Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Facebook
Блог

Фигурное катание - Чемпионат мира среди профессионалов 2000 - Вашингтон (США)
Дик Баттон: МЕСТО ВСТРЕЧИ ИЗМЕНИТЬ НЕЛЬЗЯ
Пегги Флеминг и Дик Баттон
Фото © Александр Вильф,
на снимке Пегги Флемминг и Дик Баттон

Все началось в Японии. Именно там в 1973 году состоялся первый в истории фигурного катания профессиональный чемпионат мира, организованный двукратным олимпийским чемпионом американцем Диком Баттоном. А может быть, все началось на десять лет раньше, когда Баттон, обладая помимо мировых и олимпийских титулов, званием семикратного чемпиона США понял, что ему не выиграть в восьмой раз, тем более, что фигуристу было уже 32.

Он с блеском окончил знаменитый Гарвардский университет, собирался продолжить юридическое образование, понимая при этом, что гораздо больше хочет остаться фигуристом. Однако даже в своей стране ему все чаще давали понять, что пора уйти - освободить путь к медалям более молодым спортсменам.

- Наш вид спорта в те времена не пользовался особой популярностью в Америке, - вспоминал Баттон. - В 1963-м мне с трудом удалось убедить телекомпании АВС и СВS в том, чтобы они рискнули включить в планы трансляций крупнейшие любительские соревнования. Они сделали это и остались довольны откликами.

Чуть позже я обратился в Международный союз конькобежцев с идеей организовать чемпионат мира для тех, кто ушел из любительского спорта, но не хочет оставлять лед. Естественно, мне отказали, сказав, что идея абсурдна. Но я продолжал ее вынашивать. И в 73-м заручился поддержкой японского телевидения, выразивших готовность транслировать профессиональный чемпионат, если таковой состоится в Японии. Из фигуристов в этой стране была необычайно популярна Джанетт Линн. Она согласилась стать «приманкой». Следом согласие на трансляцию дала телекомпания АВС. И мы приступили к рекламе...

Среди фигуристов Баттон нашел поддержку сразу же. Даже наиболее выдающиеся из них, сполна получившие в любителях все возможные медали и славу, а затем - выгодные предложения от всемирно-известных ледовых шоу, мучительно страдали от нехватки соревнований. Олимпийская чемпионка норвежка Соня Хени призналась даже как-то, что много лет жаждала взять реванш у американки Барбары-Энн Скотт, обыгравшей Хени на чемпионате мира 1948 года. Тогда же Скотт ушла из любителей, так и не предоставив Соне шанса встретиться на льду еще раз. Американка была на 17 лет моложе. Однако по замыслу Баттона, в его чемпионатах возраст фигуриста не должен был играть никакой роли.

Вторая революционная идея касалась судейства. «Никаких национальных пристрастий! Никаких отчетов перед федерациями своих стран! Никаких объяснительных записок даже в том случае, если арбитр допустит ошибку! Мое дело - позаботиться о том, чтобы судьями профессиональных чемпионатов становились профессионалы высочайшего класса, чья компетентность не вызывает сомнений», - провозгласил Баттон.

В качестве арбитров на чемпионат мира в Японию он пригласил олимпийскую чемпионку Кэрол Хейсс, чемпионов мира в парном катании Отто и Марию Джелинек, чемпиона Игр в том же виде Боба Пола, неоднократного призера мировых первенств японца Набио Сато и чемпионку мира из Чехословакии Алену Вржанову. Однако, Баттон чувствовал, что для полного успеха мероприятия необходимо что-то еще более глобальное. Например, сокрушить «Железный занавес». И послал приглашение на свой чемпионат двукратным олимпийским чемпионам Людмиле Белоусовой и Олегу Протопопову.

- Когда я увидел, как Людмила и Олег спускаются по трапу, не мог поверить своим глазам, - вспоминал великий фигурист. - По-моему, от радости я начал прыгать и размахивать руками, как сумасшедший. И лишь тогда поверил, что мой чемпионат действительно станет событием мирового масштаба.

Белоусова - Протопопов стали чемпионами. В одиночном катании победили Джанет Линн и Ронни Робертсон. Баттон до сих пор вспоминает, как Протопопов, получив на руки 15 тысяч долларов призовых, прямо с катка отправился в магазин и накупил на всю сумму различной аппаратуры для съемок. Более того, оставив покупку в кассе, вернулся на каток, чтобы занять у Баттона еще 500 долларов.

«Я пытался уговорить Олега положить хотя бы треть суммы под хорошие проценты в американский банк, но он отказался. Сказал, что надо жить сегодняшним днем, а не ждать, когда придет «черный».

Второй профессиональный чемпионат состоялся лишь через семь лет в США. Причиной послужило негативное отношение к баттоновским чемпионатам ИСУ - Международного союза конькобежцев. Видимо, чиновники боялись, что высокие профессиональные гонорары вынудят сильнейших любителей покидать большой спорт все раньше и раньше. Зато начиная с 1980 года профессиональные чемпионаты начали проводиться уже ежегодно.

Кстати, тогда Баттон совершил еще одну революцию - уговорил участвовать в соревнованиях легендарную олимпийскую чемпионку Пегги Флемминг, оставившую любительский лед в 68-м.

С той поры внешне изменилось немногое. Судейский корпус профессиональных чемпионатов по-прежнему представлет только звездами первой величины. Состав участников - тоже. К трем видам программы добавился четвертый - танцы. Место и время проведения неизменно - Вашингтон, середина декабря. Максимальное число участников в каждом виде - шесть. Таково требование телевидения: ежедневная программа (чемпионат идет всего два дня) должна укладываться в оговоренное заранее время телетрансляции. Кстати, ни один из баттоновских турниров (их, помимо World Pro - четыре) не имеет прямого эфира. Зато залы всегда забиты до отказа.

Олимпийские игры вЛиллехаммере совершили в профессиональном спорте еще одну революцию. Вспомнили? Именно тогда ИСУ милостиво разрешил профессионалам ненадолго вернуться в любители и попробовать еще раз в жизни сразиться за высший спрортивный титул.

Рискнули многие. В том числе, и старожилы профессионального спорта, двукратная олимпийская чемпионка Катарина Витт, чемпионы Сараево Джейн Торвилл - Кристофер Дин, чемпион Калгари Брайан Бойтано... Если до Лиллехаммера фигуристы-любители воспринимали чемпионов - профессионалов довольно скептически, то после Игр стало ясно, что уровень профи ничуть не ниже технически и , безусловно, превосходит любительский с точки зрения артистического искусства. А главное, попасть на профессиональный чемпионат - само по себе немалое достижение.

Особенно явно это проявилось в 1999 году. Так, например, в число участников не удалось попасть олимпийским чемпионам Екатерине Гордеевой, Катарине Витт, Виктору Петренко, вице-чемпионам Игр Нэнси Керриган, Полу Уайли... Но и без этого олимпийских чемпионов на льду вашингтонского MCI Center хватало: Бойтано, Алексей Урманов, Илья Кулик - у мужчин, Оксана Баюл, Тара Липински - у женщин, Оксана Казакова - Артур Дмитриев в парном катании, Евгений Платов с Майей Усовой (вице-чемпионкой Игр в Лиллехаммере) - в танцах.

Примечательно, кстати, что даже наиболее великие из участников баттоновских чемпионатов никогда не опасаются проиграть. Еще двадцать лет назад, уговаривая Флемминг выйти на лед, Баттон произнес фразу, ставшую девизом профи-льда: «Ты можешь проиграть этот чемпионат, но даже в этом случае титул олимпийского чемпиона останется с тобой на всю оставшуюся жизнь!»

Профессиональный чемпионат - не только высокие призовые. Если любительские титулы открывают спортсменам первоначальный доступ на самый высокий уровень профессиональных соревнований, то победа у Баттона почти всегда обеспечивает фигуристам определенный спрос со стороны всевозможных ледовых шоу. Другими словами, гарантирует работу. В Америке это - главное.

Поэтому так вьются всегда вокруг Баттона агенты фигуристов, да и сами спортсмены не упускают случая лишний раз заглянуть в глаза мэтру и улыбнуться. Сам же Дик уверен, что его чемпионаты будут существовать до тех пор, пока есть в природе лед и коньки.

2000 год

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru