Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Facebook
Блог

Фигурное катание - Чемпионат мира среди профессионалов 1997 - Вашингтон (США)
ЛЮБИМЫЕ ЖЕНЩИНЫ КОРОЛЯ ЛЬДА
Дик Баттон. 1952 год
Фото © Corbis
на снимке Дик Баттон. 1952 год

На фигурное катание в Америке ходит больше зрителей, чем на матчи НХЛ. «Виноват» в этом маленький, толстенький, лысый и безумно обаятельный человек - двукратный олимпийский чемпион и пятикратный чемпион мира Дик Баттон.

В последний раз Баттон победил в 1952 году. А в 1973-м наконец воплотил в жизнь давнюю мечту - провел первый в истории профессиональный чемпионат мира, пригласив на него олимпийских чемпионов Людмилу Белоусову - Олега Протопопова, Джанет Линн, Робина Казенса.

С тех пор прошло двадцать пять лет. Чемпионаты профессионалов, прочно обосновавшиеся на территории США, проводятся по нескольку раз в год, всегда собирают полные трибуны огромных стадионов и никогда не транслируются в прямом эфире.

Коммерческий успех любого дела за океаном определяет телевидение. Фигурное катание - единственный вид спорта, где во время профессиональных турниров на бортах катка отсутствуют пестрые рекламные нашлепки: все затянуто в переливающийся черный бархат, на котором интеллигентно выделяется лишь эмблема очередного чемпионата. Только после того, как избранные счастливчики насладятся живым зрелищем в зале (видеосъемка категорически запрещена), начинается монтаж четырехчасового телевизионного действа для тех, кто не смог купить билеты. И вот оно уже до предела напичкано рекламными роликами баснословной стоимости: Америка обожает деньги.

В Штатах спортсменам платят гонорары, равных которым в Европе просто не существует - до десяти тысяч долларов за одноразовую показательную гастроль и - иногда - гораздо больше просто за участие в том или ином турнире: Америка обожает зрелища.

Фигурное катание всегда считалось скандальным видом спорта. Вспомните бегство на Запад Белоусовой и Протопопова, разбившуюся в автокатастрофе Хану Машкову, дуэль Нэнси Керриган и Тони Хардинг, закончившуюся тюремным заключением последней, попавшую в пьяном виде в аварию Оксану Баюл... Америка обожает скандалы.

А еще Америка любит имена, недостатка в которых в фигурном катании не было никогда. На это и сделал ставку Баттон, создавая свой бизнес. Надо ли говорить, что фигуристы, чей спортивный век, увы, до обидного короток, приняли идею профи-спорта на ура. Нет, показательных гастролей и разного рода шоу на Западе хватало всегда. Но соревнования, согласитесь, это совсем другое. Где, например, увидишь, какая из олимпийских чемпионок - Пегги Флемминг (1968), Дороти Хэмилл (1976) или Катарина Витт (1984, 1988) все-таки лучше? Только у Баттона. А еще у него за судейскими пультами можно увидеть олимпийских чемпионов Кэрол Хейсс (1960), Хэйеса-Алана Дженкинса (1956), Барбару-Энн Скотт (1948), Барбару Вагнер 1960), и - прислушайтесь мысленно к реакции трибун: «Одиннадцатикратная чемпионка Европы! - У-а-ау!!! - Десятикратная чем­пионка мира!! - У-а-а-ау!!! -Трехкратная олимпийская чемпионка!!! - У-а-а-а-ау!!!»

Да-да-да. Ирина Роднина - непременный участник баттоновских чемпионатов на протяжении многих лет. Любимая женщина Дика. Каждый раз неотразима в обязательной для всех судей униформе (вечернее платье, каблук-шпилька и бриллианты, бриллианты, бриллианты). Добавьте ко всему этому бьющий из-под потолка свет прожекторов - и вы поймете, что перед Баттоном действительно надо снять шляпу.

Между нами говоря, Баттон, конечно же, бабник. Надо видеть, как он расплывается в довольной улыбке, когда вместе с Флемминг солирует перед телекамерами (Пегги - постоянный комментатор на баттоновских турнирах). Или как в полупоклоне, по­правляя неизменную атласно-черную бабочку, приветствует выходящих на лед звезд. Мужчины-участники относятся к этому без ревности. В конце концов, «звезда» - существительное женского рода.

В чемпионате мира-97, который проходил в Вашингтоне, число участниц в женском турнире у Баттона было рекордным. Шесть. И каждая из них заслуживала особого внимания.

Дениз БИЛЬМАНН

В 1981-м швейцарка стала чемпионкой мира. Тогда же в родной Женеве ей изваяли памятник. Не столько за победу, сколько за уникальное вращение в шпагате, которое до сих пор носит имя Бильманн и по сложности приравнивается к тройному прыжку. В бррнзовом шпагате Бильманн и возвышается на пьедестале. А живьем шесть раз выигрывала различные баттоновские турниры. Несмотря на почтенный для фигурного катания возраст (швейцарке далеко за 30), вращение имени себя делает до сих пор. Тройные прыжки тоже. Непременная спутница в путешествиях - мама. Она оберегает Дениз он поклонников, возит за ней чемодан с костюмами, дает редкие указания на тренировках и, соответственно, сидит рядышком в Kiss-and-Cry Corner после выступления в ожидании оценок.

Кристи ЯМАГУЧИ

В 1992 году выиграла Олимпиаду в Альбервилле. Но в отличие от большинства тогдашних чемпионов отказалась вернуться в любительский спорт перед Лиллехаммером, посчитав, что в компании Оксаны Баюл, Нэнси Керриган и Катарины Витт окажется лишней. Зато именно с тех пор выигрывает все главные профессиональные чемпионаты. Долго считалась «спортсменкой» (в среде профи-звезд несколько почетнее быть «артисткой»), прыгая по шесть - восемь тройных прыжков в одной программе. Парадоксально, но именно это чуть не вынудило Баттона реже приглашать американку японского происхождения на свои турниры: ее победы «в одни ворота в спортивном стиле» начали приедаться зрителям. Но в этом сезоне Ямагучи преобразилась - в ней проснулась восточная, предельно сексуальная женщина, что сразу же возродило интерес трибун. Мужской интерес в адрес дочери пресекает мама, так же, как и бильманновская, не оставляющая Кристи без присмотра ни в отелях, ни в коридорах катков. Кроме того, рядом со спортсменкой всегда присутствует тренер, что в профессиональном катании явление редкое: платить наставнику на протяжении всего сезона могут позволить себе немногие.

Екатерина ГОРДЕЕВА

Говорят, на первый профессиональный чемпионат, когда Катя приняла решение выступать в одиночном катании после смерти партнера и мужа Сергея Гринькова, Баттон пригласил ее просто для того, чтобы поддержать морально. А она стала третьей. Потом - второй, оба раза опередив Катарину Витт. С тех пор Гордееву приглашают на все без исключения турниры: никому из действующих звезд не удается вызвать у трибун столь широкую гамму чувств - от восторга до слез. У нее всегда самые изысканные костюмы, самая впечатляющая музыка, лучшее скольжение и безукоризненное чувство меры. Все постановки (еще с любительских времен, когда Гордеева и Гриньков катались в паре) делает живущая в Оттаве Марина Зуева (ее в Америке и Канаде считают одним из наиболее профессиональных хореографов-постановщиков) .

Жози ШУИНАР

Трехкратная чемпионка Канады в любительском прошлом. То есть по сравнению с остальными особых заслуг никаких. Но, выражаясь по-английски - Crowd favorite , - любимица публики. А это для американских шоу-менеджеров - святое.

Нэнси КЕРРИГАН

После нашумевшей истории с покушением на нее соотечественницы-соперницы Тони Хардинг она так и не сделала того, ради чего шум затевался, - не стала олимпийской чемпионкой. Но по полной программе сняла пенки с рекламы, с продажи автобиографической книги и куклы «Барби-Керриган». Вышла замуж за собственного адвоката, родила сына (предварительно получив баснословный гонорар за выступление в ледовом шоу на седьмом месяце беременности). После чего оказалась у Баттона, который тоже захотел снять пенки. На этот раз - с дуэли Керриган - Оксана Баюл. Иными словами - «Олимпийский финал-2». Со времен Лиллехаммера соперницы не встречались ни разу, но в Вашингтоне Баюл проиграла. В тройку же не попали ни та, ни другая: чрезмерная упитанность Керриган сказалась на прыжках, а Баюл... Впрочем, о ней - ниже.

Оксана БАЮЛ

Переход 17-летней олимпийской чемпионки в профессиональный спорт был оплачен по максимуму. Если верить внутриледовым завистливым сплетням, сумма составила миллион долларов, которые были пущены на ветер несовершеннолетней звездой с одесскими размахом и шиком. Гонорары от показательных выступлений и телевизионной рекламы (Баюл стала единственной представительницей бывшего СССР на рекламном американском ТВ) начали иссякать лишь год назад - после скандальной аварии, в которую фигуристка попала по дороге из бара. За три месяца до вашингтонского чемпионата Оксана поменяла тренера, но времени на подготовку не хватило - после напрочъ испорченной технической программы менеджер Баюл в сердцах бросил: «Пусть проваливает в «Диснейлэнд» (что на языке американских шоу-акул означает низшую степень профессионального падения). А во второй программе Баюл взяла в руки шляпку, повела плечиком под первые такты музыки и... все поняли, что на титул Crowd favorite она претендует в значительно большей степени, чем Шуинар. А это (см. выше) для Америки - святое.

Баттону, конечно же, повезло. Женщины (а звезды-фигуристки вдвойне!) - народ крайне капризный, склочный и часто меняющий симпатии. Но только не в отношении некогда блистательного короля льда. Ведь так хочется, чтобы пригласил еще раз!

1997 год


© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru