Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Фигурное катание - Чемпионат Европы 2000 - Вена (Австрия)
УСТАЛОСТЬ ПОМЕШАЛА ПЛЮЩЕНКО МЕНЬШЕ,
ЧЕМ ТРАВМЫ - ЯГУДИНУ
Евгений Плющенко
Фото из архива Елены Вайцеховской
Евгений Плющенко

12 февраля 2000

Мужское одиночное катание, пожалуй, единственный вид программы, где за последние несколько лет качество исполнения элементов и их сложность поднялись на принципиально иной уровень. Если пару сезонов назад наличие в композиции прыжка в четыре оборота было само по себе неким залогом успеха, то в этом сезоне стало очевидно: претендовать на золото каких-либо соревнований сумеет тот фигурист, который сможет выполнить четверной прыжок в каскаде с тройным, а еще лучше - два: в каскаде и без.

Это, собственно, и стало причиной того, что начиная с осенних стартов основная борьба шла между двумя российскими спортсменами - Ягудиным и Плющенко.

Причем борьба эта не прекращалась в Вене даже на тренировках. Плющенко выглядел не лучшим образом в квалификационном прокате (он упал на главном прыжке и уже не пытался повторить его вновь), однако утром финального дня поразил зрителей, безупречно сделав на тренировочном катке «Штадтхалле» каскад 4+3+2. С точки зрения техники исполнить три прыжка подряд ничуть не сложнее, чем идеально выехать после двух. Но зрительно такая пока еще необычная композиция действительно впечатляет.

Ягудин на тренировке, в свою очередь, успешно справился с отдельным четверным, затем сделал его в каскаде. Попытки прочих фигуристов повторить нечто подобное за редким исключением ни к чему хорошему не приводили. Что еще раз косвенно подтвердило: битва за золото будет вестись не на жизнь, а на смерть и участвовать в ней предстоит лишь двоим. Что бы по этому поводу ни думали остальные.

Победа Плющенко была заслуженной, но катался он не лучшим для себя образом. Начиная с декабрьского турнира серии «Гран-При» - NHK Trophee - Евгений неизменно получал за технику исполнения своей композиции 6,0. Так было на чемпионате России в Москве, затем - в финале «Гран-при» в Лионе. В Вене столь высоких оценок не было. Фигурист смазал выезд после каскада, затем, приземляясь после тройного акселя, коснулся льда вторым коньком. Да и сам сказал после, что устал к концу сезона, поэтому и не смог прокататься так, как хотелось.

Ягудин выходил на лед сразу после соперника. Прыжок в четыре оборота он выполнил чисто, но, как сказал после награждения, в тот же момент сам понял, что день - не его. Поскольку пытаться сделать четверной еще раз не имело смысла - два одинаковых прыжковых элемента в произвольной судьи расценивают как ошибку. Добавлять же каскад уже становилось рискованно.

В конце программы чемпион мира слегка ошибся еще раз - в тройном сальхове. Но эта ошибка уже не была решающей.

Зная, сколько напастей свалилось на Ягудина в новом году, трудно было предположить, что он справится со своей программой настолько хорошо, как это было сделано в четверг. Сначала - травма ноги из-за порвавшегося ботинка. Потом - перелом руки. Дело даже не в травмах, а в том, что в наиболее ответственный момент заранее спланированная подготовка пошла наперекосяк. Алексею пришлось пропустить финал «Гран-при», а в тот момент, когда по плану предполагалось сделать упор на прыжки и доводить до автоматизма каскад с четверным, выяснилось, что рука не позволяет делать прыжки в полную силу. Даже его тренер Татьяна Тарасова, если говорить откровенно, не рассчитывала, что Ягудину удастся бороться за титул. Главной задачей было прежде всего достойно прокатать всю программу целиком. Это фигуристу удалось.

«У меня есть месяц на подготовку к чемпионату мира, и я надеюсь, что этого времени будет достаточно для того, чтобы все встало на места, - сказал Ягудин на пресс-конференции. И добавил: - Если, конечно, ничего непредвиденного больше не произойдет».

Новый чемпион Европы был безмерно счастлив. Последние три года ему постоянно что-то мешало добраться до золота официальных чемпионатов. Прочие же турниры, типа коммерческих «Гран-при», которые Женя выигрывал довольно регулярно, не приносили полного удовлетворения, несмотря на высокие баллы и не менее высокие гонорары.

Но гораздо больше ученика был счастлив его тренер Алексей Мишин. По сути, он в значительной степени был в четверг автором обеих медалей: в конце концов, свой первый чемпионат Европы Ягудин выиграл, занимаясь в бригаде Алексея Николаевича. Вот только потом последовал уход фигуриста к Татьяне Тарасовой и его новые победы (вопреки предсказаниям многих) на чемпионате Европы, а затем - и на чемпионате мира, что наверняка больно задело его бывшего наставника, что бы он при этом ни говорил журналистам. В этом свете победа Плющенко оказалась реваншем.

Когда пресс-конференция плавно перетекла в неофициальное русло (журналисты разбились на группки вокруг своих фаворитов), я подошла к наиболее многочисленной и... поняла, что надо срочно включать диктофон: в центре англо-говорящей толпы стоял Мишин и, путая английские слова, но не теряя пулеметного ритма речи, рассказывал:

- Когда у него появились деньги... О-о-о! Когда у него появились деньги, началась вакханалия: машину - папе, золотые украшения - маме, всевозможные - так, чтобы можно было обвешаться с ног до головы. Мы были на сборе в Голландии, так Евгений собрал всю компанию приятелей - пять человек и повел их в обувной магазин. Все вышли в новых кроссовках. Потом они пошли в игрушечный магазин - купили пять машин с радиоуправлением, но и это было не все. Вместе с машинами все отправились за роликовыми коньками. Представляете картину? Пять здоровых парней - на роликах, с пультами управления в руках, и эти машины - туда-сюда. Когда надоело, Женя арендовал для всех велосипеды. Голландия, знаете ли, велосипедная страна. И началось снова - велосипеды, пульты, машины носятся... Я был в шоке. Не знал, как учеников снова на каток загнать. Но сумел.

После того как у меня вышел из-под контроля Алексей Урманов - такое, что скрывать, было, - я понял, что в тренерской руке всегда должны быть вожжи. Они у меня есть. Хотя я не сторонник запретов. Если ученик теряет ощущение реальности, лучше чуть-чуть подождать. Как насморк, знаете ли. Если лечить - проходит через неделю. Если не лечить - через семь дней.

Собираемся ли усложнять программу? Конечно. Недалек день, когда придется прыгать каскад из двух четверных. Китайцы уже пробуют. Но то китайцы. Они многое берут из прыжков в воду и учат вращения быстрее, чем кто-либо. Все? Вопросов больше нет? Всех обнимаю, пока! Как? Я вас еще не удовлетворил? Зачем я - старый и толстый - вам нужен? Посмотрите, какие красавцы в зале, а вы продолжаете меня мучить! Когда Урманов вышел из-под контроля? О, это уже пройденный этап, ни к чему говорить о нем. Есть Плющенко - чемпион Европы. А я - всегда к вашим услугам, отвечу на любые вопросы. Но только не сегодня! Все! Прощайте! Меня уже нет!

С этими словами профессор одиночного катания, сияя от восторга, покинул общество - и оставил иностранцев с недоумением глядеть вслед.

К их сожалению, чемпион тоже был недосягаем для понимания, поскольку в отличие от Ягудина не успел освоить официальный английский язык пресс-конференций, который все чаще (к немалой обиде соотечественников) предпочитают русскоговорящие фигуристы. При этом некоторые доходят до абсурда. Например, комментарий к финалу бронзового призера чемпионата украинца Дмитрия Дмитренко в переводе на русский звучал бы примерно так: «Раньше я был молодой и вел себя по-другому. Сейчас стал другим. Не уважаю больше никого из соперников - только самого себя!».

Еще больше поразил представителей прессы официальный пресс-релиз, который появился в пресс-центре перед оригинальным танцем. На вопрос о предстоящем выступлении российский фигурист Илья Авербух заявил: «Судейская жеребьевка крайне для нас неудачная. Скорее всего из-за нее мы проиграем этот танец литовцам».

Танец российский дуэт выиграл одним голосом, вновь переместившись на третью позицию. Однако слова Авербуха лишь подтвердили старую истину: окончательную расстановку сил в этом виде фигурного катания определяет в большинстве случаев не класс спортсмена, а подбор арбитров, которыми, увы, все бывает решено задолго до финала.

 

 

 

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru