Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Фигурное катание - Чемпионат Европы 1996 - София (Болгария)
ПАРЫ И ТАНЦОРЫ: ВЫХОД ПЕРВЫЙ
Анжелика Крылова и Олег Овсянников
Фото из архива Елены Вайцеховской
на снимке Анжелика Крылова и Олег Овсянников

25 января 1996

Добровольно наблюдать за состязаниями в обязательных танцах, по моему глубокому убеждению, способны лишь супер­дисциплинированные и психологически устойчивые люди. Когда под ту же самую мелодию выходит кататься пятнадцатая или двадцатая пара, любой танец, будь то «Золотой вальс» или «Серебряная самба», вызывает ассоциации исключительно с «Собачьим вальсом», который пятый час подряд играет за стенкой соседский ребенок. Знакомо?

Но, как говорится, положение обязывает. Поэтому во вторник с самого утра я подсела на трибуне к главному тренеру российской сборной Елене Чайковской, малодушно надеясь, что интересный собеседник поможет скоротать время, в течение которого на льду должна была вчерне проясниться расстановка главных сил в европейских танцах.

- Если вы думаете, что я наблюдаю за происходящим с большим удовольствием, чем вы, то ошибаетесь, - устало сказала Чайковская. - Чем дольше наблюдаю за тем, как проходят танцевальные турниры, тем больше убеждаюсь в том, что в правилах необходимо что-то срочно менять. Они были разнообразнее даже двадцать с лишним лет назад, когда катались Людмила Пахомова и Александр Горшков. По крайней мере обязательных танцев тогда было шесть, и перед каждыми соревнованиями танцоры тянули жребий. Сейчас же выбирают два танца на весь соревновательный год, и при этом никто из фигуристов эти танцы толком исполнить не в состоянии. Смотрите, в «Вестминстерском вальсе» главная часть должна выглядеть так, - Чайковская достала лист бумаги, нарисовала две точки и соединила их глубокой дугой. - И выполнять эту дугу фигуристы должны на определенном ребре конька. А они практически все едут по прямой. Значит, этот танец просто теряет смысл.

- А вы уверены, что все девять судей способны увидеть то, что видите в танцах вы?

- Уверена, что не видят. Теоретически они обязаны быть на всех соревнованиях, на тренировках, которые проходят в течение чемпионата, но делают это единицы. Не поверите, но доходит до анекдота: ко мне подошел судья, который оценивает парное катание, и совершенно серьезно стал интересоваться, правда ли, что Артур Дмитриев выступает с новой партнершей. Не знаешь, что и отвечать.

- В какой степени вы вмешиваетесь в работу вашей бывшей ученицы Натальи Л иничук, которая работает со всеми российскими танцевальными парами?

- Скажем так, я постоянно держу под контролем всю их подготовку. В прошлом году специально приезжала в США, где постоянно работает Линичук. В этом году наблюдала за фигуристами во время соревнований, благо их было немало, а из-за изменений в календаре - я имею в виду «Гран-при» - уже в начале осени программы у всех были готовы к показу.

- Мне приходилось слышать, что с появлением «Гран-при» традиционные турниры в США, Канаде и Японии стали проходить намного интереснее.

- Это действительно так. Теперь мы не вправе решать, кто едет, скажем, в Германию, а кто - в США. Международный союз конькобежцев «сеет» сильнейших - и замениться уже нельзя. Именно поэтому не попали в финал «Гран-при», который будет проходить в Париже, Сюрия Бонали, Филипп Канделоро, танцоры Софи Мониотт и Паскаль Лавашни - они по разным причинам пропустили «свои» турниры. С другой стороны, мы практически лишились возможности показывать на этих турнирах молодежь. Обидно, конечно, что перед чемпионатом Европы заболели Алексей Урманов и Женя Шишкова, но благодаря этому мы смогли привезти в Софию Алексея Ягудина и Марию Петрову - Антона Сихарулидзе.

- В прошлом году после чемпионата мира Наталья Линичук на пресс-конференции объявила о том, что ее фигуристы олимпийские чемпионы Лиллехаммера Оксана Грищук и Евгений Платов уходят из любительского спорта, но они остались. Вы прикладывали руку к этому решению?

- Нет. Считаю, что такие вещи должны всегда решать сами спортсмены. А тому, что они остались, я не удивилась: сейчас в любительском спорте можно заработать ничуть не меньшие деньги, нежели в профессиональном. Тем более находясь в лидерах.

- Вы видите серьезных конкурентов российским дуэтам?

- Пока нет. Но очень сильно прибавила в классе за последний год французская пара Марина Анисина - Гвендал Пейзера. Это особенно заметно в произвольном танце.

- Если говорить о лидерах, чья композиция нравится вам больше других?

- Лидеры-то российские. Поэтому считаю вопрос некорректным. Как главный тренер я не имею права на него отвечать.

- В таком случае давайте вернемся к началу разговора: что главное во втором обязательном танце - самбе?

- Сам танец. Как показывает практика, лишь единицы могут исполнить действительно самбу. Причем одну из наиболее блестящих демонстраций я видела в прошлом году на чемпионате мира, когда специально для судей танец показывал чемпион мира 1966 - 1969 годов Бернард Форд (он выступал в паре с Дианой Таулер) с одной из своих учениц. Трудность заключается в том, что все движения на льду должны быть короткими и абсолютно точно попадать в музыку. Если же скольжение длинное, самба моментально становится похожей на вальс.

С подводными камнями «школы» наиболее успешно справились олимпийские чемпионы. Что, впрочем, было совсем неудивительно: своих основных конкурентов Грищук и Платов уже больше года имеют удовольствие лицезреть каждый день. До соревнований поговаривали, что, возможно, в этом сезоне бронзовые призеры прошлогоднего чемпионата Европы Анжелика Крылова и Олег Овсянников схватятся с лидерами более серьезно (на турнире серии Pro - Am в Бостоне в конце прошлого года Анжела и Олег впервые в жизни опередили Оксану и Евгения, правда только в оригинальном танце). Но сам Овсянников на вопрос о задаче-максимум ответил: «Бороться за серебро». И пока мы вместе ожидали послепрокатную жеребьевку, а доктор российской сборной Виктор Аниканов колдовал над ногой фигуриста, Олег рассказывал:

- В прошлом году фирма, которая делает для нас ботинки, прислала мне недостаточно жесткую модель. И сразу начались проблемы с ахиллом. Но гораздо более серьезная травма у Анжелы: в сентябре она защемила нерв в позвоночнике, а календарь был составлен так, что ни на отдых, ни на серьезное лечение уже не было времени. Но - работаем, стараемся как можем. С программами, считаю, мы угадали. Кстати, взять русский танец предложил я, но в качестве показательного. После Натальи Бестемьяновой и Андрея Букина его никто не катал, а это было, можно сказать, сто лет назад. И уже после тренер убедил нас в том, что этот танец будет неплохо смотреться и как произвольный.

- Как вам удалось выиграть у олимпийских чемпионов в Бостоне?

- Мы с Анжелой попали туда случайно: Марина Климова и Сергей Пономаренко по каким-то причинам прислали отказ - и в последний момент организаторы пригласили нас. Мы и поехали, рассчитывая в лучшем случае на третье место. А когда начали соревноваться в оригинальном танце - пасодобле, - то все вдруг стали падать. Вы когда-нибудь видели, чтобы в танцах во время одного проката упали сразу трое?

- Не припомню.

- Вот именно. А в Бостоне - словно по заказу. Причем первой упала Анжела. Я каким-то шестым чувством это угадал - она находилась за моей спиной - и повернулся в момент падения. Единственное, что оставалось, - протащить Анжелу по льду, будто бы она плащ, и поставить на ноги. Мы не только не выбились из музыки, но, как мне показалось, даже судьи не поняли, что произошло. Остальные же падали гораздо серьезнее. Так что нам просто повезло.

Перед началом состязаний в парном катании зрители наконец увидели то, чем их интриговали все предыдущие дни, - выступление Людмилы Белоусовой и Олега Протопопова. Болельщикам, как мне показалось, для полного счастья было вполне достаточно самого факта появления фигуристов на льду. Мне же больше запомнились услышанные вскользь слова комментатора Сергея Ческидова, много лет проработавшего тренером, о том, что протопоповский тодес «вперед-наружу» (иначе «Спираль жизни»), который считается сложнейшим из четырех существующих тодесов, до сих пор на соревнованиях не рисковал показывать практически никто из ныне выступающих фигуристов.

Своя интрига была и в состязаниях пар. Оксана Казакова и Артур Дмитриев показали второй результат. По оценкам лучше них выступили только действующие чемпионы Европы Мэнди Ветцель и Инго Штойер. Но в зале, где проходила жеребьевка на произвольную программу, сами немецкие тренеры вполголоса удивлялись тому, что Ветцель - Штойер получили целых семь судейских голосов из девяти в свою пользу, включая российский и украинский.

Расстраиваться по этому поводу вряд ли стоило: тренер Казаковой и Дмитриева Тамара Москвина так и напутствовала своих фигуристов (и Оксану в первую очередь): «Мы приехали не выигрывать, а присматриваться к тем, с кем предстоит бороться на Играх в Нагано. И учиться тому, как надо бороться».

Впрочем, все три российские пары приняли первый бой вполне достойно: второй, третий и четвертый результат. Вплотную за дебютантами (точнее полудебютантами) устроились Марина Ельцова - Андрей Бушков и Мария Петрова - Антон Сихарулидзе. Теперь же все зависит от традиционного «кто не упадет». Ибо в парном катании, как ни в каком другом виде, вспоминаешь о том, что лед очень и очень скользкий.

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru