Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Гостевая книга
Translations
Фотогалерея

Фигурное катание - Чемпионат мира среди профессионалов 1997 - Вашингтон (США)
ЮБИЛЕЙНЫЙ ТУРНИР
Оксана Баюл
Фото © Александр Вильф
на снимке Оксана Баюл

15 декабря 1997

Чемпионат мира по фигурному катанию среди профессионалов-97 полностью соответствовал почетному званию юбилейного. Ровно двадцать пять лет назад двукратный олимпийский чемпион и четырехкратный экс-чемпион мира американец Дик Баттон воплотил в жизнь идею собрать на льду сильнейших фигуристов, оставивших любительский спорт, и специально для них сделать свой чемпионат мира.

Долгое время единственными представителями России на этом турнире были легендарные Людмила Белоусова и Олег Протопопов. Они стали первыми профессиональными чемпионами в 1973-м, второй раз завоевали это звание через 10 лет, в промежутке выиграли в составе сборной звезд (чемпионат-81 был командным), в 1984-м заняли второе место, уступив американской паре Андерхилл Мартини, потом проиграли чемпионам мира-79 Тай Бабилонии и Рэнди Гарднеру, а под конец и вовсе перестали попадать в призеры, поскольку приток экс-любителей в профессионалы стал значительно солиднее, чем был вначале.

В 1990-м в чемпионате Баттона выступали сразу четыре российских дуэта: Екатерина Гордеева - Сергей Гриньков, Лариса Селезнева - Олег Макаров и Елена Валова - Олег Васильев заняли второе, третье и четвертое места в парном катании, Наталья Анненко и Генрих Сретенский были вторыми в танцах, проиграв олимпийским чемпионам Сараева Джейн Торвилл и Кристоферу Дину. Еще через два года после Олимпийских игр в Альбервилле, на профессиональном чемпионате мира российскими фигуристами было представлено все парное катание, два дуэта выступали в танцах, а свежепоявившийся чемпион Игр-92 Виктор Петренко обосновался среди участников-мужчин (правда, он остался четвертым, проиграв Брайану Бойтано, Брайану Opcepу и Полу Уайли).

А в 1994-м, после игр в Лиллехаммере, профессиональное катание вышло на принципиально иной качественный уровень. «Виновником» оказался Международный союз конькобежцев, за год до Игр разрешивший профессионалам вернуться в любительский спорт.

Возвращение получилось далеко не триумфальным: из большого числа фигуристов-профи, среди которых были преимущественно олимпийские чемпионы (Бойтано, Катарина Витт, Наталья Мишкутенок - Артур Дмитри­ев, Торвилл и Дин, Гордеева - Гриньков) золото завоевали лишь последние. Но усиленная подготовка бывших чемпионов к Играм и немедленное возвращение после них на профессиональный лед привели к тому, что уровень турниров профи-звезд практически сравнялся с любительским.

В Вашингтоне Баттон, ходивший именинником, сказал:

- Думаю, недалек день, когда соревнования фигуристов будут проходить непрерывно, как это делается в теннисе, без всякого деления на любителей и профи. Во всяком случае, сейчас я прекрасно вижу, что если бы многие из «моих» участников снова вернулись на уровень Олимпийских игр, они выглядели бы там более чем достойно.

Трудно сказать, насколько пророческим окажется предсказание выдающегося в прошлом фигуриста, однако еще пару лет назад единственный в году чемпионат профессионалов стал распочковываться на множество более мелких турниров. Причина была простой: одно из требований телекомпаний заключалось в том, чтобы в каждом виде программы выступали не более пяти человек или пар. Крайний случай - шесть. Идеальный - четыре, чтобы полная программа соревнований укладывалась в четырехчасовую трансляцию. Поскольку желающих выступать всегда оказывалось гораздо больше, баттоновской компании пришлось искать вариант, при котором моральное и финансовое удовлетворение могли получить все.

БАЮЛ ОСТАЛАСЬ ШЕСТОЙ

Все это привело к тому, что в Вашингтон съехались действительно лучшие из лучших. Маленькой иллюстрацией может служить то, что в женский одиночный турнир с рекордным числом участниц (их было шесть) впервые за много лет не попала двукратная олимпийская чемпионка Катарина Витт. Зато дебютировала другая олимпийская чемпионка - Оксана Баюл, победившая в Лиллехаммере национальную героиню Америки Нэнси Керриган.

Для Керриган чемпионат мира тоже был своего рода дебютом: она вернулась на лед после рождения ребенка. Впрочем, фаворитом заранее называли чемпионку Игр-92 Кристи Ямагучи. Американка выиграла все турниры сезона «в одни ворота»: Баюл после всех проблем, связанных с прошлогодним судебным процессом (он последовал за автомобильной аварией, совершенной в нетрезвом состоянии), всего три месяца как взялась за мало-мальски серьезные тренировки, чемпионка мира-81 Дениз Бильманн явно уступала Ямагучи по сложности, артистическим способностям и, чего лукавить, возрасту, чемпионку Канады Жози Шуинар как-то не привыкли пока воспринимать всерьез: слишком незначительны (по сравнению с остальными) были ее заслуги в любительском спорте. Что же касается Гордеевой, второй год выступающей в одиночном катании, то она довольно неудачно для себя провела все предыдущие турниры сезона.

Прогноз большинства относительно чемпионки подтвердился полностью. Но, как ни парадоксально, это и делало ее выступление куда менее привлекательным для журналистов, нежели тех же Гордеевой и Баюл.

Как сказала перед соревнованиями Марина Зуева - постоянный на протяжении многих лет хореограф Гордеевой, после всех последних неудач Катя очень переживала из-за того, что не всегда способна соответствовать тому уровню, какого от нее ждут и зрители, и, что важнее, организаторы, приглашающие фигуристов на турниры по своему выбору. Однако обе программы, подготовленные фигуристкой к чемпионату, оказались выше всех похвал. Первая (так называемая техническая) - Smile - была поставлена Зуевой по Катиной просьбе, а потом записана на видеокассету специально для большого друга Гордеевой, олимпийского чемпиона 1984 года Скотта Хэмилтона, когда больной раком фигурист проходил наиболее тяжелый курс лечения. Самое же главное со спортивной точки зрения заключалось в том, что Катя блестяще справилась с тремя тройными прыжками и сразу же вышла на второе место за Ямагучи.

Произвольная программа была еще более впечатляющей с преимущественными оценками за артистизм 9,9 (турниры профи обычно судятся из 10 баллов). Гордеева к тому же исключительно выигрышно смотрелась на фоне довольно тяжелых по телосложению Керриган, Бильманн и, увы, Баюл. Оксана заняла последнее - шестое место. В технической программе она не сделала ни одного прыжка, в произвольной очень прилично исполнила тройные сальхов и тулуп, но было поздно претендовать на что-либо: согласно финальной жеребьевке Баюл выступала первой, что заранее предполагало сдержанность судейских оценок.

БРАУНИНГ БОЛЕЛ ЗА БОЙТАНО. БОЙТАНО - ЗА БРАУНИНГА

Самым обескураживающим чемпионатов за всю их историю оказался турнир олимпийских чемпионов с сумасшедшим по меркам фигурного катания призовым фондом (200 тысяч долларов за первое место), который проходил два года назад в Ванкувере. Как вспоминали очевидцы, сначала зрителям вслух сказали сумму, а потом на льду начался всеобщий падеж в исполнении Бойтано, Витт и даже Ямагучи, у которой на протяжении всей карьеры была репутация человека, который не падает никогда. В результате в канадских и американских газетах появилась огромная статья, в буквальном смысле смешивавшая легендарных фигуристов (а заодно и самого Баттона) с грязью. Вспомнила я об этом потому, что уровень выступлений в Вашингтоне был фантастически высок. И прежде всего в самом интересном виде программы - мужском.

Бойтано и Петренко соста­вляли конкуренцию четырехкратный чемпион мира Курт Браунинг, бронзовый призер чемпионата мира-96 Руди Галиндо, который, по общему мнению, развернулся в полной красе и таланте именно в профессиональном спорте, и четырехкратный чемпион Франции Эрик Мийо. Петренко в середине октября выиграл первый из турниров сезо­на US Pro в Сан-Хосе, и тогда же его тренер Галина Змиевская с вальяжностью крутого профессионала сказала: «Обожаю эти турниры. Никаких тебе нервов: приехал, откатался в свое удовольствие - и отдыхаешь. Куда лучше, чем в любителях».

Как показал вашингтонский чемпионат, то высказывание совсем не соответствовало истине. В короткой программе фигуристы волновались так, что заинтересованный народ едва успевал считать ошибки. Бойтано после тройного лутца приземлился на обе ноги, а затем дважды пробовал тройные прыжки в каскадах и дважды был вынужден расписаться в собственной несостоятельности. За ним три из пяти тройных завалил Петренко. Мийо падал по полной программе, то и дело вытирая лед собственными штанами. Избежать ошибок удалось только Галиндо и Браунингу, однако у Курта были проблемы другого порядка. За несколько дней до чемпионата менеджеры IMG , фирмы, с которой у фигуриста заключен долгосрочный контракт, запретили ему исполнять в Вашингтоне уже обкатанные программы, мотивируя это тем, что всего через полторы недели начинается показательный тур IMG Stars On Ice и в интересах фирмы не показывать новые программы (поставленные к тому же хореографами IMG ) на публике до начала гастролей. Браунингу пришлось в спешном порядке придумывать себе обе программы прямо в Вашингтоне. Из-за этого он был предельно сосредоточен на всех предсоревновательных тренировках, а в пятницу, когда участники боролись с «техникой», выглядел непривычно зажатым.

Однако в субботу началась феерия. Обилие промахов олимпийских чемпионов накануне привело к тому, что фигуристы абсолютно раскрепостились как люди, которым уже нечего терять, а, значит, не стоит и нервничать. Все действительно откатали как раз на том уровне, который имел в виду Баттон. Вовсю запрыгали Мийо и Галиндо. Но первую скрипку было суждено сыграть Браунингу.

Еще в своей прежней, любительской, жизни Курт отличался умением мгновенно завести зал и держать его на протяжении программы любой продолжительности. В Вашингтоне повторилось то же самое. Браунинг оказался единственным из участников, кому выставили сразу семь высших оценок - «десяток». Было за что: ни на мгновение не теряя контакта с залом, Курт на хорошей высоте и скорости сделал шесть разнообразных тройных прыжков, три из которых - без традиционного разбега-подготовки: первый - с «кораблика», второй - с комбинированной, вдоль всего катка, дорожки шагов, третий - в самом конце круговой дорожки, скомпонованной из перепрыжек типа балетных фуэте.

Столь блистательных выступлений в профи ни у Браунинга, ни у Бойтано не было давно - и больше всего радовались этому сами фигуристы. Причем перекрестно: Бойтано болел за давнего приятеля-соперника у борта. Браунинг чуть раньше вовсю подсвистывал от восторга удачным приземлениям Брайана, которому в итоге удалось с пятого места после технической программы подняться сразу на второе, несмотря на то, что те, кого он обошел, не сделали практически никаких ошибок.

КАК УВЯЛ «КРАСНЫЙ ЦВЕТОК»

В профессиональных турни­рах все расписано заранее», - говорила Змиевская год назад, когда я приезжала в Олбани на US Pro. Может, оно и так. Но хотелось бы видеть человека, который рискнул бы предсказать, что чемпионы мира и Ев­ропы, серебряные призеры Игр в Лиллехаммере в танцах на льду Майя Усова и Александр Жулин проиграют американцам Рене Роке и Гоше Суру, которые на мировых любительских первенствах ни разу не поднимались выше десятого места. Это было неожиданно, но, к сожалению, объяснимо.

В парных видах фигурного катания нередки случаи, когда спортивные пары перерастают в супружеские. Майя и Саша не стали исключением. Но несколько лет назад, уже после переезда в Америку, фигуристы решили жить отдельно: Жулин из Лейк-Плэсида, где осталась бывший тренер пары Наталья Дубова, перебрался в Симсбери к Петрен­ко, Баюл и Гордеевой, Усова уехала под Бостон, на каток, облюбованный Татьяной Тарасовой с учениками. Помимо собственного катания, Жулин серьезно занялся тренерской работой с белорусской парой Татьяна Навка - Николай Морозов. Оставленная партнерша сначала категорически отказалась продолжать выступления, затем передумала. Тренировки дуэта хоть и продолжались, но носили большей частью эпизодический характер.

Для первого показа в Вашингтоне Усова и Жулин выбрали свой лучший показательный номер «Красный цветок» - маленький и трогательный шедевр о любви. Увы, некогда прекрасная программа имела два крупных недостатка. Во-первых, номер был впервые показан на публике в 1993 году - сразу после того, как Усова и Жулин впервые стали чемпионами мира. И это прекрасно помнили судьи, которые и в любительском, и - в большей степени - в профессиональном спорте привыкли руководствоваться булгаковским принципом свежести. Более того, из-за нехватки совместных тренировок фигуристы убрали из программы наиболее сложные (и соответственно выигрышные) места. А во-вторых, те же судьи не могли не видеть, что никакой любовью со льда уже давно не веет. Поэтому программа, призванная подчеркнуть обратное, увы, не «прозвучала».

Рока и Сур, напротив, катались предельно сложно, слаженно и чисто. И в первый день сделали все, чтобы обеспечить себе победу: в танцах, как известно, судьи не любят менять местами претендентов на медали после того, как произвели первую расстановку.

Елена Леонова - Андрей Хвалько
Фото © Александр Вильф
на снимке Елена Леонова и Андрей Хвалько

«ДИСНЕЙЛЕНД» НЕ КОТИРУЕТСЯ

В парном катании, как и в танцах, участников было всего шестеро - три дуэта: экс­чемпионы мира Радка Коваржикова - Рене Новотны, кото­рые выиграли любительский чемпионат мира-95 под руководством трехкратной олимпийской чемпионки Ирины Родниной, а два года назад перешли для постановок программ к Зуевой, бронзовые призеры Игр в Альбервилле и Лиллехаммере Изабель Брассер - Ллойд Эйслер и дебютанты Елена Леонова - Андрей Хвалько, постоянно работающие в ледовом шоу Диснейленда.

С моей точки зрения, третье место россиян выглядело далеко не справедливым. Однако сработал старый принцип профи: если первая и вторая из названных пар давно обосновались в профессиональной обойме и создали себе прочную репутацию сильнейших, то к дебютантам, вставшим в пару после восьми лет катания с другими партнерами, надо было еще присматриваться. Их, собственно, не планировали приглашать сразу на чемпионат мира. Сыграло роль то, что накануне чемпионата получила травму и снялась с соревнований вместе с Денисом Петровым - партнером по льду и олимпийскому серебру Альбервилля - Елена Бечке. Рейтинга, дающего моральное право судьям включить Леонову и Хвалько в число соискателей главного, размером в 50 тысяч долларов, приза, у фигуристов тоже не было: в кругу достаточно тщеславных профессионалов малоплощадочное диснеевское шоу считается мероприятием более низкого пошиба, чем коллектив IMG , который представляли чехи и канадцы.

Парное катание было, пожалуй, единственным видом программы, где окончатель­ный протокол, возглавляемый Коваржиковой и Новотны, здорово смахивал на следование заранее сделанной расстановке. И уж наверняка - самой спокойной частью программы чемпионата.

Впрочем, услышав мой комментарий, сделанный вскользь в пресс-центре после окончания турнира, Баттон заметил: «Приезжайте на будущий год. Все будет гораздо более занимательно».

Когда же я поинтересовалась, на чем основана такая уверенность, хозяин праздника хитро прищурился и вытащил откуда-то из смокинга смятую бумажку, на которой коряво были написаны имена трех пар - призеров отборочного чемпионата России, закончившегося всего за день до баттоновского, и сказал: «По моим сведениям, две из трех пар после Нагано уйдут в профи. А значит, окажутся у меня. Останется сделать все, чтобы никто из фигуристов об этом не пожалел»…

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru