Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Фигурное катание - Чемпионат мира 2000 - Ницца (Франция)
Мария ПЕТРОВА И Алексей ТИХОНОВ
РАЗВЕЯЛИ МИФ О ЖЕЛЕЗНЫХ КИТАЙЦАХ
Мария Петрова, Алексей Тихонов
Фото из архива Елены Вайцеховской
Ницца. Мария Петрова и Алексей Тихонов

31 марта 2000

В Ницце российские фигуристы Мария Петрова и Алексей Тихонов сделали невероятное, завоевав золото в парном катании. Несмотря на то, что основные конкуренты вице-чемпионы мира Сю Чен и Хонбо Чжао имели лучшую стартовую позицию, а ничуть не менее серьезные соперники, французы Сара Абитболь и Стефан Бернади - сумасшедшую поддержку зала.

«В любви и на войне все средства хороши», - говорят французы. Если приравнять спортивный поединок к военному, чемпионы Франции последовали вышеупомянутой истине буквально. Когда схлынул первый шок от известия о покушении на Бернади во вторник, почему-то невольно вспомнился французский этап «Гран-при». Там Бернади внезапно упал в середине программы, держась за ногу. Зато когда решением арбитров паре предоставили вторую попытку проката (начало первого, кстати, было неудачным), боли в ноге как не бывало. Вот и в среду в Ницце фигурист вышел на лед без малейших признаков недомогания. «Зашитая» (как было сказано в пресс-релизе) рана была надежно скрыта длинным рукавом, в общем, если бы не предельно истошные визги французских болельщиков, никому и в голову не пришло бы, что финалу в парном катании предшествовали кровавые события.

Начался финал все-таки драматично. Выступление сильнейшей украинской пары Юлии Обертас - Дмитрия Паламарчука за 30 секунд до конца совершенно безошибочной программы закончилось двойным падением с поддержки. По первому впечатлению, нога Дмитрия попала в выбоину (о качестве льда мы уже писали), он начал падать на лед, удерживая на вытянутых руках партнершу ударился спиной, затем головой, Юля же упала сверху.

Встать самостоятельно Дмитрий не смог. Его волоком оттащили со льда, на секунды спортсмен вроде бы пришел в себя, но тут же потерял сознание снова.

Парное катание никогда не считалось самым травматичным видом фигурного катания. У одиночников случается не в пример больше сломанных ног и вывернутых суставов. Однако, если травма у парников происходит, она страшна, поскольку, как правило, страдают оба фигуриста.

Точно на такой поддержке год назад в США упали американские фигуристы, имен которых я, к сожалению, не помню. Падение было голова в голову. Партнерша отделалась легким сотрясением, а партнер пролежал 10 недель в коме с открытой черепной коробкой - настолько велика была опухоль мозга.

Соревнования, вопреки ожиданиям, не приостановили. Но следующий дуэт - канадцы Кристи Сарджент и Крис Уирц, видевшие страшное падение своими глазами, кататься не смогли. При заходе на поддержку фигуриста начала бить заметная даже со стороны нервная дрожь. Они остановились, попытались продолжить катание, но через несколько секунд остановились снова. Потом поговорили с судьями, им включили музыку и они кое-как довели выступление до заключительного аккорда. В шоке выступали и несколько следующих пар, в том числе Татьяна Тотьмянина и Максим Маринин, нечаянно увидевшие повтор падения по телевизору, установленному за кулисами.

Несмотря на это, второй российский дуэт справился с программой великолепно. Ни одной помарки - в том числе и в сложной связке из тройного сальхова и каскада «тройной - двойной». Если бы спортсмены выступали в сильнейшей группе, они наверняка бы оказались ближе своего итогового шестого места. Но поскольку выступать предстояло еще семи парам, подразумевалось, что все семь окажутся впереди россиян.

Нервы крепко подвели немцев Пегги Шварц - Мирко Мюллера и американцев Киоко Ину - Джона Циммермана. Честно говоря, не заслуживали своего четвертого места и выступавшие последними канадцы Джеми Сале и Давид Пеллетье - они не сделали ни одного из параллельных прыжков (партнерша с завидным упорством прыгала «бабочки», партнер же приземлялся то на две ноги, а то и вовсе на четвереньки). Но, видимо, третий результат в короткой программе и последний стартовый номер оказали на судей магическое действие.

НЕСЛУЧАЙНЫЕ СЛУЧАЙНОСТИ

Комментарий к несчастному случаю я неожиданно получила от олимпийского чемпиона Сараево-84 Олега Васильева, оказавшегося рядом на трибуне.

- Почему-то никому не приходит в голову задуматься, что падение в парном катании почти всегда является результатом неправильной техники, - сказал он. - В наше время на чемпионатах не было такого количества участников, но уровень катания, на мой взгляд, был более высоким. И не менее сложным. Те же тройные прыжки, подкрутки, выбросы. Возьмите даже сильнейших. Несмотря на титул двукратных чемпионов мира, Бережная и Сихарулидзе катаются крайне нестабильно. С моей точки зрения, фигуристы такого уровня имеют право на одну ошибку в сезоне. Их же множество. В поддержках Лена и Антон обходятся довольно стандартным набором движений. Учат подкрутку в четыре оборота, но ведь и это - не панацея. Настоящая сложность парного катания заключается прежде всего в парных элементах. Прыжках. На их отработку у фигуристов, как правило, не остается времени.

Знаю по себе. Когда мы с Леной Валовой начинали выступать, прыгали три тройных - сальхов, тулуп и риттбергер. Через сезон от риттбергера, как от самого сложного, пришлось отказаться. Еще через год в программе остался лишь тулуп. При том, что мы работали с Москвиной - выдающимся знатоком парного катания. Но даже она часто отправляла меня к другим специалистам - проконсультироваться лишний раз, поскольку имела опыт партнерши, но не партнера. Сейчас же сплошь и рядом спортсменов готовят тренеры, вообще никогда не выступавшие в парах. Изучают видеозаписи - и считают, что могут научить чему угодно. Вот и причина травм.

Бытует мнение, что в ошибках виноват кто-то один из фигуристов. Но посмотрите, что произошло с украинцами: Юля начала менять положение в поддержке, сместился центр тяжести, Дмитрий же неправильно переставил ногу на льду - именно поэтому упал. После тяжелых травм публика начинает встречать спортсменов, как героев. Но в чем геройство, если травмы можно было избежать?

- Может быть, пары стали слишком рано выходить на высший уровень?

- Это тоже сказывается. Но что делать? Каждая, особенно мелкая, федерация заинтересована выставить спортсмена на чемпионате мира. Поскольку получает за это от Международной федерации довольно большие деньги. Сложно отказаться и от участия в коммерческих турнирах. Все это идет в ущерб подготовке.

- Может быть, в вас говорит зависть, ведь в ваше время такими гонорарами в фигурном катании и не пахло?

- Зависти нет. Мы сделали на льду все, что могли, и получили главное - титул олимпийских чемпионов. Его не заменят никакие деньги.

Сара Абитболь и Стефан Бернади
Фото из архива Елены Вайцеховской
Ницца. Сара Абитболь и Стефан Бернади

НИЗЛОЖЕНИЕ ФАВОРИТОВ

Сильнейшую подгруппу открыли французы. Сказать, что в зале раздался рев, значит не сказать ничего. Легкие сборные конструкции трибун ходили ходуном, угрожая рассыпаться. Каждое движение пары сопровождалось шквалом оваций, не говоря про более сложные элементы, которые французы исполняли просто безупречно.

Они имели все шансы выиграть. Накануне вечером хозяйка гостиницы «Коммодор», где расположились все ближние и дальние родственники Бернади, говорила о победе (рассчитывая число мест для гостей в заранее оплаченном ресторане), как о совершенно решенном деле. Но на четвертой минуте катания Сара не удержалась на ногах после выброса - села на лед.

Падение, впрочем, ничуть не разочаровало болельщиков. Цветы и игрушки начали планировать на лед еще до того, как смолкла музыка. Да и оценки 5,7 - 5,8 были почти что гарантией серебра.

«Очень тяжело кататься после такой реакции публики, - скажет после финала Алексей Тихонов. - Да и стартовый номер - почти в начале группы - не самый выигрышный. Но мы настраивались на выступление, как никогда в жизни. К счастью, не видели падения украинцев - пришли на каток позже. Естественно, нам сообщили, что ребята упали. Но - без всяких подробностей».

Выступление питерцев было не только самым чистым, но и самым красивым. Чего стоили поддержки, когда Алексей чуть ли не жонглировал невесомой в его руках партнершей. Победа над французами была бесспорной - всеми судейскими голосами. Оставалось лишь ждать, сумеют ли китайцы - главные соперники - воспользоваться более выигрышной стартовой позицией.

Год назад, проиграв чемпионат мира Бережной и Сихарулидзе, китайцы отнюдь не посчитали себя проигравшими. Скандальная история с долгим разбором судейства того финала до сих пор памятна многим. Но в среду миф о железных китайских нервах и неоспоримом преимуществе в технике был развеян. Первый же тройной прыжок завершился приземлением Чжао на две ноги, а его партнерша сделала всего два оборота. Фигуристы облегчили подкрутку, скомкали второй выброс, затем разошлись в параллельном вращении, запутались, потеряв скорость, в финальном. Изумительно смотрелись лишь парные синхронные шаги и дуги. Вице-чемпионы мира действительно прибавили в артистизме, но никакие художественные достоинства программы не воспринимались при таком количестве технических погрешностей. Судьба золота была решена.

Второй китайский миф - о бешеной конкуренции внутри страны - был развеян на пресс-конференции. На неожиданный (судя по реакции фигуристов) вопрос, сколько пар-участников выступали в национальном чемпионате этого года, Чжао, помедлив, ответил: «Пять».

 P . S . В четверг утром стало известно, что медицинское обследование Паламарчука не выявило никаких, кроме сотрясения мозга, серьезных травм. В тот же день фигуриста забрали из больницы в отель.

 

 

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru