Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Facebook
Блог

Фигурное катание - Чемпионат Европы 1994 - Копенгаген (Дания)
СКАНДАЛЬНЫЙ ТРИУМФ

Джейн Торвилл и Кристофер Дин
Фото © Corbis
на снимке: Джейн Торвилл - Кристофер Дин

Казалось бы, победа английской танцевальной пары Джейн Торвилл и Кристофера Дина на чемпионате Европы-94 в Копенгагене - спустя десять лет после их ухода из любительского спорта - должна вызвать восторг в сердцах английских болельщиков. Но получилось наоборот: именно в Англии золотые медали олимпийских чемпионов Сараева вызвали взрыв негодования. Победу «своей» пары посчитали незаслуженной!

«Как Торвилл и Дин могли стать чемпионами, если ни один судья не поставил их на первое место? - возмущался на страницах лондонской The Sunday Times английский обозреватель Майкл Коулмэн. - Ни для кого не секрет, что вице-президент Международного союза конькобежцев Лоуренс Деми и президент национальной ассоциации фигурного катания Великобритании Куртни Джонс - давние поклонники Торвилл и Дина и имеют достаточно сильное влияние на судей, но не настолько же...»

Так что же все-таки произошло в Копенгагене и насколько основательны обвинения, появившиеся в английской печати? Давайте разберемся.

Напомню: после исполнения двух обязательных и оригинального танцев, где Торвилл и Дин заняли соответственно 3-е, 2-е и 1-е места, они вплотную подобрались к чемпионам мира прошлого года Майе Усовой и Александру Жулину (1,1, 2). Тогда же стало ясно, что победит одна из этих пар: второй российский дуэт - Оксана Грищук - Евгений Платов (2, 3, 3) лидеров достать уже не мог. Но именно он, оказалось, и сыграл главную роль в расстановке призеров.

О том, что расклад танцевального турнира предрешен заранее, говорили в своих репортажах еще до произвольного танца комментаторы шведского телевидения, датские журналисты, немецкие тренеры. Но разговоры разговорами, а все должно было решиться вечером в пятницу, когда на лед «Брондбюхаллена» вышли две российские пары и английский дуэт.

После того как Усова и Жулин, а следом - Торвилл и Дин закончили исполнение произвольного танца, в стане англичан воцарился траур: до первого места им не хватило одного голоса - пять судей из девяти отдали пальму первенства россиянам. Но, как выяснилось, у арбитров оставался последний козырь: победа в произвольном катании Грищук и Платова меняла все самым кардинальным образом. И именно после того, как семью голосами они были признаны лучшими, наибольшее количество вторых мест (по числу которых и определяется в фигурном катании судьба серебряных медалей) оказалось у Торвилл и Дина.

Вот информация к размышлению.

Накануне чемпионата немецкий телевизионный канал WDR проинтервьюировал вице-президента Конькобежного союза Германии Вальтера Майеншайна, который сам много лет был судьей международной категории, но, в то время по правилам ЙСУ был обязан избегать всяческих контактов с прессой. Он, в частности, сказал: «Перед каждыми соревнованиями арбитров ставят в известность, кого именно ИСУ желает видеть в числе призеров и кого не должно там быть ни при каких условиях».

Высказывание, согласитесь, мягко говоря, сенсационное. Можно, конечно, и усомниться в справедливости слов Майеншайна, но вспомните прошлогодний чемпионат мира в Праге, когда сразу шесть судей были дисквалифицированы за то, что, по мнению ИСУ, несправедливо вывели на второе место в произвольном танце Грищук и Платова. Правда, через некоторое время, видимо, сообразив, что шестеро виноватых против трех правых выглядят несколько абсурдно, ИСУ дисквалификацию отменил. Тем не менее между строк явственно читалось: Грищук и Платов отнюдь не пользуются расположением международного руководства.

- Также, - рассказывал Майеншайн, - всем давно известно (хотя не подчеркивалось вслух), что руководители ИСУ никогда не были в восторге от непрерывных побед советских танцевальных пар. А когда на прошлогоднем чемпионате мира в Праге в первой десятке помимо трех российских оказались дуэты из Украины, Узбекистана и Белоруссии, в ИСУ просто-таки началась паника. Естественно, на этом фоне возвращение в любительский спорт Торвилл и Дина было как нельзя кстати.

Многие обозреватели обратили внимание на тот факт, что в Копенгагене англичанам благоприятствовало абсолютно все, начиная с судейской жеребьевки, когда выяснилось, что в состав бригады не попали ни российский, ни белорусский арбитры. Зато в числе заветной девятки оказалась англичанка Мери Пэрри, и было совершенно ясно, что с ее стороны четыре первых места в четырех видах танцевальной программы Торвилл и Дину обеспечены.

А теперь - необходимое отступление. Полгода назад я разговорилась с зарубежным судьей, которая провела в фигурном катании не один десяток лет и на протяжении этого времени оценивала (и продолжает оценивать) танцевальные пары практически на всех чемпионатах мира, Европы и Олимпийских играх. На мою просьбу объяснить, естественно «не для прессы и без упоминания имени», тонкости судейства в фигурном катании, она ответила:

- Договариваются между собой, как правило, все. Отдельно - бывший соцлагерь. Отдельно - западно-европейский блок. Наименее охотно в предварительном сговоре всегда принимают участие американцы, канадцы и австралийцы. Как это делается? Скажем, российский судья «поднимает» чешскую пару, претендующую разве что на место в десятке, а чешский, в свою очередь, помогает России в расстановке лидеров.

В танцевальном финале на Россию идеально «сыграли» судьи из Польши, Эстонии и Чехии, поставив англичан в произвольном танце на третье место. Если бы точно так же поступил и Владислав Петухов, представлявший в судейской бригаде Украину, медали европейского чемпионата распределились бы так, как теоретически и должны были распределиться: Усова -Жулин, Грищук - Платов и Торвилл - Дин. Но, как мне было сказано все в том же, полугодичной давности приватном разговоре: «Когда сидишь за судейским пультом, держать под контролем ситуацию не всегда удается даже людям с колоссальным опытом».

Петухов поставил на первое место Усову и Жулина, но при этом, видимо, посчитал, что ничего страшного не произойдет, если второе отдать англичанам. Вот эта его оценка, получается, и оказалась роковой для Усовой и Жулина.

Так чемпионы Сараева-84 стали чемпионами Копенгагена-94. Стали, не получив у судей ни одного первого места в произвольном танце. «С какими чувствами Торвилл и Дин принимали свои незаслуженные золотые медали?», - спрашивали на следующий день английские газеты. С моей точки зрения, вся несправедливость происшедшего была очевидна и для чемпионов. Во всяком случае, англичане оценили ситуацию предельно трезво.

- Это были самые тяжелые соревнования в нашей жизни, - сказала Джейн на пресс-конференции. А Крис добавил:

- В Лиллехаммере состав судейской бригады будет совершенно иным. А значит - там будет совершенно другое соперничество.

На этом можно было бы и закончить. Но не могу не сказать о том, на что просто не хватило места в репортажах из Копенгагена. На мой (и, как выяснилось, несколько отличный от английского) взгляд, Торвилл и Дин сделали в Копенганене все возможное, чтобы при огромном количестве пар продолжать оставаться ЕДИНСТВЕННЫМИ. Их танцы целенаправленно отличались от остальных: костюмами, пластикой, постановкой.

- До нас не раз доходили мнения руководителей ИСУ о том, что давно пора превратить танцы в более технический вид, может быть, в какой-то степени вернуть им былую консервативность, - сказал Дин, с подачи которого их пара сама в свое время пошла на категорическое нарушение существовавших правил и создала стиль, копии с которого в изобилии демонстрировались на льду «Брондбюхаллена». - Мы пришли к выводу, что именно на консерватизм и технику должна быть сделана основная ставка. Это сыграло нам на руку. Что же касается произвольного танца, он просто-напросто требует доработки.

- Или переделки, - добавила вполголоса тренер англичан Бетти Калауэй.

Интересно, многие ли удивятся, если в Лиллехаммере Торвилл и Дин представят на суд арбитров совершенно иной произвольный танец? И что будет тогда?

1994 год

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru