Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Фигурное катание - Чемпионат мира 2001 - Ванкувер (Канада)
НИЧЬЯ НЕ В НАШУ ПОЛЬЗУ

23 марта 2001

Антон Сихарулидзе и Елена Бережная
Фото © Александр Вильф
на снимке Елена Бережная и Антон Сихарулидзе

Финал в парном катании завершился сенсацией: при совершенно безупречном исполнении лучшей своей за последние годы произвольной программы чемпионы мира 1998 и 1999 годов Елена Бережная и Антон Сихарулидзе при равной сумме баллов уступили золотые медали канадцам Джеми Сале и Давиду Пеллетье. Бронза досталась китайскому дуэту Сю Чен - Чжао Хонбо. 

Фигурное катание в Канаде не просто любят - от него сходят с ума. Так было в 96-м в Эдмонтоне, когда каток, не всегда собирающий полные трибуны во время хоккейных матчей «Ойлерз», был забит под завязку с первого до последнего дня соревнований, а билеты продавали даже на тренировки.

 Обстановка на ванкуверской General Motors Arena во всех отношениях дублировала события 5-летней давности. Вернее, почти во всех. Сейчас уже можно назвать эдмонтонский лед более счастливым для России - первая наша золотая медаль там была завоевана Мариной Ельцовой и Андреем Бушковым.

Фигурное катание в Канаде гораздо более популярно, нежели в США. Сказываются спортивные традиции зимней страны. Помню, удивилась, обнаружив в центральной газете Эдмонтона специальную многостраничную вкладку, на которой помимо фотографий и интервью целый разворот занимали подробнейшие схемы, четко объясняющие, чем сальхов отличается от тулупа, а флип от лутца.

Впрочем, намного больше газетной площади и эфирного времени канадцы уделяли своему национальному герою Элвису Стойко.

 В Ванкувер этот фигурист тоже приехал, чтобы дебютировать в сезоне после длительной череды травм. Вот только герои у публики уже были другие. Их портретами пестрели обложки газет и журналов, открытки с их изображением продавались на каждом углу центральных улиц, телевидение без передышки демонстрировало фрагменты наиболее успешных выступлений, а болельщики часами ждали кумиров у входа на стадион, занимая наиболее выгодные наблюдательные позиции еще затемно, чтобы первыми взять автограф и сфотографироваться. Их имена выговаривали с благоговением.

ДЖЕМИ САЛЕ - ДАВИД ПЕЛЛЕТЬЕ

Еще пару лет назад фамилию партнерши нередко произносили на американский манер - Сэйл. Джеми тогда была известна лишь узкому кругу своих франкоговорящих родственников и еще более узкому кругу тренеров канадской федерации. Каталась до 94-го с Джейсоном Тернером, они были 12-ми на Играх в Лиллехаммере, 16-ми на последующем чемпионате мира, затем расстались, и Сале провела три года в одиночницах. Лишь в 98-м тренер уговорил ее и Давида Пеллетье, который к тому времени расстался уже с третьей партнершей, попробовать себя в паре.

На чемпионате мира-2000 канадцы заняли 4-е место, а в этом сезоне совершенно неожиданно сделали качественный скачок, дважды выиграв у Бережной и Сихарулидзе - сначала на турнире Skate Canada, а затем в финале «Гран-при».

Поэтому нет ничего удивительного в том, что вся Канада ждала среды с нетерпением. Сенсация была предвкушаемой.

ГРУСТНЫЕ ЧАПЛИНСКИЕ ГЕРОИ

Бережная с Сихарулидзе и их тренер Тамара Москвина сделали к началу чемпионата все возможное, чтобы этой сенсации не случилось. Произвольная программа на чаплинские темы была принята «на ура» на первой же демонстрации. Правда, до чемпионата Европы включительно фигуристам не всегда удавалось выполнять ее безошибочно. Но это было не очень принципиально. Артистическое мастерство питерской пары столь велико, что им прощали технические погрешности.

Однако благосклонность судей сослужила недобрую службу. Бережная и Сихарулидзе невольно уверовали в то, что им достаточно не допускать грубых ошибок, чтобы выиграть любой турнир.

 Перед приездом в Ванкувер они вряд ли предполагали, как, впрочем, и многие другие, что главной угрозой для них окажутся Сале и Пеллетье. Гораздо больше россияне опасались китайцев Сю Чен - Чжао Хонбо, которые хоть и не намного, но превосходили нашу пару в техническом исполнении, однако обойти ее не могли, как ни старались. Сухие и немного скучноватые композиции неизменно получали невысокие оценки за артистизм. Единственным шансом выиграть для дуэта из Китая было то, что Бережная и Сихарулидзе упадут.

Понимая это, Елена и Антон отнеслись к своему выступлению в Ванкувере предельно внимательно. Короткая программа была исполнена ими так, что зал встал: канадцы умеют ценить искусство не только соотечественников. Оставалось лишь дождаться финала, где чаплинская программа должна была произвести фурор, и, естественно, постараться не наделать ошибок.

 Однако осторожность иногда может обернуться проблемами. С одной стороны, Бережная и Сихарулидзе не имели права хоть чуть-чуть рискнуть, так как катались первыми в сильнейшей группе и, значит, должны были учитывать, что их оценки даже при идеальном прокате не будут максимальными. С другой - безошибочно выполненная композиция оставила ощущение, что спортсмены не разыгрывали дивную по красоте и хореографии миниатюру, а отрабатывали на льду абсолютно надежную схему предстоящей победы.

 Отработали, кстати, на совесть. Без единого сбоя. Но так сдержанно, что невольно вспомнилось, как олимпийский чемпион Калгари легендарный американец Брайан Бойтано на Играх в Лиллехаммере сказал: «Все закономерно. Я жаждал только победы, а не борьбы. Поэтому и проиграл».

Евгений Плющенко
Фото © Александр Вильф
на снимке Джеми Сале - Давид Пеллетье

ПОЛЕТ ДУШИ

Сале и Пеллетье выступали сразу после лидеров. До этого в предыдущей группе очень хорошо откатались Татьяна Тотьмянина и Максим Маринин. Не так раскованно, как в январе на чемпионате Европы, но это и понятно: напряжение мировых первенств давит на спортсменов неизмеримо сильнее.

 Теоретически можно было ожидать, что канадцы сломаются. Сломался же в Эдмонтоне Стойко, не выдержав ажиотажа вокруг своей персоны, и остался, будучи безусловным фаворитом, лишь четвертым. Но тогда на нем висел колоссальный груз титулов. А Джеми и Давиду терять было абсолютно нечего.

 С первой же минуты стало очевидно, что они представляют куда большую опасность, чем было принято считать. В каждом движении, будь то прыжок, выброс или просто скольжение, фигуристы выглядели чуть свободнее Бережной и Сихарулидзе, чуть размашистее, чуть увереннее в себе. И вот это «чуть» вылилось в итоге в минимальную разницу. Не в пользу России.

Встреченный после финала на выходе 3-кратный чемпион мира Алексей Ягудин сказал: «Я никогда не видел, чтобы сильнейшие катались без единой ошибки. Наши молодцы, конечно. Но канадцы... Они были единым целым».

 Чемпионы мира и Европы прошлого года Мария Петрова и Алексей Тихонов на этот раз выглядели аутсайдерами. Наверное, свою деморализующую роль сыграло и блистательное исполнение программы канадцами. Единственной парой, которая могла бы отобрать первенство у хозяев, оставалась китайская. Но не получилось и на этот раз. Оценки за технику были, как всегда, предельно высоки, а вот за артистизм они колебались в пределах 5,5-5,7. Видимо, выступление китайцев вызвало у судей, как и у зрителей, прежде всего скуку.

ИНТЕРЕС ПОД УГРОЗОЙ

При всей сенсационности итогового результата происходящее в Ванкувере наводило на неожиданную мысль: наблюдать за борьбой сильнейших становится к концу сезона довольно утомительно. 6 этапов «Гран-при», затем чемпионат Европы, финал «Гран-при», первенство четырех континентов. И везде - одни и те же спортсмены, одни и те же программы, одни и те же костюмы. Об этом говорили многие из присутствующих журналистов.

 Невольно напрашивается сравнение с профессиональными чемпионатами. В свое время, желая остановить отток туда сильнейших любителей, президент Международного союза конькобежцев Оттавио Чинкуанта добился такого значительного увеличения призовых в любительском спорте, что уходить в профи стало действительно ни к чему. Но в профессиональном спорте давно уже поняли, что бизнес держится на интересе телевидения, спонсоров и публики, и обязали фигуристов готовить несколько разных программ на сезон, дабы зрелище не становилось пресным от частых повторов.

В любительском спорте до этого далеко: из-за слишком большой конкуренции каждая из двух программ требует тщательнейшей отработки. На некое разнообразие пошла лишь одна Москвина: на чемпионате Европы Бережная и Сихарулидзе исполняли чаплинский танец в одних костюмах, а в Ванкувере сменили наряд. Мелочь, но запомнили многие. Жаль, что это не помогло.

Окажись итог финала иным, наверное, о скуке не было бы речи. Ведь, как ни крути, прав Ягудин: давно в состязаниях пар не было столь качественной и напряженной борьбы. Вот только настроения это не улучшило ни российским спортсменам, ни тренерам.

Дело даже не в серебряной медали вместо так ожидаемого золота. А в том, что в беспроигрышном для России виде программы всего за год до Олимпийских игр сменились фавориты.

 

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru