Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Facebook
Блог

Фигурное катание - Чемпионат Европы 1996 - София (Болгария)
Валентин Николаев: «ПРИШЕЛ ЧАС ЗАГОРОДНЮКА»

27 января 1996

В свое время они появлялись на соревнованиях в неизменном составе: Оксана Баюл, Виктор Петренко, Вячеслав Загороднюк, Галина Змиевская и Валентин Николаев. Присмотревшись, можно было заметить, что до выступления ребята в основном крутятся вокруг Николаева (на всех тренировках руководил процессом именно он), а бремя цветов, поцелуев и автографов несла на себе Змиевская. Когда же после Игр в Лиллехаммере Баюл стала олимпийской чемпионкой и вместе с Петренко и тренером уехала жить и тренироваться в американский Симсбери, Николаев с Загороднюком остались дома. И теперь, в Софии, Николаев принимал поздравления: его ученик завоевал первую в жизни золотую медаль европейского первенства.

- Традиционный вопрос: вы довольны?

- Смотря чем. Результатом - естественно. Прокатом, как любой нормальный тренер, я не бываю доволен никогда.

- Победителей не судят, но мне показалось, что Слава исполнил далеко не самый лучший вариант своей программы.

- Не забывайте о том, что за десять лет, что он выступает в крупных соревнованиях, он никогда не бывал лидером. Впервые - прошлой осенью на турнире в Германии. И сейчас - на чемпионате Европы. Это жуткая психологическая нагрузка - ждать финала, имея лучший результат.

- А чем вы объясняете, что за все эти годы Загороднюк никак не мог по-настоящему обратить на себя внимание?

- Длинная история. Он же всегда был в бригаде. А в бригаде тренеру очень легко подавить одного спортсмена и вывести на главную роль другого - более любимого. Когда Слава стал резко прогрессировать, сложилась такая ситуация, что мне пришлось вообще прекратить работу с ним - этим стала заниматься Змиевская. Она стала менять ему технику, это привело к тому, что у Загороднюка возникли серьезные проблемы с прыжками. К примеру, до перехода к Змиевской тройной аксель, который Слава дважды исполнял в короткой программе и дважды в произвольной, на шести соревнованиях в сезоне он сделал двадцать четыре раза из двадцати четырех. А через год прыжок полностью разладился. Но самая большая проблема заключалась в том, что Змиевская тренировала и Петренко, и Загороднюка по единому принципу. А они разные. Если Вите для того, чтобы заучить элемент, нужно было сделать его десять раз, то Славу нельзя было заставлять более трех-четырех: он уставал, и мышцы начинали запоминать ошибки. Когда я ставил обоим технику прыжков, я учитывал особенности каждого. А их стали, что называется, стричь под одну гребенку. Нюансов масса.

- По сравнению с прошлым годом у Загороднюка что-то изменилось в технике?

- Ничего. Он просто стал намного сильнее физически, и прыжки моментально приобрели другой вид. Правда, не совсем удачно начал сезон. Но это опять же легко объяснить: мы включили в программу каскад «тройной аксель - тройной тулуп», но после того, как международные турниры сделали этапами «Гран-при» и в них замелькали цифры с нулями, стало очень тяжело выступать: потому что нельзя выступать, одновременно думая о том, как выполнить каскад, и о том, какую сумму теряешь, если упадешь. Но вроде бы справились и с этим.

- С Загороднюком легко работать?

- Я не знаю большого спортсмена, у которого был бы легкий характер. Могу только сказать, что, когда Слава женился, мне стало значительно легче с ним работать.

- Почему?

- Если меня что-то не устраивает, я тут же жалуюсь его жене.

- Я знаю, что ставить программу Слава уже не первый год приезжает в Санкт-Петербург к Давиду Авдышу. Вам нравится вариант этого сезона?

- В постановочные дела я никогда не вмешиваюсь. Но заранее говорю, какая компоновка мне нужна, потому что знаю, где у Славы наступают «ямы» и где, соответственно, не должно быть ни прыжков, ни других сложных элементов. И рад, кстати, что Загороднюк относится к процессу постановки более чем серьёзно. В свое время, когда Петренко решил взять музыку из «Дон-Кихота», я посоветовал ему поехать в Москву - посмотреть балет в Большом театре. А он совершенно искренне сказал, что этот спектакль идет и в Одессе.

- И что?

- Я его спросил, может ли ему прийти в голову прослушать какую-нибудь из своих редких пленок на магнитофоне «Электроника»? Он сразу все понял.

- Вы поддерживаете сейчас какие-либо отношения?

- Виктор звонил в гостиницу сразу после Славкиной победы, поздравлял. Женская же часть нашей бывшей бригады меня с некоторых пор игнорирует. Не мне их судить.

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru