Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Фигурное катание - Чемпионат Мира 1996 - Эдмонтон (Канада)
КИТАЙСКОЕ ЗОЛОТО НЕ ДЛЯ КИТАЯ

26 марта 1996

Никогда за всю историю чемпионатов мира серебряным призером не становилась фигуристка, получившая за исполнение произвольной программы максимальные судейские оценки. Но это произошло в Эдмонтоне: чемпионка мира-95 китаянка Лю Чен так и не сумела отстоять свой титул в единоборстве с 15-летней американкой Мишель Кван.

Лю Чен
Фото из архива Елены Вайцеховской
на снимке Лю Чен

То, что борьба развернется именно между ними, было ясно с самого начала. Естественно, вся российская команда надеялась, что среди главных фигур окажется и чемпионка Европы Ирина Слуцкая. Но, как с грустью заметила главный тренер сборной Елена Чайковская, глядя на повзрослевшую, похудевшую и невероятно похорошевшую, в том числе и в своем мастерстве, китаянку, «это совсем другое катание и другой класс». К тому же все надежды, связанные со Слуцкой, развеялись на первой минуте ее выступления: Ира упала на первом же тройном прыжке. Все остальное было сделано прекрасно. Но внимание публики уже сосредоточилось на главных дуэлянтках.

«Когда Кван и Лю Чен тренируются на льду, трудно поверить, что человек вообще способен на такую работу, - говорила мне трехкратная олимпийская чемпионка Ирина Роднина. - Мы всегда думали, что так много, как работают российские фигуристы, не работает больше никто в мире. Но по сравнению с этими двумя, остальные просто непроходимые бездельники».

Ее мнению нельзя было не верить. Кван постоянно тренируется в Лейк-Эрроухеде, в том самом центре, куда шесть лет назад приехала Роднина. А в последние два года туда же вместе со своим постоянным тренером Лиминь Чу регулярно наведывается и китаянка.

Пять лет назад на своем первом чемпионате мира Чен заняла лишь 12-е место. Но уже тогда обратила на себя внимание тем, что прыгала в два раза больше тройных, чем кто-либо другой. Правда, далеко не всегда удачно. И журналисты отметили лишь то, что китаянка выросла в профессиональной спортивной семье: ее мать много лет подряд становилась чемпионкой страны по настольному теннису, отец же сначала играл в хоккей за сборную страны, а потом стал менеджером клубной команды в одной из провинций северного Китая. Собственно говоря, он и поставил пятилетнюю дочь на коньки, а еще через пять лет Лиминь Чу увезла девочку в спортивную школу в Пекине.

- Первый тройной прыжок Лю сделала, когда ей было девять лет, - рассказывала Лиминь Чу. - В то время в Китае это было не под силу ни одному фигуристу-мужчине. В десять она уже делала пять разных тройных, но никак не могла освоить аксель - наиболее сложный по технике. Если говорить о ее талантах, то природную прыгучесть я бы поставила на последнее место. Гораздо сильнее в Лю проявлялись задатки артистического мастерства, что для китайцев вовсе не характерно. Мы очень рассчитывали сильно выступить на чемпионате мира в Макухари после Олимпийских игр-94. В Лиллехаммере Лю Чен немножко не успела войти в нужную форму (она была третьей вслед за Оксаной Баюл и Нэнси Керриган. - Е.В.) и должна была сделать это к чемпионату мира. Но у нее вдруг начала сильно болеть нога. Оказалось - стрессовый перелом: от нагрузок расслоилась кость голени.

В Макухари Лю Чен сумела продержаться только первый раунд. Во время первого квалификационного дня ей восемь раз делали новокаиновые блокады, но выступать в основном турнире китаянка так и не смогла. Официальный диагноз предписывал как минимум полугодовой отдых от любого рода нагрузок. Фигуристка приступила к тренировкам уже через два месяца.

В ее программу этого года, поставленную хореографом Сандрой Безик на музыку Рахманинова, удивительно гармонично вписались все шесть существующих тройных прыжков (правда, аксель в три с половиной оборота безукоризненно выучить Чен так и не смогла и ограничилась более простым - на оборот меньше) и каскад 3+2, состоящий из лутца и тулупа. Но как она каталась! Перед самыми последними тактами, когда все уже утвердились во мнении, что видят выступление чемпионки, на лице китаянки явственно промелькнуло выражение торжества, мол, получите, ребята! - и она размашисто вписала в воздух заключительный тройной прыжок. Тут-то на табло и появились две первые за весь чемпионат «шестерки».

Мишель Кван
Фото из архива Елены Вайцеховской
на снимке Мишель Кван

Кван каталась следом. Ее уже объявили, а тренер Фрэнк Кэрол все еще что-то говорил ученице. И с первых звуков музыки борьба пошла насмерть: каскад с тройным лутцем, каскад с тройным тулупом, флип, аксель, ритбергер, еще один лутц, сальхов и точно так же, как у Чен, тройной тулуп на последних секундах программы. Оценка в шесть баллов была всего одна. Тоже, как и у Лю Чен, за артистизм. Но программу целиком Кван выиграла вчистую: то ли сыграл роль второй каскад, то ли то, что в Канаде американку считали более «своей», несмотря на ее китайские корни, но результат горел на табло и наглядно свидетельствовал о том, что у мировой короны появилась новая хозяйка.

Последней, как и Илья Кулик в мужском турнире, каталась Мария Бутырская. И этот факт вызывал сумасшедшее беспокойство российских тренеров: слишком часто бывало, что Машу подводили нервы и в куда более простой борьбе, нежели та, что разворачивалась на льду «Колизеума». Если бы не касание рукой льда в тройном ритбергере, Маша была бы в тройке. Даже с касанием по сравнению со всеми остальными, за исключением китайско-американского тандема, Бутырская сделала произвольную лучше всех Но это - мое мнение. С точкой зрений судей оно, как выяснилось, не совпало. Пятой, следом за российскими спортсменками, осталась пятикратная чемпионка Европы Сюрия Бонали.

Впрочем, о неудачниках - отдельно.

ПОЕЗД И ТО УЖЕ УШЕЛ

Если взять журналистские симпатии, прямо пропорциональные объему газетной площади, то японка Мидори Ито, вернувшаяся в любительский спорт после трехлетнего перерыва, вполне могла бы посоперничать тут с Элвисом Стойко. Ее, как и Стойко, телевидение встречало в аэропорту, и так же, как и для канадца, была организована персональная пресс-конференция по поводу предстоящей победы. И по иронии судьбы после короткой программы Ито точно так же, как и Стойко, потеряла все шансы на первое место. В произвольной же от экс-чемпионки мира, о которой в свое время говорили, что где-то внутри у нее обязательно должен быть аккумулятор, осталась лишь бледная тень. Свой легендарный аксель в три с половиной оборота, который, кроме Ито, в состязаниях женщин еще никто никогда не выполнял, японка сделала на две ноги, вместо тройного лутца у нее получился двойной, а при повторе она и вовсе сделала «бабочку».

«Вот что значит пропустить хотя бы год, - бесстрастно откомментировала Чайковская. - Ей бы пройти в этом сезоне по этапам «Гран-при», перепсиховать там, а она понадеялась что на чемпионате мира все осталось так же, как пять лет назад».

Выступление Ито лишь подчеркнуло, что как-то незаметно состязания женщин вышли на совершенно иной качественный виток. До ее появления на льду об этом же заставил задуматься и бесславный выход Бонали. Два года назад в Макухари темнокожую француженку было искренне жаль: она уверенно собирала золотой урожай на чемпионатах Европы, но на соревнованиях рангом выше ей, казалось, катастрофически не везло. В прошлом году в Бирмингеме Сюрия проигрывала той же Лю Чен по всем параметрам. В этом, думаю, если бы не былые заслуги, Бонали не было бы даже в десятке. И победа Слуцкой на чемпионате Европы была отнюдь не случайным везением, как поспешили преподнести это французские журналисты. Как только Бонали начала падать, все недостатки ее катания, такие, как недостаточное владение коньком и резкость в движениях, начали резать глаз.

«Чтобы сейчас стать чемпионкой мира, недостаточно только прыгать, - заметил на пресс-конференции Фрэнк Кэрол. - Набор тройных прыжков у женщин и мужчин стал практически одинаковым, значит, на первый план начинают выходить другие качества: интересные комбинации, хореография».

Кстати, главным поводом для радости для российских тренеров послужило не столько само по себе третье место Слуцкой, сколько то, что, пожалуй, впервые на столь ответственных соревнованиях оценка, поставленная Ирине за артистизм, оказалась выше, нежели технические баллы. А это говорит о том, что судьи наконец перестали видеть в фигуристке ребенка.

ЧТОБЫ ПРОДАВАТЬ, НАДО ЗНАТЬ ЦЕНУ

Не успел закончиться последний финал чемпионата, как его участников закрутили совсем иные волнения. А именно предстоящий показательный тур ИСУ по США и Канаде, который длится почти два месяца и попасть куда всегда было большой удачей. Привлекательность тура для фигуристов заключается отнюдь не в финансовой заинтересованности. Вернее, не только в ней. Среди самих фигуристов считается, что деньги надо зарабатывать у Тома Коллинза: американский магнат фигурного катания вот уже много лет сразу после тура ИСУ ежегодно проводит свои собственные гастроли, которые длятся до середины июня и на которые Коллинз приглашает не только любителей, но и наиболее кассовых по американским понятиям профи. Но в этом году, поскольку любительский сезон завершается на американском континенте, Том взял под свою опеку оба тура с самого начала, предоставив спортсменам лишь два дня на то, чтобы отойти от одного ме­роприятия и подготовиться к другому.

Что же касается важности первой половины гастролей, то, участвуя в них, фигурист, во-первых, получает колоссальную возможность для отработки актерского мастерства (как ни крути, оценка за артистизм была и остается в любительских соревнованиях определяющей), а во-вторых, создает себе паблисити и репутацию в мире рекламного бизнеса на многие годы вперед.

«Продавать» себя нас никогда не учили. После Игр в Альбервилле, где чемпионами в парном катании стали Наталья Мишкутенок и Артур Дмитриев, а серебряными призерами еще одна пара Тамары Москвиной - Елена Бечке и Денис Петров, Москвина вместе с фигуристами перешла на профессиональную орбиту, параллельно постигая основы спортивного менеджмента. Об этом она сама как-то сказала в интервью. Но только после того, как тренер вновь вернулась в любители, я стала замечать, насколько всеобъемлюще-профессионально подходит Москвина ко всему, что касается ее спортсменов.

Когда Оксана Казакова и Артур Дмитриев, только-только встав в пару, завоевали золото на чемпионате Европы, Москвина в числе указаний относительно предстоящих по­казательных выступлений заметила фигуристам: «Режим принудительно-парный». И объяснила: «Оксану еще не знают, значит, появляться везде она должна только с Артуром. Нужно, чтобы их привыкли видеть вместе». Потом Москвина как бы невзначай заметила: «Надо же, как хорошо смотрится по телевизору этот цвет костюмов. Надо будет иметь в виду...»

Таких замечаний на протяжении чемпионата я услышала множество. Москвина регулярно появлялась в пресс-центре («Я должна знать отношение журналистов к своим»), в ложе телевидения американской ABC , где помимо комментаторов непрерывно находился и босс профессиональных чемпионатов Дик Баттон. Думаю, и он сам, и те, кто в это время работал рядом, - Пегги Флемминг, Брайан Бойтано, Брайан Орсер, Курт Браунинг, не задумываясь, подписались бы под фразой: «Мелочей в спорте не бывает».

В конце концов продавать себя означает не что иное, как знать себе цену.

НАДЕЖНО, КАК В СБЕРКАССЕ

Наверное, с этого следовало бы начать репортаж. А именно с наиболее медального для сборной России вечера пятницы, когда два дуэта Натальи Линичук - олимпийские чемпионы Лиллехаммера Оксана Грищук и Евгений Платов и серебряные призеры чемпионата Европы-96 Анжелика Крылова и Олег Овсянников - получили две главные медали чемпионата мира. Впрочем, репортажи принято начинать с сенсаций. Что же касается танцев, то первая мысль, которая пришла в головы всех без исключения журналистов с окончанием состязаний танцоров, была на редкость одинаковой: «А разве могло быть по-другому?»

Как заметил после награждения Платов: «После олимпийского золота медали чемпионата мира теряют вес. И эта отличается от предыдущей, завоеванной в прошлом году в Бирмингеме, только тем, что она - третья по счету».

Что ж, имея столь внушительное преимущество над всеми остальными фигуристами, можно позволить себе пококетничать на публике. Если бы у Грищук и Платова всерьез имелись конкуренты, зрители, наверное бы, испугались, когда в одной из поддержек у пары произошел едва заметный сбой и тут же при резком движении с головы у Оксаны слетел закрепляющий прическу матерчатый ободок: за это положено снижать оценку. Но эмоций не последовало: с трибун гораздо с большим интересом наблюдали за тем, как олимпийские чемпионы перестраивают рисунок танца, чтобы часом не наехать на валяющийся на льду кусок ткани.

Естественно, это не могло не сказаться на эмоциональной окраске танца - она стала менее интенсивной. Но вполне достаточной, чтобы судьи без колебания выставили требуемые для недосягаемости оценки.

Серебро чемпионата значило для Крыловой и Овсянникова куда больше, чем золото для чемпионов. К этому сезону Олег сам предложил поставить танец на русскую народную музыку, хотя кататься все четыре минуты под народную мелодию всегда считалось делом чрезвычайно трудным. Во всяком случае, я не припомню более или менее удачного эксперимента со времен олимпийских чемпионов 1988 года Натальи Бестемьяновой и Андрея Букина. У Крыловой и Овсянникова получилось.

Что же касается третьего места канадской пары Шэ-Линн Бурн и Виктора Краатца, которая впервые вошла в число призеров мирового чемпионата, то об этом я уже все написала в первых репортажах. Эта медаль прогнозировалась ничуть не труднее, чем золото чемпионов.

Чемпионат завершен. Примечателен он стал и тем, что, пожалуй, не было на нем страны, в подготовке спортсменов которой не принимали бы участия специалисты бывшего Союза. Наши фигуристы представляли США, Францию, Японию, Швейцарию, Германию, Израиль и...

Впрочем, это уже совсем другая история. И мы к ней обязательно вернемся.

 

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru