Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Фигурное катание - Чемпионат мира 1993 - Прага (Чехия)
РЕПОРТЕРЫ ШТУРМУЮТ «ЗИМНИЙ»
Курт Браунинг
Фото © Tracy Marks,
на снимке Курт Браунинг

10 марта 1993

Если кто и проклинает едва начавшийся чемпионат, так это журналисты и организаторы: еще за день до официального открытия в Прагу съехалосьвдвое больше представителей прессы, чем ожидалось, и в результате аккредитоваться удалось лишь счастливчикам. Правда, что касается участников соревнований, то их под крышей «Зимнего стадиона» тоже хватает, в связи с чем впервые на чемпионатах мира для одиночников и одиночниц выступления начались с классификационного проката произвольных программ (напомню, на недавнем чемпионате Европыв Хельсинки это новшество коснулось только девушек: состав мужчин-фигуристов тогда точнехонько уложился в требуемые правилами количественные рамки).

Для российской команды чемпионат начинался весьма неплохо: блестяще откатался ученик Виктора Кудрявцева Игорь Пашкевич - дебютант сборной. Ее первый номер Алексей Урманов, не особенно напрягаясь (что было видно), устроился вторым в своей подгруппе, чуть уступив канадцу Элвису Стойко, а вот второй подопечный Алексея Мишина Олег Татауров слега дрогнул, насмотревшись, видимо, на то, как очаровывал публику трехкратный чемпион мира Курт Браунинг.

Кстати, в кулуарах, едва первая группа фигуристов освободила лед, в адрес канад­ца наперебой посыпались комплименты. Он же сам, не переставая раздавать автографы, заметил сквозь зубы, что даже досадная неудача (в виду имелся, конечно же, прошедший год, когда Курт не только проиграл Олимпийские игры Виктору Петренко, но и вопреки своим послеолимпийским заявкам не смог соперничать с одесситом и на чемпионате мира в Окленде) никому не дает права обсуждать еще чьи-либо шансы на верхнюю ступень пражского пьедестала, где будет стоять он, Браунинг, и только он. Справедливости ради стоит вспомнить о том, что, вернувшись домой из Альбервилля, Браунинг заявил: он в гробу видал все предлагаемые ему гонорары до тех пор, пока не уберет от своего чемпионского звания отвратительную (по его мнению) приставку «экс». Что в общем-то, если судить по первому прокату, вполне реально.

У девушек же, точнее - у единственной российской участницы Марии Бутырской, дела пошли наперекосяк с первой минуты после выхода на лед. Днем ранее, на открытой для всеобщего обозрения тренировке, она играючи справлялась со всеми элементами программы (была, по-моему, единственной, кто прокатал ее всю целиком, без единой купюры) и ушла, получив в качестве предпраздничного подарка несколько децибелов аплодисментов и пятнадцатиминутную осаду любителей автографов. Ушла, абсолютно счастливая, и даже тренер - Кудрявцев - не обратил внимания на то, что слишком рано загорелись Машины глаза неестественным соревновательным блеском. И только на следующий день, после сорванного ученицей акселя, понял все: напряжение оказалось чересчур велико, и программу Бутырская докатывала с единственной мыслью - дотерпеть. И убежала плакать в раздевалку.

Зато, как в Хельсинки, продолжала вовсю будоражить публику украинка Оксана Баюл, которой за десять дней до чемпионата исполнилось 16. Не хочу оперировать общераспространенными понятиями (типа: «подросла», «похудела»), но одно совершенно очевидно: от всеобщей любимицы исходит такая фантастически мощная аура уверенности в своих силах (что, впрочем, выгодно отличало девчушку и от участниц европейского чемпионата), что, по выражению моего чешского коллеги, и чертям захочется перекреститься.

Впрочем, классификация абсолютно ничего не значит, и ничего в ней не приобретешь. За исключением разве что предварительного мнения арбитров, которое, увы, гораздо больше зависит от количества падений фигуристов.

Кстати, именно Кудрявцев заметил, что в отличие от множества предыдущих чемпионатов состязания одиночниц обещают быть одними из самых интересных. «Все как-то вдруг перестали падать», - одной фразой, но очень точно охарактеризовал он все то, что происходило в понедельник под крышей «Зимнего».

Тренер был абсолютно прав, и мне показалось что изменившаяся в сторону большего напряжения атмосфера во многом обязана тому что в гимнастике и в прыжках в воду уже несколько лет именуется китайским синдромом. Появление в фигурном катании китаянки Лю Чен ( eсли мне не изменяет память, впервые это произошло в Альбервилле) сначала вызвало всего лишь умиление - ей всего-то 16. Но не успел ледовый бомонд моргнуть, как малышка «пробила» дорогу на чемпионат мира еще двум своим соотечественницам. А три китаянки в одном виде программы, из которых ни одной не приходит в голову упасть или покачнуться после тройного прыжка, согласитесь вполне могут навести страху на кого угодно. Что уже сейчас и предсказывают некоторые специалисты.


 
© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru