Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Фигурное катание - Чемпионат Европы 1997 - Париж (Франция)

ЭФФЕКТ БАБУШКИНОГО СУНДУКА

Оксана Грищук и Евгений Платов
Фото из архива Елены Вайцеховской
на снимке Оксана Грищук и Евгений Платов

28 января 1997

В пятницу главный бой чемпионата Европы был наконец завершен: Оксана Грищук и Евгений Платов во второй раз в своей спортивной карьере были официально признаны лучшей танцевальной парой континента.

Финал в танцах стал действительно главным событием чемпионата. Еще до его начала все понимали, что победа или поражение любого фигуриста или спортивной пары были бы только победой или поражением. Но если бы в Париже проиграли Грищук и Платов, то для них это стало бы концом карьеры.

Они выиграли.

Описывать их произвольный танец, поставленный фигуристами на музыку Питера Габриэла, я не буду. Это столь же бессмысленно, как пытаться создать газетный репортаж на тему написания художником того или иного шедевра. Поразмышляю о другом.

В 1994 году в Копенгагене, незадолго до начала предолимпийского чемпионата Европы, известный тренер и постановщик Мартин Скотницки сказал: «Я очень люблю Джейн Торвилл и Кристофера Дина. Но если они станут чемпионами, это будет означать, что за десять лет, прошедших с победы Торвилл и Дина на Играх в Сараеве, в танцах не придумано ничего нового».

Торвилл и Дин стали первыми. Произошло то же самое, что в Париже в мужском финале, где единственная судейская оценка, выставленная последнему из выступавших фигуристов, поменяла местами сразу пятерых. В Копенгагене на чемпионское место шли Майя Усова и Александр Жулин. Англичане имели второй результат, но одна из оценок, выставленных третьей паре - Грищук и Платову, стала причиной рокировки лидеров. Через силу улыбаясь, Наталья Дубова - тренер Усовой и Жулина (и недавний тренер Грищук и Платова) - практически повторила слова Скотницки: «Тяжело сознавать, что десять лет работы прошли впустую».

После Игр в Лиллехаммере в России на уровне сборной команды продолжал работать единственный танцевальный тренер - Наталья Линичук. Дубова, в группе которой после ухода Усовой и Жулина не осталось ни одной российской пары, уехала в Америку. Елена Чайковская, в свое время сделавшая Линичук и Карпоносова олимпийскими чемпионами, давно, как казалось, потеряла интерес к фигурному катанию вообще, Татьяна Тарасова, последней спортивной парой у которой были Марина Климова и Сергей Пономаренко (они стали чемпионами Игр в Альбервилле), занималась собственным ледовым театром. Многолетняя гегемония выдающихся советских танцевальных пар, непрерывно сменявших друг друга, собственно, и была возможна только благодаря непрерывному столкновению в одном временном пространстве этих трех фигур - Тарасовой, Чайковской и Дубовой. Каждая из их пар становилась легендой: Людмила Пахомова - Александр Горшков, Ирина Моисеева - Андрей Миненков, Наталья Бестемьянова - Андрей Букин, Климова - Пономаренко, Усова - Жулин. В группе Дубовой выросли и впервые стали призерами европейского и мирового чемпионатов Грищук с Платовым.

Потом Грищук и Платов перешли к Линичук. Основной причиной конфликта было то, что Оксана и Женя прекрасно понимали: тренер, которая более 20 лет вела на золотой пьедестал Усову и Жулина, при всем желании не сумеет поставить туда сразу четверых. Для золота Грищук - Платов успели созреть сами. И когда они таки выиграли, а Усова и Жулин ушли в профи, в танцах воцарился полный штиль.

Линичук, к тому времени работавшая с тремя ведущими российскими парами и полудюжиной европейских, при всем желании и работоспособности сумела создать лишь конвейер: движениями, позами и эмоциями ее фигуристы с каждым годом становились все более и более похожими друг на друга. Именно поэтому уже в следующем после Игр-94 сезоне мировая общественность с таким восторгом встретила появление в танцах не похожий ни на кого канадский дуэт Шэ-Линн Бурн - Виктор Краатц. А в группе Линичук назревал новый конфликт: начиная с 1995 года тренер не скрывала, что делает новую ставку на вторую российскую пару - Анжелику Крылову и Олега Овсянникова.

После того как Грищук и Платов стали чемпионами мира-95 в Бирмингеме, Грищук рассказывала мне:

- Мы не знаем, что делать. Линичук постоянно говорит о том, что мы с Женей должны уйти в профессионалы. Но мы не хотим. Чувствуем, что можем выигрывать по-прежнему.

Тогда же Оксана рассказала, как в начале олимпийского сезона звукооператор группы, нарушив запрет, отдал ей музыку, уже отложенную Линичук для новых фаворитов, - рок-н-ролл. Тот самый, которому в исполнении Грищук и Платова в Лиллехаммере было отдано олимпийское золото. Рассказала, какими скандалами сопровождалась каждая тренировка вплоть до чемпионата Европы, где и первая, и вторая пары Линичук катали один и тот же танец, после чего проигравшие Крылова и Овсянников были вынуждены вернуться к прошлогоднему «ча-ча-ча».

С Оксаной мы тогда проговорили более двух часов, а в конце беседы она сказала: «Не пишите ни о чем, умоляю. Линичук - все еще наш тренер. А уйти от нее нам, к сожалению, просто некуда».

Целенаправленное стремление тренера уже после Игр убрать чемпионов из собственной же группы было в принципе объяснимо: замена в лице Крыловой и Овсянникова была готова - стать первой парой мира им мешали (и продолжают мешать) только Грищук и Платов, а для имиджа и карьеры любого специалиста всегда лучше, когда в списке подготовленных им чемпионов фигурирует много имен.

Но не получилось: в фигурное катание вернулась Татьяна Тарасова, и в конце декабря Грищук и Платов уже работали с ней.

На заключительную пресс-конференцию в Париже Крылова, Овсянников и Линичук пришли первыми. «Я не хочу обсуждать уход от меня бывших учеников, - сказала тренер. - Могу только сказать, что горжусь тем, что поставленные мною программы здесь заняли первое, второе, пятое и шестое места».

Как только в зале появились чемпионы, трио покинуло помещение. Когда Оксану и Женю спросили, кто именно ставил им танцы, и передали слова, чуть раньше сказанные бывшим тренером, Оксана, казалось, потеряла дар речи. И после паузы произнесла: «Бог ей судья. С нами не работал никто. Лишь однажды мы обратились к арабскому постановщику. Консультация продолжалась ровно час».

Видимо, все в жизни действительно случается к лучшему. В психологии есть понятие «синдром бабушки с сундуком», подразумевающее случай, когда при пожаре престарелая бабка в одиночку вытащила из горящего дома сундук с нажитым добром, который после несколько здоровых мужиков с трудом водворили на место. Оставшись в одиночестве, Грищук и Платов были просто вынуждены вывернуться наизнанку. Их произвольный танец стал произведением искусства. Если олимпийский рок-н-ролл был поставлен таким образом, чтобы бешеным темпом музыки и движений скрыть все технические недоработки (и это удалось в Лиллехаммере блестяще), то новый - восточный - столь же гениально подчеркнул все технические достоинства пары, главное из которых заключалось в безупречном, еще дубовской школы, владении коньком. Как тонко заметил один из иностранных специалистов, в танцах есть много более элегантных и красивых, нежели Грищук и Платов, дуэтов. В частности, Анжелику Крылову он вообще считает самой изящной партнершей в мире от макушки до щиколоток. Но, к сожалению, по-настоящему класс фигуриста определяет то, что расположено чуть ниже. Конек.

Год назад Чайковская в разговоре со мной с какой-то безнадежностью в голосе посетовала, что танцы, по ее мнению, зашли в абсолютный тупик. В Париже на тренировке Грищук и Платова она сказала: «Такого уровня мастерства в танцах мне видеть еще не приходилось».

Количество судейских «шестерок», выставленных чемпионам за произвольную программу, подтверждало ее слова более чем наглядно. Но в Париже нельзя было не задуматься и о том, что в большей степени прогресс в танцах тормозят существующие ограничения в правилах, далеко не все из которых поддаются элементарной логике. На судейском разборе, который в обязательном порядке ИСУ проводит после каждого проката, было сказано, что техническая оценка Грищук и Платову была снижена за то, что в самом начале танца партнерша сидит на ботинке партнера. Все тренировки пара проводила в восточных - с шелковыми шароварами - костюмах. Наряды феноменально усиливали впечатление от постановки, но выходить на старт фигуристке можно было только в юбке.

За нарушения в Париже особенно здорово досталось литовской, паре Маргарита Дробязко - Повилас Ванагас. Танцы им ставил Кристофер Дин. Тренировала англичанка Бетти Калауэй, которая и сделала в свое время легенду из Джейн и Криса. Стилем, исполнением и количеством неожиданных оригинальных элементов литовская пара резко и положительно отличалась от многих других. Но, по установленным канонам, танцевать на льду следует большей частью лицами друг к другу, а не плечом к плечу, как это делали Рита и Повилас. В результате - восьмое место, хотя, по мнению той же Чайковской, произвольный танец фигуристов был одним из лучших, за исключением разве что пар - призеров.

Кристина Цако, Ирина Слуцкая и Юлия Лавренчук
Фото из архива Елены Вайцеховской
на снимке Кристина Цако (слева), Ирина Слуцкая и Юлия Лавренчук

Сборная России в Париже установила абсолютный, и первый за всю историю фигурного катания, рекорд: забрала все четыре золотые медали. Четвертая - в женском одиночном катании, как и год назад, была вручена 17-летней Ирине Слуцкой.

Ситуация в этом виде программы была благоприятна для России, как никогда. До начала основных стартов казалось, что с тройкой наших спортсменок - Марией Бутырской, Ольгой Марковой и Слуцкой - сможет конкурировать только пятикратная чемпионка Европы Сюрия Бонали. Несмотря на то, что Бонали в мае прошлого года перенесла операцию на ахилловом сухожилии, было понятно, что именно ее будут всеми силами тянуть на шестое золото. Однако уже в короткой программе, когда темнокожая француженка сорвала тройной ритбергер, олимпийский чемпион и чемпион Европы Алексей Урманов, вместе с которым мы наблюдали за ходом борьбы с трибуны, сказал: «Если Сюрия делает ошибки в столь простом для нее прыжке, значит, ей чудовищно больно и тяжело».

В короткой программе Бонали была шестой. Маркова - десятой. Бутырская - на одно место ближе. Позапрошлогодний призер европейского чемпионата Елена Ляшенко заняла только седьмое место, и предварительные прогнозы на финал сменились растерянностью. Единственным человеком, которого не коснулся всеобщий «падеж», оставалась Слуцкая.

В прошлом году на чемпионате Европы в Софии, где 16-летняя дебютантка впервые стала чемпионкой, а Бутырская заняла третье место, 23-летняя Маша с затаенной горечью сказала: «В 16 лет все кажется простым. Пусть попробует победить, когда станет на пять лет старше, когда ей будет что терять».

В Париже Слуцкой уже было, что терять, однако на ее выступлениях в короткой и произвольной программах это не сказалось никоим образом. Ирина - единственная из девушек, кто откатался что называется «плюс старт», то есть показала в соревнованиях не только все, на что была способна, но даже несколько больше. Правда, в ее катании был маленький нюанс: оно не было женским. Непосредственность и девчачий румянец во все щеки в сочетании с блестяще выполняемыми прыжками производили замечательное впечатление. Однако многие до сих пор помнили столь же технически безупречное катание в прошлом году на чемпионате мира американки Мишель Кван и китаянки Лю Чен и то, насколько по-женски зрелым было выступление двух главных соперниц Ирины, с которыми ей предстоит схлестнуться уже в марте на чемпионате мира-97.

Второй результат в произвольной программе показала Бутырская. Увы, Маше, которая, по мнению многих, является наиболее техничной спортсменкой (в ее арсенале есть даже тройной аксель - сложнейший из существующих прыжков, который в женском исполнении пока раритет), удается справиться с нервами исключительно в том случае, когда терять уже нечего - как, например, здесь же, в Париже, после девятого места в короткой программе. Тот же самый синдром бабушки. Остается надеяться, что в Лозанне сундуков хватит на всех.

 

 

 

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru