Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Facebook
Блог

Фигурное катание - Спортсмены
Алексей Ягудин:
«НА ВЫСОТЕ 7 МЕТРОВ РАБОТАЮ БЕЗ СТРАХОВКИ»
Алексей Ягудин
Фото © Елена Вайцеховская
на снимке: Алексей Ягудин

Жизнь фигуристов-профессионалов, работающих в США, проходит большей частью вне внимания российской публики. Но иногда они возвращаются. Как вернулся несколько дней назад олимпийский чемпион Солт-Лейк-Сити Алексей Ягудин. И сразу ошарашил: «Я вернулся насовсем!».

- Как - насовсем? - не поняла я.

- Собирался улететь в Америку в конце мая, потом решил отложить отъезд на неделю. Но чем больше нахожусь дома, тем сильнее понимаю, до какой степени я соскучился. И решил, что никуда не поеду. До тех пор, пока не начнется работа в Stars on Ice.

«МЕНЯ УЗНАЮТ!»

Разговаривать мы начали прямо в питерском аэропорту «Пулково».

- Я встречу вас сам, - сказал Алексей накануне по телефону. - Не представляете, какое получаю удовольствие даже от того, что просто катаюсь по городу. От того, что гуляю по Невскому. Не перестаю удивляться, какое в нашем городе количество красивых людей.

И ведь меня узнают - представляете? В Питере - узнают! Стоял недавно на улице, ждал двоюродную сестру - и вдруг ко мне подошел мужчина. Сказал: «Я все смотрю на вас и не могу поверить. Неужели это - вы?» Я удивился даже: не так часто в Питере бывал последние годы, да и Олимпийские игры выиграл довольно давно. Приятно было.

К Антошке (Антону Сихарулидзе - прим. Е.В.) захожу постоянно. Когда первый раз в его ресторан «Сфинкс» пришел - самого Сихарулидзе тогда в городе не было - все официанты начали улыбаться, засуетились: проходите, пожалуйста, Я в этом ресторане уже раз пять был - мне там очень нравится. Вообще-то считается, что это кафе-бар: цены недорогие, но все очень вкусное, свежее, большие порции. Уютно очень. Антон и меня подбивает собственное дело в Питере затеять. Заедем к нему обязательно, хорошо? Правда, до этого я должен подъехать на телевидение - обещал. Вот и поговорим по дороге.

- Я и не подозревала, что вы с Антоном такие друзья.

- Жизнь свела. Пока мы были в сборной, никогда особо не дружили. Даже после Олимпиады в Солт-Лейк-Сити, когда стали вместе выступать в Stars on Ice, нервное напряжение чувствовалось - и в нем и во мне. А потом мы как-то успокоились. Он изменился очень, повзрослел, да и я тоже. Говорят, что мы даже кататься по другому стали. Более раскованно, что ли.

- Я почему-то думала, что, закончив выступать в туре Stars on Ice, вы, как и в прошлом году, займетесь тренерской работой в США.

- Видимо, я просто очень устал. С одной стороны, тренерская работа по-прежнему сильно меня привлекает, но с другой, не могу себя заставить лишний раз на каток прийти. Stars on Ice - это адская работа. Даже по сравнению с любыми другими турами. Хоть я сейчас и не делаю прыжки в четыре оборота, нагрузка получается не меньше, чем у любого спортсмена-любителя.

С октября не было ни одного свободного уик-энда. Два раза выступал в профессиональных соревнованиях - World Wars и World Team Challenge. Делаю тот максимум тройных, на который способен: сальхов, лутц, флип, тулуп. Первый турнир (а оба они - командные) сборная мира, в которой выступали Курт Браунинг, Юкка Сато, Оксана Баюл и я, выиграла у Брайана Бойтано, Тодда Элдриджа, Кристи Ямагучи и Николь Бобек. На втором турнире - в Канаде - я показал лучший результат среди мужчин. После технической программы делил лидерство с Браунингом, а артистическую выиграл у всех.

Соревноваться там, кстати, не так просто. Считается, что в артистической программе фигурист-профессионал может делать что угодно, но в правилах существует напоминание: если в программе недостает прыжков, судьи могут посчитать ее облегченной и снизить оценку. Я и сам на это нарвался в прошлом году. Выиграл на одном из турниров техническую программу (в ней правилами положено сделать три прыжка) и подумал, что нет смысла продолжать напрягаться. В артистической композиции прыгнул всего один тройной - и в итоге остался третьим. Тогда же сделал для себя вывод: уж если заявился на тот или иной турнир, надо выступать в полную силу.

- Чтобы попасть на чемпионат мира среди профессионалов, который до 2001 года проводил Дик Баттон, необходимо было принять участие в отборочных этапах. А как отбираются участники профессиональных турниров сейчас?

- На кого больше идет публика - того и приглашают. Таких турниров, к сожалению, осталось всего два, чего явно недостаточно. Сейчас профессиональный спорт не менее интересен чем любительский. Взять хотя бы мужчин - Элдридж, Бойтано, Браунинг, Кулик, я… И ведь все прыгают, несмотря на возраст. Бойтано - свой знаменитый лутц с поднятой рукой, Браунинг - тройной аксель…

С другой стороны, интерес к фигурному катанию в США продолжает падать. Это чувствуется даже по тому, сколько зрителей приходит на выступления Stars on Ice. Программа намного интересней, чем в прошлом году, а публики меньше.

- Вы как-то это объясняете?

- Мне кажется, что суперпопулярность фигурного катания в США лет десять назад была тесно связана со скандальной историей Керриган-Хардинг и победой в Лиллехаммере Оксаны Баюл. А потом интерес потихоньку пошел вниз. У американцев, к тому же, сейчас нет своих спортсменов, которые побеждали бы на крупных соревнованиях. Да и сами шоу нужно делать на каком-то другом уровне. Может быть, с иной музыкой, хореографией, костюмами, идеями. Ледовые выступления в большинстве своем слишком консервативны. А нужно придумать что-то такое, чтобы народ пришел и ахнул: «Вот это да!!!»

- Как, знаю, этот самый народ ахал во время вашего «воздушного» номера?

- Да. Причем хозяева Stars on Ice, хоть и пошли навстречу моей идее, до последнего не верили, что я ее реализую. Инициатором программы была Татьяна Тарасова, но поначалу она сформулировала свои мысли расплывчато: мол, хорошо бы придумать что-то необычное. Стала вспоминать спектакли своего театра. Татьяна вообще никогда не говорит: «Сделай вот так». Дает, скорее, намек, и вынуждает додумывать самостоятельно.

Я купил видеокассету цирка Дю Солей и увидел номер, где под куполом работает воздушный гимнаст. Подумал: а почему бы мне самому не сделать нечто похожее надо льдом? Я нашел в США девушку-акробата (ее зовут Кристина Ван Лу), прилетел к ней на четыре дня в Калифорнию, и номер мы поставили прямо во дворике рядом с ее домом. У Кристины имелась вся необходимая аппаратура для работы в воздухе, но программу мы ставили на высоте 30 сантиметров от земли. Купили специальную сетку, которую можно использовать и как веревку, и как гамак - чтобы была хотя бы кратковременная возможность передохнуть в воздухе. Я же не гимнаст в конце-концов.

Когда вернулся в Лейк-Плэсид, где шли репетиции Stars on Ice, меня первым делом попросили подписать бумагу, что если во время исполнения номера что-либо случится, никто не будет нести за это никакой ответственности. Ведь соответствующей страховки у меня не было.

- А как можно в Америке - и без страховки?

- Без нее разрешается работать на высоте не более 21-го фута - это примерно семь метров. Мне отмерили именно эту высоту, отрегулировали под нее специально купленный мотор, и я стал репетировать.

- Как себя при этом чувствовали?

- Когда меня стали поднимать первый раз, то я даже не дождался окончания подъема - заорал: «Опускайте!» Ну а потом привык. Единственная проблема заключалась в том, что поначалу я до крови стирал руки. Первое время работал в перчатках, со специальными прокладками под коленями и поясом - чтобы не перегружать спину. А когда начались гастроли, постепенно привык - настолько, что работал без всего этого. И почти после каждого выступления меня благодарили за то, что придумал столь необычный номер.

ДОМ НА ГОРКЕ

Отработав положенное время в телевизионной студии и уступив место перед микрофонами футболисту «Зенита» Андрею Аршавину, Ягудин продолжил разговор - но отвлекся от прежней темы:

- Машину сегодня покупаю. В этой, - он похлопал по рулю старенького «Шевроле». - полжизни прошло, но скоро на ходу рассыпаться начнет. Вот я и присмотрел новый автомобиль. «Мерседес». С тонированными стеклами.

- Покупать новое жилье не планируете?

- Мы с мамой и бабушкой живем в одной квартире, и покупать еще одну - для себя - не хочу. Нет смысла, пока нет своей семьи. Зато мечтаю о доме. У нас есть довольно большая дача, которую в свое время мы с дядей строили своими руками. Мама с бабушкой по привычке там овощи сажают, цветы. Хочется, чтобы для жизни за городом у них были все удобства - а не такой самодельный домик, как сейчас. Мне кажется, должно получиться красиво. Участок у нас на горке, с прекрасным видом. И до города всего полчаса на машине.

- А как планируете свою дальнейшую жизнь? Контракт со Stars on Ice у вас заканчивается через год, если не ошибаюсь?

- Очень надеюсь, что мне предложат его продлить. Если бы тур продолжался восемь месяцев в году, возможно, засомневался бы - стоит ли продолжать. А четыре месяца - вполне можно выдержать. Несмотря на нагрузку, я по-прежнему получаю от работы огромное удовольствие, особенно, когда гастроли близятся к концу, программы «вкатаны» и все получается автоматически. Только ради денег я не стал бы кататься. К тому же всегда хотел попасть именно в этот коллектив. Говорил об этом своему агенту, еще когда выступал в любителях. Он, правда, сразу сказал: «Леша, для этого нужно выиграть Олимпиаду».

До сих пор не знаю, пригласили бы меня в Stars on Ice, если бы я не выиграл в Солт-Лейк-Сити. Возможно, и взяли бы - но на других финансовых условиях, разумеется. А может, и нет. Большинство контрактов заключаются на четыре года, и хозяева всегда имеют возможность пересмотреть состав труппы - в соответствии с тем, как закончатся очередные Игры.

- Получается, что, придя в Stars on Ice, вы как бы вытеснили из труппы олимпийского чемпиона Нагано Илью Кулика, а после Турина хозяева точно так же могут отказаться от ваших услуг в пользу другого фигуриста?

- Это нормально. Есть, правда, такой нюанс: не знаю, например, хочет ли выступать в Stars on Ice Женя Плющенко, но даже если он выиграет Олимпиаду, столкнется с определенными проблемами. Шоу принадлежит корпорации IMG, а Женю сейчас «ведет» другая агентсткая группа. Я не знаю случая, чтобы в Stars on Ice взяли человека из конкурирующей компании. Так что даже для олимпийских чемпионов не все так просто.

Хотя того же Кулика продолжают приглашать. В этом году он провел в Stars on Ice 20 выступлений. В целом, кстати, все фигуристы труппы взаимозаменяемы. Во время гастролей по Канаде выступает больше канадцев. Например, Юку Сато в этом году там заменяла Дженнифер Робинсон. А Сару Хьюз в ее иллюзионном номере, где она неожиданно появлялась на льду из пустых коробок, - Джеффри Баттл. В других выходах Сару заменяла Шэ-Линн Бурн: после того, как из танцев ушел ее партнер Виктор Краатц, она выступает в шоу как одиночница, причем очень неплохо. Меня самого однажды в групповом номере - хоть и не надолго - заменял Курт Браунинг.

- Знаю, вы часто бываете в доме Ильи Кулика и Кати Гордеевой в Симсберри.

- Не сказал бы, что часто. Илья и Катя - люди занятые, у них двое детей, а, значит, и немного другие заботы и интересы. Но пока Кулик выступал в Stars on Ice, я старался ходить на все его выступления. В программах Ильи всегда много находок, интересных шагов. Да и прыгает он хорошо. Мы, в принципе, были в добрых отношениях и в любительском спорте.

- Даже когда готовились к Играм в Нагано? Помнится, ваш тогдашний тренер Алексей Мишин не раз говорил, что если бы не внезапная простуда, выиграть в Нагано должны были именно вы.

- Сам я так не считал. Понимал, что в лучшем случае есть шанс стать третьим. И что Тарасова костьми ляжет за своего ученика. Я же видел их общение в 97-м, когда Кулик простудился на чемпионате Европы. Сидел у него в номере и как раз в это время туда зашла Тарасова. Меня потрясло то количество тепла, которое от нее шло. Она была как мама - принесла таблетки, какое-то питье. Постоянно беспокоилась - как Илья себя чувствует.

Для меня такие отношения между тренером и учеником были полнейшим откровением. Завидовал я тогда Кулику жутко. И предположить не мог, что через год сам окажусь у Тарасовой.

- Многие считают, что ей просто фантастически везет на Играх.

- Я бы так не сказал. Скорее она фантастически чувствует каждого своего спортсмена. Были моменты, когда я рвался тренироваться, у меня все получалось, а она вдруг прекращала тренировку. Бывало и наоборот: выходишь на лед, сил нет, ничего не выходит, а она все заставляет и заставляет повторять задание. И всегда, как показывали дальнейшие события, оказывалась права.

Помните Игры доброй воли в Брисбене в 2001-м? Тарасова ведь категорически не хотела, чтобы я туда ехал. Мне же, напротив, казалось, что в такой форме я не был еще никогда. На тренировках прыгал четыре разных четверных - флип, риттбергер, сальхов и тулуп. Понимал, что мне вряд ли когда-либо понадобится делать все эти прыжки в программе, но получал удовольствие от того, что я - могу! И проиграл в Австралии с треском.

КАРПАЧЧО ОТ СИХАРУЛИДЗЕ

Разрекламированный Ягудиным ресторан Сихарулидзе «Сфинкс» не разочаровал. Хозяин просиял, увидев нас в зале, проводил к столику. Прекрасная кухня (Ягудин со знанием дела сразу же заказал мясное карпаччо), уют, свечи на столах - что лучше может располагать к общению?

- Помнится, в 2000 году после победы на чемпионате мира вы всерьез пытались убедить меня, что не хотите выиграть Олимпийские игры. Вспоминаете хоть иногда те слова?

- Чаще вспоминаю 2001 год, когда я проиграл все, что можно. А ведь до этого особо не проигрывал. В 2000-м остался без золота на чемпионате Европы, уступил в финале «Гран-при», но при этом выиграл главный старт - чемпионат мира, поэтому и воспоминания от сезона остались нормальные. Тут же было проиграно все. Поэтому и шок был полный. А главное, я хорошо помню, что весь год выступал, словно играл в рулетку: повезет - не повезет. Тарасова говорила вскользь, что надо бы и похудеть, и поработать побольше, но, видимо, ждала, что я дойду до понимания этого своими мозгами.

В итоге я пересмотрел многие вещи. В конце мая поехал в отпуск в Доминиканскую республику и уже там начал регулярно бегать кроссы. Причем, несмотря на жару, надевал на себя по три костюма. Возможно, не стал бы это делать, если бы не случилось того сезона. Вернувшись в Америку, переехал на месяц к Тарасовой - с единственной целью: хотя бы первое время находиться под ее жестким контролем, если вдруг у самого не хватит силы воли продолжать задуманное.

Были срывы. Мог, одурев от голода, поехать в «Макдональдс» и наесться гамбургеров. А наутро шел бегать не 30 минут, как обычно, а полтора часа. Все лето работал как проклятый, причем большую часть времени - вне льда. Придумал собственную систему подготовки. Интуитивно чувствовал, что нужно делать, чтобы вес падал, но мышцы оставались мощными и просушенными.

- На личную жизнь время оставалось - или вы были всецело увлечены работой?

- Не думаю, что такая работа способна кого-то увлечь. Я просто знал, что должен ее выполнить. А когда день заканчивался, понимал, что у меня уже нет сил куда-то идти и что-то делать. Едва добирался до кровати. Случалось, что в пятницу вечером куда-то все же выбирался, но при этом оставался как бы погруженным в себя.

Это был период полной внутренней самоизоляции. Я бы даже сказал - потребности быть одному. Если бы мне сейчас сказали, что я должен еще раз пройти через то же самое, наверное, отказался бы. Но тогда мной двигала только одна мысль - Олимпийские игры. И чем больше я работал, тем отчетливее понимал, что никакие другие соревнования не интересуют меня в принципе.

- А если бы вы в Солт-Лейк-Сити проиграли?

- Не знаю, что со мной было бы. С ума, конечно, не сошел бы, но, думаю, приходить в себя пришлось бы долго.

- Знаю, что вы собираетесь принять участие в ледовой опере «Бесконечность». Заранее готовите себе плацдарм для выступлений в России?

- Мне нравится кататься дома. Премьера оперы пройдет в сентябре в Санкт-Петербурге и Москве, потом надеюсь проехать с выступлениями и по другим городам - пока это будет позволять график Stars on Ice. Идея оперы возникла довольно давно. Сначала был снят короткометражный мультфильм, в котором был как бы использован мой образ. Эта лента даже получила какой-то приз. Чуть позже было задумано поставить большой спектакль, участвовать в котором будут оперные и эстрадные певцы, живой оркестр, театр Игоря Бобрина. Думаю, получится интересно.

2005 год

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru