Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Facebook
Блог

Фигурное катание - Чемпионат мира 1997 - Лозанна (Швейцария)
Виктор Кудрявцев:
«ЖЕЩИНЫ НЕПРЕДСКАЗУЕМЫ? ТЕМ ИНТЕРЕСНЕЙ!»
Виктор Кудрявцев
Фото © Александр Вильф,
на снимке Виктор Кудрявцев

Его тренерскую карьеру вполне можно считать удачной: Людмила Смирнова - Андрей Сурайкин, Сергей Волков, Константин Кокора, Кира Иванова, Мария Бутырская, Илья Кулик - все это Кудрявцев.

В то же время, многие склонны считать его неудачником. Волков стал чемпионом мира и ушел от Кудрявцева к Станиславу Жуку. Кокора выиграл чемпионат СССР и сменил Кудрявцева на Елену Чайковскую. Иванова, собрав достаточно богатую коллекцию наград, перебралась к Владимиру Ковалеву. Кулик В 1996-м (уже в звании чемпиона Европы и вице-чемпиона мира) предпочел продолжить карьеру у Татьяны Тарасовой, и, наконец, Бутырская меньше месяца назад, как в свое время Кокора, ушла к Чайковской.

Что ж, такое нередко случается в спорте: выдающийся тренер остался не у дел.

На мою просьбу об интервью Кудрявцев ответил отказом. «Я не хочу, чтобы все выглядело таким образом, словно я свожу с кем-то счеты. Тем более во время чемпионата мира, - сказал он. - Мне может нравиться или не нравиться то, как выглядят мои ученики у других тренеров, но критиковать их работу публично я не считаю нужным».

Разговор состоялся лишь тогда, когда я пообещала: тема беседы - фигурное катание. И только.

- В каком направлении, на ваш взгляд, будет развиваться одиночное катание в ближайшем будущем?

- Определяющей, думаю, станет сложность. Посмотрите на примере этого чемпионата мира: 30 спортсменов делают тройной аксель - прыжок, который считается в фигурном катании одним из наиболее сложных. В соревнованиях его удается сделать далеко не всем, но в тренировках все фигуристы делают аксель достаточно стабильно. Прыжок в четыре оборота в Лозанне уже показали 12 человек. А это говорит о том, что из уникального элемента он превращается в обычный. И что при общем очень высоком уровне борьбы выигрывать будет тот, кто быстрее других освоит четверной прыжок в совершенстве.

- Виток сложности всегда влечет за собой снижение артистического уровня?

- Смотря что считать артистизмом. Лично я не верю, что артистизм может существовать отдельно, а техника - отдельно. В моем понимании, выразительность - это прежде всего умение легко и красиво сделать элемент. Можно сделать сложную программу, хорошо ее прокатать, подобрать драматическую музыку, театральный костюм, а катание все равно останется «деревенским». Настоящей культуре движений ребенка надо учить с самых первых шагов на льду. Исполнительское мастерство не может существовать в какой-то отдельно взятой программе. Оно либо есть, либо его нет.

- В таком случае, как вы относитесь к катанию двукратного чемпиона мира Элвиса Стойко и чемпиона мира Тодда Элдриджа, которых все кому не лень критикуют именно за отсутствие выразительности?

- Когда они в форме, то их катание может быть очень выразительным. Другое дело, что постановка программ могла бы быть более удачной, но это уже вопрос вкуса. А если человек катается плохо, то даже самая блистательная постановка начинает выглядеть убого, а все артистические «навороты» - нелепо.

- Сколько спортсменов, по вашему мнению, сейчас способны бороться за золото?

- Думаю, пять. Стойко, Элдридж, Илья Кулик, Алексей Урманов и Вячеслав Загороднюк. Может быть, к ним сумеет подтянуться Леша Ягудин. Но мне кажется, что он еще чуточку не готов к борьбе на таком уровне.

- На кого из этой пятерки на Играх в Нагано поставили бы лично вы?

- На Кулика. Прежде всего потому, что это - мой ученик, и я готовил его именно с учетом того, что он будет бороться за золото в Нагано. Я вижу в нем несколько большие потенциальные возможности, чем у остальных. Другое дело, что эти возможности пока не раскрыты.

- Вы могли бы сделать подобный прогноз на женское катание?

- Даже не буду пробовать. Женщины непредсказуемы. У них очень часто происходят изменения в психике, с ними сложнее работать с точки зрения физиологии. Ну сами подумайте, кому еще несколько месяцев назад могло прийти в голову, что чемпионка мира Мишель Кван проиграет национальный - отборочный к мировому - чемпионат Таре Липински?

- Вы считаете оправданным, что сами американцы (они этого не скрывают) делают основную олимпийскую ставку на Липински?

- Бесспорно. Во-первых, у нее предельно сложная программа. Во-вторых, выдержать напряжение олимпийской борьбы всегда гораздо проще тем, кто в силу возраста не понимает важности происходящего. И кому, естественно, нечего терять. Самое же главное преимущество Липински, как ни странно, заключается в том, что у нее еще не начался переходный период. А все главные (по прошлому году) соперницы - Кван, Лю Чен, Ирина Слуцкая - судя по всему, как раз под него попали.

- По каким признакам вы это определяете?

- Начинает ломаться техника. Когда фигуристка начинает расти, у нее меняется фигура, как правило, прибавляется вес, и смещается центр тяжести. То есть, все привычные ощущения теряются, и надо учиться заново. Чем выше техника, тем быстрее удается этот разнобой устранить, сохранив прежнюю сложность.

- Получается, что если очередной скачок сложности в женском катании неизбежен, то ставку надо делать исключительно на маленьких детей?

- Я этого не сказал. В пример могу привести Бутырскую. Она одна из наиболее опытных и наиболее взрослых спортсменок, но делает, пожалуй, самые сложные прыжки. Уже несколько лет на тренировках во время чемпионатов Европы и мира показывает тройной аксель, что у женщин - чрезвычайная редкость, пробовала даже четверной.

- Простите за несанкционированный вопрос, но почему Бутырская перешла от вас к Елене Чайковской?

- Спросите об этом Машу. В Москве после чемпионата Европы она перестала приходить на тренировки, по телефону мне отвечали, что ее нет дома, а потом я узнал, что она уже в Америке. Мне передавали, что якобы и Бутырская, и Чайковская очень хотели поговорить со мной, но не смогли найти меня в Москве. В Лозанне видимо, они не могут тоже.

- Получается, вы приехали на чемпионат мира как турист?

- Я приехал прежде всего посмотреть на свою работу. Я имею в виду и Бутырскую, и Кулика.

- Мне всегда казалось, что работа в женском катании вам доставляет гораздо больше удовольствия, чем в любом другом виде. Это на самом деле так?

- Почему? Я люблю одиночное катание в целом, неважно, мужское оно или женское. Первый опыт работы у меня был с парой: мои фигуристы Смирнова - Сурайкин заняли второе место на Играх-72 в Саппоро. Просто я очень быстро понял, что одновременно работать с парами и одиночниками я не умею. А значит, надо выбирать то, что больше нравится.

- Вам никогда не хотелось придумать на льду что-нибудь такое, что не делает никто? Или в современном фигурном катании это уже невозможно? Я не имею в виду сочетания прыжков.

- Работать не над прыжками сейчас просто невыгодно. У судей оригинальность не имеет никакой цены, а значит, бессмысленно тратить на это тренировочное время. Хотя, случается, разное приходит в голову. Как бы то ни было, мне очень приятно, когда зрители запоминают программы целиком, а не то, сколько раз упал спортсмен и какие прыжки он прыгнул.

- Вы сами подбираете и компонуете музыку для программ?

- Компонует обычно дома жена (Марина Кудрявцева - тренер Игоря Пашкевича и Юлии Лаутовой. - Е.В.), а потом звукооператор доводит это до профессионального состояния.

- Почему вы с Мариной не работаете вместе?

- Мы работаем вместе. На одном катке.

- Но при этом у нее - свои ученики, а у вас - свои. Такая конкуренция не мешает в семейной жизни?

- М-м-м, по-разному. Понимаете, я в свое время сделал из Марины фигуристку. Потом - тренера. Мы довольно долго работали вдвоем, но в какой-то момент она захотела попробовать добиться чего-то сама. С одной стороны, мне это было обидно. А с другой - это нормальное тренерское честолюбие. Если его нет, в фигурном катании просто нечего делать.

- Знаю, вы консультируете очень многих иностранных фигуристов. За последние годы у вас не возникало желания уехать работать за границу?

- Нет. Я по натуре незаграничный человек, мне нравится работать дома.

- Но ведь сейчас вы, по сути, безработный?

- Если мне понадобятся деньги, я могу очень быстро заработать их лекциями и семинарами. В достаточно большом количестве стран я стою значительно дороже, чем в России.

1997 год

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru