Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Фигурное катание - Тренеры
Татьяна Тарасова:
«ОДИН ПРОКАТ В НАШЕМ ВИДЕ СПОРТА НИЧЕГО НЕ ЗНАЧИТ
»
Татьяна Тарасова
Фото ©
на снимке Татьяна Тарасова

Интервью было сделано за пару недель до Игр-2022 в Пекине. Тарасова неважно себя чувствовала, но согласилась на разговор. А сутки спустя, когда материал был уже готов, передумала. Объяснять причину не стала. Сказала коротко: «Не время... Может быть, позже, перед чемпионатом мира...»

Чемпионат мира для российских фигуристов не состоялся, а интервью осталось.

— Сейчас высказывается очень много версий на тему выступления российских фигуристов в олимпийском командном турнире. Назовёте свои соображения по составу? Кого из спортсменов следовало бы поберечь, а кто может быть способен дважды откатать на Играх две программы без потери качества.

— Катать четыре программы, между нами говоря, очень сложная задача для кого бы то ни было.

— Соглашусь. Но давайте возьмем конкретного фигуриста — Марка Кондратюка. На месте его тренера я бы, наверное, хотела, чтобы в командных соревнованиях Марк закрыл оба выступления. Ведь если он дважды выступит в командных соревнованиях хорошо, как это сделала на Играх в Сочи Юля Липницкая, это сразу даст фигуристу прирост во второй оценке.

— Конечно. Марка ведь пока никто толком не знает.  А нужно, чтобы узнавали. Мне очень жаль на самом деле, что произошла такая история с Мишей Колядой. Да, он не блистал в этом сезоне, но его любят судьи. И мне казалось, что Алексей Николаевич Мишин, сняв Коляду с чемпионата Европы, придумал что-то такое, что позволяло подвести Мишу к Олимпийским играм в лучшем состоянии. Чтобы тот мог претендовать на место в командном турнире наравне с Кондратюком. Но всё получилось иначе, к сожалению.

— В парном катании, как мне кажется, сейчас тоже всё непросто. Есть два прекрасных дуэта Тамары Москвиной, но кроме них есть Евгения Тарасова/Владимир Морозов, которые хоть и были вторыми на чемпионате Европы, но довольно нестабильны. Хотя судьи их любят и как-то даже сочувствуют.

— Очень правильное слово вы употребили — сочувствуют. Но я бы не поставила эту пару в командный турнир. Отдала бы предпочтение двум другим дуэтам.

— Почему?

— Потому что фигуристы Москвиной стабильнее, а в командном турнире это имеет большое значение.

— Свои фавориты в этом виде программы среди российских дуэтов у вас есть?

— Нет. В моём понимании, пара, претендующая на то, чтобы выиграть Олимпиаду, должна быть глыбой.  Таких «глыб» я пока в российском парном катании не вижу.

— Будем считать, что одну замену в командном турнире мы сделали. Где будем делать вторую?

— Если говорить о девочках, у меня есть определённые сомнения  насчёт Саши Трусовой. Она ведь тоже срывает элементы, и с ней нужно договариваться.

— Вы считаете это возможным?

— Не уверена. Но сама каждый раз до невозможности расстраиваюсь, когда Саша падает.

— Я разговаривала с Трусовой год назад после её бронзового выступления на чемпионате мира в Стокгольме, и она сказала, что настраиваться на прокат при максимально сложном контенте ей проще.  А вот когда она пробует программу облегчать, то начинает ошибаться даже на более простых элементах.

— Потому что нужно учиться стабильно катать программу с любым набором прыжков. В том числе — не с самым сложным. Пока Трусова не научилась ни тому, ни другому — она делает то, что хочет сама, никого не слушая и никому не подчиняясь. Тренируется совершенно самостоятельно.  По крайней мере мне так кажется со стороны.

— А в чём, собственно, вы видите проблему? Ну, прыгает спортсменка свои четверные, с половины из них падает, но что-то ведь получается неплохо?

— У меня, как у тренера, возникает в этих случаях вопрос: что именно Трусова пытается таким образом натренировать? Над чем она работает? Какая цель при этом преследуется? У кого-то есть ответ на эти вопросы? Нет. И получается, что никакой цели Саша не ставит перед собой в принципе. Человеку по кайфу прыгать — он прыгает.  Поэтому в командный турнир я скорее взяла бы Щербакову. Не нужно забывать, кстати, что Аня — чемпионка мира. Никто ей этот титул год назад не дарил, она сама его взяла.

— Есть ещё вариант — доверить обе программы командного турнира Камиле Валиевой, а оставшуюся замену использовать в танцах.

— Это тоже было бы хорошим решением.

— Если говорить о танцах, вы согласны с тем, как судьи оценивают российских дебютантов этого сезона Диану Дэвис/Глеба Смолкина?

— Они на чемпионате Европы стали седьмыми, и я не вижу в этом никакой сенсации. Прекрасно помню времена, когда наши третьи пары, впервые приезжая на континентальные первенства, не откатывались дальше шестого места. Главное преимущество Дэвис/Смолкина в том, что они катаются, как один человек — этому учит своих танцоров Игорь Шпильбанд. И это всегда очень подкупает судей.

— Возвращаясь к российским одиночницам, вы разделяете точку зрения, что в Пекине Валиева выиграет личный турнир без каких бы то ни было проблем?

— Без проблем Олимпийские игры не выиграет никто. Но Валиева, безусловно, лучшая. По своим данным, по внешнему виду, по четверным прыжкам. Когда она начала кататься во взрослых соревнованиях, мне звонили знакомые балетные хореографы с одним и тем же вопросом: откуда у этой девочки такие выразительные руки? Таких рук в фигурном катании нет ни у кого. А у Валиевой при этом имеется ещё почти беспроигрышный тройной аксель, что очень важно в короткой программе. Кто еще может составить ей в этом конкуренцию?

— Могла бы Рика Кихира, но она пропустит Олимпиаду из-за травмы. Но с акселем есть ещё Мана Кавабе. Двух других японок — Каори Сакамото и Вакабу Хигучи я бы тоже не стала списывать.

— Кавабе слишком маленького роста в сравнении с Камилой. И это играет не в пользу японки.  Более взрослая спортсменка может дрогнуть, а Валиева, как мне кажется, не должна. У неё свежее психика, она еще не устала от катания, не насладилась им по-настоящему. В этом плане мне даже жаль маленьких девочек, которые появляются, вспыхивают, и тут же заканчивают.

— А вы не думаете, что сейчас спорт пошёл такой, что длинная жизнь в нём никому не нужна?

— Возможно. Но мне не хватает этих девочек. Не хватает той же Юли Липницкой, которую сейчас никто уже не помнит. Точно так же не будет хватать Ани Щербаковой, если она закончит кататься после Игр. Перед характером этой девочки я могу на колени встать и головой о землю удариться. За всю свою тренерскую жизнь вообще не видела, чтобы люди так собирались на выступление и делали абсолютно невозможный максимум. По сравнению с Аней та же Трусова, которой несоизмеримо больше дано от природы, не делает вообще ничего.

— На самом деле мне странно слышать от вас претензии в адрес спортсменки, которая с таким упорством пытается во чтобы то ни стало реализовать в прокате пять четверных прыжков. Разве Саша не должна к этому стремиться, если она способна?

— Ключевые слова в этой фразе — «если она способна». А способность проверяется не только на тренировках, но и в соревнованиях. У Саши пока был всего один прокат, где ей удалось всё сделать. Один прокат в нашем виде спорта ничего не значит.

— Если бы Трусова тренировалась у вас, разве вы не стремились бы к тому, чтобы она прыгала пять четверных?

— Я бы стремилась к тому, чтобы она была чемпионкой. Но как раз этого желания я пока в Саше не вижу.  Не вижу мотивации на победу. Хотя не могу не отметить, что Трусова стала намного пластичнее. Жалко, если она перестанет кататься.

— Давайте немного вернёмся в прошлое. Когда в 1995-м вы взяли Илью Кулика, он хоть и был уже чемпионом Европы, но постоянно прыгал «бабочки», как сейчас их прыгает Коляда. Как вам удалось избавить спортсмена от этой привычки?

— Было очень сложно. Случалось, Илья даже плакал на тренировках, кричал, что не может кататься иначе, убеждал меня в том, что на «бабочки» вообще не стоит обращать внимания, что в нужный момент он соберётся и всё прыгнет…

— И что вы ему отвечали?

— Что у меня каждый момент — нужный. И, знаете, он начал меня слушать.

— То есть, способы избавиться от «бабочек» все же существуют?

— Конечно. Но зачем же я буду о них рассказывать? Отучила же? Одно время мы с Куликом только над этим и работали. Учились концентрироваться, настраиваться на каждый прыжок. Это реально тяжёлая работа, которую не все понимают. Я её знаю, но у меня, с тех самых пор, как я вернулась в Россию, фактически нет постоянной тренерской практики. Это, как мне однажды сказали, было расплатой за «многолетние каникулы в Америке».

— Вы до сих пор по этому поводу переживаете?

— Конечно. Академик Смулевич, который сейчас меня лечит, спросил не так давно: «Таня, когда на работу?» «Никогда уже», — отвечаю. Он посмотрел на меня и спрашивает: «Ты что, дура совсем?» Человеку 91 год вот-вот исполнится, и он реально не понимает, как можно прекратить работать.

— Давайте поговорим о мальчиках. Нейтан Чен или Юдзуру Ханю?

— А кого назвали бы вы?

— Мне почему-то кажется, что этих фигуристов может «убрать» в Пекине Юма Кагияма. А есть ещё Шома Уно, Винсент Чжоу. Шестое место на текущий момент вакантно. Хотя, возможно, вакантным окажется четвёртое.

— Я так не думаю. Вряд ли эта пятерка кого-то вперед пропустит. Не должна. И думаю, что лучшим станет всё-таки Чен. Он по-настоящему хорош. Очень мне нравится в этом сезоне.

— Считаете, они с Рафаэлем Арутюняном правильно поступили, вернувшись к постановкам сезона 2019/20?

— Думаю, да. Идти в сезон с новыми программами всегда сложнее — они требуют гораздо большей работы. А те программы Нейтан просто не докатал: чемпионата мира в 2020-м ведь не проводилось из-за пандемии. Так что сейчас Чен может довести своё катание до абсолютного совершенства.

— Но рассыпался же он в Пхенчхане в короткой программе? А на Играх-2014 в Сочи точно так же рассыпалась Мао Асада. Почему, кстати? Вы ведь работали с ней в тот период.

— Не совсем. На последние несколько месяцев перед Играми Мао уехала в Японию по настоянию своей федерации и тренировалась там с японскими специалистами. Японские спортивные руководители решили, что так будет правильнее. Вот и получили то, что получили.

— Раз уж мы заговорили о японцах: вы способны понять, что движет Юдзуру Ханю, который с маниакальным упорством пытается исполнить в соревнованиях четверной аксель?

— Бывает, что прыжок «идёт», и спортсмен это чувствует. Думаю, у Ханю как раз такой период. Во всяком случае я вижу, что он делает всё возможное, чтобы прыгнуть этот аксель на Олимпийских играх.

— А смысл? Догнать Чена и превзойти его?

— Не только Чена, вообще всех. Если вы спросите меня, реально ли это, не отвечу. Не знаю. Но чем чёрт не шутит? Если Юдзуру приземлит четверной аксель в произвольной, это даст ему сумасшедшую техническую оценку. Судьи просто сойдут с ума в этом случае. Да и не только судьи, вся Олимпиада может войти в историю фигурного катания, как Игры «Четыре с половиной» 

— Если бы на месте Ханю был ваш ученик, вы бы поощряли подобный риск в рамках Олимпийских игр?

— Я всегда предпочитала, чтобы мой спортсмен вставлял в программу только те элементы, которые стопроцентно надёжны. Но Ханю дважды становился олимпийским чемпионом, два раза выигрывал чемпионаты мира — может себе позволить. Мы же с вами не знаем: может быть четверной аксель — это единственный манок, который способен завлечь Юдзуру на тренировку. Он ведь очень много лет тренируется изо дня в день. После такого количества побед спортсмену нужен какой-то новый стимул для работы помимо желания выиграть.

— Нужно ли подводить ученика к Играм как к каким-то особенным соревнованиям?

— На мой взгляд, нет. Лишний раз напоминать человеку о том, что он готовится к Олимпиаде, вообще ни к чему. Но и искусственно отвлекать его от этих мыслей тоже бессмысленно. Что изменится, если я скажу фигуристу, что Игры — это такой же старт, как тысяча других? Он искренне поверит, что выступает на первенстве двора? Нет, конечно.

— Но вы же не станете отрицать, что напряжение, под которое на Олимпийских играх попадает прежде всего тренер, не сравнимо ни с каким другим?

— Это действительно так. Просто спортсмены не должны этого чувствовать. Олимпийские игры — это на самом деле очень простая вещь. И подходить к ним следует таким же образом, не пытаясь ничего искусственно усложнять и ни на чём зацикливаться. Готовность к этому старту нарабатывается раньше. А на Играх ты выходишь на лёд показать себя. Вот и показывай. И постарайся получить от процесса удовольствие. То, что при этом пишет пресса, нагнетая ажиотаж, вообще не наше дело.

— Сомневаюсь, если честно, что от выступления в олимпийском финале можно получить удовольствие.

— Это сложно, да. Но если сумел — ты выиграл. Самое правильное, оставаться со своей музыкой и со своей программой. Быть погружённым в неё с первых тактов. Это позволяет вообще не думать о том, на каких соревнованиях находишься.

— Кого из учеников вам было сложнее всего настраивать на олимпийское выступление?

— Наверное, Оксану Грищук. Когда мы готовились к Играм в Нагано, она каждые пять минут спрашивала меня, выиграет, или нет.

— И что вы ей отвечали?

— Что обязательно выиграет.

— Чем дольше слушаю вас, тем сильнее убеждаюсь в том, что Олимпийские игры — это прежде всего тренерская история: как подготовить спортсмена, как настроить его на выступления…

— Конечно. Что может знать спортсмен об Олимпиаде, если никогда на ней не был? Только то, что это соревнования, которые проводятся раз в четыре года. А тренер должен всё предусматривать.

— Я, кстати, до сих пор считаю, что поражение Липницкой на Играх в Сочи было следствием чисто тренерского просчёта. А именно того, что между командным и личным турнирами спортсменку повезли не в Новогорск, где можно было бы избежать избыточного внимания, а на «домашний» каток с толпой журналистов и фанатов.

— На мой взгляд, Юлю следовало, конечно, оставить в Новогорске, если была такая возможность. Но не люблю, если честно, копаться в ошибках, которые уже случились. Надо просто своевременно делать выводы и продолжать идти вперед. 

2022 год

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru