажемся от более сложных задумок в будущем.

СКАЖИ, КТО ТВОЙ ТРЕНЕР

В Мальме не было дня, чтобы кто-либо из журналистов не поинтересовался у Великовой или Васильева, как они относятся к тому, что в Санкт-Петербург насовсем перебралась из Америки Тамара Москвина. Подоплека вопросов была очевидной: слухи о том, что Москвина присматривается к Тотьмяниной - Маринину и Обертас - Соколову как к возможным ученикам, появились еще в начале сезона. После короткой программы, в которой ни тот, ни другой дуэт не запомнился чем-либо примечательным, вновь пошли разговоры о том, что, мол, обеим российским парам явно не хватает «руки выдающегося мастера».

После финала, крайне удачного для первого дуэта и крайне неудачного для второго, я рискнула еще раз затронуть эту тему.

- Конечно, такие разговоры доходят и до нас, - сказала Великова. - Но, работая с людьми, я не имею права им не верить. Если ошибусь в них, значит, ошибусь. Все остальное - на их совести.

- В любом случае, видимо, вам придется вскоре работать с Москвиной в той Академии, которая сейчас строится в Питере для фигуристов...

- Строится потрясающими темпами! Кажется, только-только заложили символический камень, а уже вырыт котлован, прокладываются коммуникации. Полагаю, что в канун 2004 года шампанское будем открывать в новом дворце. Неожиданно погрустнев, Великова добавила:

- Хочется верить, что нашим группам там найдется место.

Как только в зале для пресс-конференций появился Васильев, я подошла к нему:

- Два года назад говорили, что переходу Тотьмяниной и Маринина в вашу группу поспособствовала Москвина. Сейчас же утверждают, что она сама хотела бы поработать с вашими воспитанниками.

- Знаю, что Таня с Максимом просились к Москвиной три года. Она отказывала, поскольку была занята работой с Леной Бережной и Антоном Сихарулидзе. Тамара Николаевна тогда действительно сообщила мне, что ребята ищут тренера, и я начал с ними переговоры, которые увенчались переходом. Что касается нынешней ситуации, то Москвина сама позвонила мне и заверила, что не намерена ничего предпринимать для того, чтобы Тотьмянина и Маринин стали тренироваться под ее началом. В то же время знаю, что в конце лета у нее были беседы на эту тему и с Таниной мамой, и с руководством нашей федерации фигурного катания.

- Вас это сильно напрягает?

- Я больше опасаюсь того, что у меня отберут Вику Волчкову. Она не является первым номером сборной, а в таких случаях федерация имеет больше возможностей распоряжаться спортсменом по своему усмотрению против воли тренера. У Тотьмяниной и Маринина, которые работают со мной уже почти два года, претензий, насколько знаю, нет. Если лидеров команды все устраивает, то не думаю, что есть повод ставить вопрос о смене тренера. Согласен, что такой специалист, как Москвина, способен дать спортсменам то, что не может дать менее опытный наставник. Это касается прежде всего психологической уверенности. Тамара Николаевна - великий психолог. Это я говорю, как ее бывший ученик. Что ж, тем больше ответственность, которая лежит на мне. Если вдруг почувствую, что ребята готовы поменять тренера, прежде всего стану искать, в чем я ошибся, работая с ними.

- Насколько вы были уверены в победе Тотьмяниной и Маринина в Мальме?

- Утром перед финалом мы все волновались. На тренировке Таня упала с прыжка, сильно ударилась спиной. Максима тоже «колбасило». Однако вечером перед выходом на лед по их глазам я понял, что кататься будут хорошо.

- Вашим спортсменам явно нравится та программа, которую вы подготовили.

- Я сам доволен прежде всего тем, что она вывела их на другой уровень. Ничего подобного Тане и Максиму пока исполнять не приходилось. Самое главное, что они только сейчас начали получать от нее удовольствие. Мы даже подумываем о том, чтобы оставить «Клуб Коттон» на начало следующего сезона - для серии «Гран-при».

- Должна заметить, что на этот раз вам потрясающе удались и костюмы, которые подчеркивают каждую деталь композиции.

- Джузеппе рисовал эскизы сам. Кроме того что он прекрасный балетный танцовщик, выступал в свое время вместе с Барышниковым, Арена еще и замечательный художник, его картины есть в галереях Женевы, Парижа. Плюс он сам пишет музыку, то есть очень талантлив в самых различных областях. Поэтому с ним всегда интересно общаться. А работать вместе - просто счастье. Тем более когда это приносит такой результат.

Образ гангстера, созданный «сицилианским мафиози» (так в шутку называют друзья-фигуристы интеллигентного, неизменно элегантного выходца из старинной сицилийской семьи Арену), явно понравился Маринину. Во всяком случае, даже на пресс-конференцию он пришел с неотразимым металлическим блеском в глазах, снисходительно поглядывая на неудачников. Хотя неудачниками можно было назвать разве что Петрову и Тихонова - не на то они рассчитывали, отправляясь в Швецию. А серебряные призеры Абитболь и Бернади имели все основания для ликования: получить медаль при крайне бледном, без единого тройного прыжка прокате - большая удача. Для людей, полгода боровшихся с тяжелейшей травмой (французы даже снялись с «Гран-при» после неудачной пробы сил на турнире Trophee Lalique в Париже), выступление было достойным. Но в отличие от множества предыдущих чемпионатов, на которых Абитболь и Бернади становились героями уже потому, что попадали в призовую тройку, на сей раз восторга на их лицах не наблюдалось. Слишком внушительной оказалась пропасть, которая разделила в среду Россию и Европу благодаря чемпионам.

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru