Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Фигурное катание
Ари Закарян:
«НА ЮДЗУРУ ХАНЮ МОЛЯТСЯ ВСЕ ШОУ-МЕНЕДЖЕРЫ МИРА»
Ари Закарян
Фото © Александр Вильф
Ари Закарян

Мартовский чемпионат мира по фигурному катанию, который пройдет в Монреале, будет занесен в историю спорта как турнир, где будет официально презентован новый формат подведения итогов года. Ледовый «Оскар». Идеологом этого мероприятия стал известный спортивный агент Ари Закарян. Он объяснил корреспонденту РИА Новости Елене Вайцеховской, зачем нужны фигурному катанию атрибуты шоу-бизнеса и что из этого выйдет.

- Знаю, сколько времени вы мечтали о том, чтобы в фигурном катании появилась своя Красная дорожка, поэтому искренне поздравляю с тем, что довели эту идею до реализации. Насколько сложно было найти взаимопонимание с Международным союзом конькобежцев (ISU), чтобы мероприятие стало реальным?

- Первый раз я начал говорить об «Оскаре» действительно давно - на конгрессе, который проводился восемь лет назад. Сама идея пришла в голову чуть раньше, когда вместе с Александром Овечкиным мы приехали на NHL Worlds в Лас-Вегас, где Саше вручали приз самого ценного игрока Лиги (Most Valuable Player – прим). По-моему, это был 2009-й год. Помню, мы шли по улице, люди тыкали в Сашу пальцами и скандировали: MVP! MVP! То есть, они даже фамилию не произносили, настолько этот титул самодостаточен в глазах американской публики. Такие вещи очень прочно застревают в голове. Правда, когда на Конгрессе ISU я впервые озвучил, что нам нужен ледовый «Оскар», люди отнеслись к этому скептически: «Поняли тебя, садись, молодец!»

Не скажу точно, на скольких конгрессах я все это продвигал. Где-то на третьем уже подготовил все материалы: отпечатал программу, отпечатал всю презентацию, меня опять выслушали, но лишь на последнем конгрессе в Испании лед действительно тронулся. Я в очередной раз прошелся по всем позициям, и мне было сказано, что ISU намерен поработать над этим вопросом.

Далее начался чисто технический процесс. На прошлогоднем чемпионате мира в Японии я встретился с одним из руководителей ISU – человеком, которого хорошо знаю уже более двух десятков лет. Моей идеей было подтянуть к проекту руководителя Art on Ice Оливера Хенера, которого я считаю гениальным продюсером, и мне после нашего разговора было сказано, что было бы хорошо, если мы с Хенером возьмемся за реализацию творческой части мероприятия, поскольку Оливер имеет огромный опыт проведения всевозможных шоу. Это действительно так. Считаю, что вклад Хенера в зрелищность фигурного катания вполне сопоставим со вкладом Тома Коллинза, который в свое время на протяжении многих лет устраивал чемпионские шоу по всему миру (Champions on Ice - прим), и повлиял на очень многих людей.  И я реально очень благодарен ISU за то, что нам пошли навстречу.

Меня все время мучила мысль, что с нашими показательными выступлениями что-то не так. Они в фигурном катании традиционно проводятся в воскресенье. Если в субботу вечером, а соревнования у нас, как известно, поздние, ты выиграл чемпионат мира и хочешь отметить это событие со своей семьей или друзьями, ты где-то до трех часов ночи будешь на ногах. Будешь где-то гулять и отмечать. Но в восемь утра каждый участник шоу обязан быть на катке, отрабатывать массовые выходы в предстоящем гала-концерте. А в два часа дня начинаются сами выступления.

- Иначе говоря, участие в показательных после крупных турниров - это своего рода повинность, для каждого фигуриста?

- Если откровенно, то да. И зритель, который покупает билет, и думает, что показательные выступления – это лучшая часть всего мероприятия, на самом деле обманут. Потому что на протяжении двух часов смотрит на людей, которые вчера прыгали четверные, а сегодня старательно их падают. Или катаются под самую медленную музыку, поскольку еле таскают ноги после того, как несколько дней боролись за медали.

- Сам формат показательных выступлений вы предлагаете устранить?

- Ни в коем случае. Просто начинаться это мероприятие будет значительно позднее, чтобы спортсмены могли нормально выспаться, прийти в себя,  красиво одеться. И у нас будет красная дорожка. Красная дорожка – это та история, которая присутствует во всех крупнейших мировых номинациях.

- Сколько будет номинаций и какие?

- В этом сезоне их планируется семь. «Прорыв года», «Лучший тренер», «Лучший хореограф». «Лучшая программа». Это четыре. Далее идет «Лучший костюм», «Человек-легенда» и «Лучший спортсмен». По аналогии с игровыми видами спорта, я бы назвал его MVS. Most Valuable Skater. В этой категории победить может кто-то один – она не рассчитана на лучших в каждом виде программы.

- Боюсь, что это крайне затруднит выбор.

- На самом деле нет. Задам вопрос, на который попросил бы дать первый ответ, который придет в голову: кто из фигуристов на ваш взгляд был лучшим в прошлом сезоне?

- Я бы сказала, что это Натан Чен.

- Абсолютно верно. Из десяти людей, которым я задал этот вопрос, все десять ответили: «Чен». А два года назад это была Женя Медведева. Года три или четыре назад - Пападакис и Сизерон. В олимпийский сезон – однозначно Алена Савченко. Разумеется, что человек, который выигрывает подобный титул, должен получать определенные бенефиты. Во-первых, его цена на показательных выступлениях должна становиться другой. Люди, которые любят фигурное катание, должны понимать: перед ними не просто чемпион мира, а MVS. Лучший из лучших. Такая номинация, как мне кажется, неизбежно начнет стимулировать каждого спортсмена становиться ярче, сильнее, сделать все возможное, чтобы оказаться в числе претендентов. Простой пример приведу: когда из жизни уходит тот или иной голливудский актер, никто же не вспоминает о том, в каком количестве фильмов человек снялся, сколько заработал. Говорят: умер обладатель «Оскара». Или нескольких «Оскаров». Наш вид спорта существует почти 130 лет. И мы, получается, не имеем возможности чествовать людей, которые реально сделали огромный вклад в историю фигурного катания.

Ну, а потом, я рассуждаю чисто с позиции бизнеса. Появление таких номинаций, как «Лучшая программа» или «Лучший костюм», сразу стимулирует огромный пласт индустрии. То есть, и хореографы станут по-другому относиться к тому, что делают, и портные - к тому, что они шьют. Просто представьте: чья-то мама, которая хорошо шьет, в одночасье может стать известным на весь мир фигурного катания дизайнером. Даже для таких людей, как Роберто Кавалли или Валентин Юдашкин победа в такой номинации – это серьезная имиджевая составляющая.  

- Для меня стало достаточно большой неожиданностью, что титул лучшего тренера США по итогам прошлого сезона получила тренер 13-летней юниорки Алисы Лю.  

- Это, я бы сказал, чисто американская история. Я же хочу, чтобы она была международной. И обязательно прозрачной. Это будет некий такой марафон, где по ходу сезона можно наблюдать -  кто идет вверх, кто идет вниз. Помню, когда в борьбе за «Оскар» победил Леонардо ди Каприо, за полгода до церемонии уже шли горячие дебаты: выиграет - не выиграет, получит - не получит. Все это на протяжении шести месяцев на все лады мусолилось в информационном пространстве. А когда в итоге ди Каприо выиграл статуэтку, его победу обсуждали еще месяца три.

- Ну так то – кино…

- А чем фигурное катание хуже? Это уникальный вид спорта. Немногие на самом деле понимают, насколько он крут. Но совершенно незаслуженно зарабатывает очень маленькие деньги, реально незаслуженно. Поэтому главная идея того, чтобы сделать ледовый «Оскар» - это поднять репутацию фигурного катания, влить в него гораздо более мощные интересы спонсоров, сделать так, чтобы фигуристы, тренеры, все люди, которые так или иначе задействованы в этом бизнесе, гордились тем, что делают. Знаю многих тренеров, которые рассуждают примерно так: еще два года поработаю, потом плюну на это фигурное катание, буду сидеть у себя на даче, или рыбу с лодки ловить.

- Имеете в виду Джона Никса (чемпион мира 1953 года, тренер, работавший с Пегги Флемминг, Кристи Ямагучи, Сашей Коэн, Эшли Вагнер - прим)?

- Не только он, многие так говорят. Но они говорят это от безысходности. Потому что реально становятся забытыми после того, как положили на фигурное катание несколько десятков лет.

- Каким образом будут определяться номинанты?

- Определять их могут и журналисты,  и фигуристы, и фанаты. В самом конце, когда голосование выйдет на финишную прямую, принимать решение будет жюри из шести специалистов – известных в прошлом атлетов, представляющих шесть стран, в которых проходят этапы Гран-при. Это Франция, Китай, Россия, Канада, США и Япония. Имена, извините, назвать пока не могу. Хотя первоначально я предлагал схему, принятую на Евровидении, при которой каждая страна, которая является членом ISU имела бы один голос. Но тут уже мое мнение вторично: Международный союз конькобежцев нанял швейцарскую компанию, которая разработала тот модуль, что сейчас будет представлен общественности на турнире Skate Canada.  

- Красная дорожка, наряды Haute Couture, драгоценности напрокат… И это – мечта вашей жизни?

- Нет, конечно, мечтаю я совсем о другом. А это просто еще один шаг, для того чтобы сохранить популярность фигурного катания. Спорта, который мы реально теряем. Мы с вами уже говорили об этом. В Испании после ухода Хавьера Фернандеса фигурного катания, считайте, нет, как нет его в Италии после ухода Каролины Костнер, а в Швейцарии – после того, как завершил карьеру Стефан Ламбьель. Неизвестно когда появятся заметные фигуристы в Германии – получается, что после ухода из спорта Алены Савченко фигурное катание зачахло и там.  Очень опасная ситуация, как бы странно это ни прозвучало, складывается в Японии. И мне, как бизнесмену, очень хочется, чтобы Юдзуру Ханю катался максимально долго. 

- Боюсь, что не совсем понимаю вашу мысль. Не станете же вы утверждать, что японское фигурное катание клином сходится на одном Ханю?

- Я просто приведу пример. Когда Юдзуру прилетает в Россию на этап Гран-при, по моим данным, около пяти тысяч японских фанатов прилетают следом за ним из Японии. Хотя мне говорили, что это даже несколько заниженная цифра. Эти люди бронируют отели, покупают билеты, нанимают за свои деньги переводчиков на почасовую оплату… Никакой другой японский спортсмен такой коммерческой популярностью у болельщиков не пользуется и никогда не пользовался. Даже Мао Асада. Это, собственно, и есть ответ на вопрос, который вы мне сейчас задали. Поэтому очень желаю Юдзуру Ханю здоровья и процветания. Но это молятся все шоу-менеджеры миры. На Ханю и на Японию.

Если же говорить о том, что происходит в фигурном катании в целом, сильнее всего нынешний период ассоциируется у меня с временами, когда наши деды, воевавшие в Великую Отечественную, свято верили в то, что наступит коммунизм и всеобщее процветание. А потом в одночасье поняли, что всю свою жизнь жили иллюзиями. Осознавать, что все видимое благополучие фигурного катания на самом деле точно такая же иллюзия, - это очень сильный удар для тех кто реально любит фигурное катание и положил на это жизнь. Как тот же Алексей Мишин, Тамара Москвина, Татьяна Тарасова, как те же Джон Никс и Фрэнк Кэролл. Глыбы, личности. Если случится так, что мы потеряем наш спорт – им будет очень тяжело.

Уверен, что сейчас многие хейтеры из России, прочитав эти слова, мне скажут: ты что, с ума сошел, иди посмотри, как в России всё замечательно! Но я все это уже проходил в Америке в середине 90-х, когда мы стояли на улице в очередях и спрашивали билеты в двадцатитысячные стадионы. Champions on Ice проводили 96 выступлений летом, и еще около пятидесяти зимой, а параллельно порядка сорока шоу делали Stars on Ice. И это всё лопнуло. Возьмите Лас-Вегас, где мы сейчас находимся. Город спорта и зренлищ. Я помню, как  Лас-Вегас бульвар, он же - Стрип, перекрывали на несколько часов, чтобы провести заезд звезд фигурного катания на роликовых коньках. Сейчас в городе на главном стадионе катается двукратный чемпион мира, чемпионы США, и мы видим, что ситуация на трибунах, мягко говоря,  могла бы быть получше.

Ну а если вернуться к вашему вопросу о драгоценностях, это уж кто как хочет. Но даже это открывает дополнительную возможность для привлечения спонсоров. Брендов одежды, бижутерии, обуви, мастеров макияжа, причесок.

- Что тут скажешь - церемонию вы задумали впечатляющую.

- На самом деле она должна получиться очень мощной. Чемпионат мира в следующем году пройдет на 18-тысячном стадионе, где играет «Монреаль Канадиенс». Это одна из лучших арен в мире. Само шоу полностью продюсировано компанией Art on Ise при участии ISU и канадской федерации фигурного катания. Мы уже целый год ведем всевозможные переговоры и рабочие встречи, то есть это большая работа. Награждать лауреатов будут звезды спорта, звезды музыки и эстрады - таким способом мы привлекаем к своему проекту и эту часть шоу-бизнеса.

- Стоимость билета на мероприятие будет входить в стоимость абонемента на соревнования, или надо будет покупать отдельные билеты?

- Это вопрос к ISU, он просто не в моей компетенции. Равно как и вопрос телевизионной трансляции. Но я думаю, что вход будет точно такой же, как сейчас для тех людей, кто аккредитован или купил абонемент на все дни соревнований. По формату - тот же самый заключительный гала-концерт. Просто вместо некоего набора выстроенных по ранжиру фигуристов от пятого места и выше, это будет демонстрация всего лучшего, что произошло в фигурном катании за сезон.  
Кроме специально учрежденных призов, победа в номинации будет предполагать какие-то денежные премии?

- На данный момент, нет. Я, честно говоря, не вижу в этом необходимости. К тем же тренерам или хореографам, которые будут признаны в своих номинациях лучшими, очень быстро выстроится дополнительная очередь из учеников. Да и стоить их услуги могут уже иначе. Это уже не сиюминутный, а пожизненный бонус. И он, как мне кажется, представляет куда большую ценность, нежели просто конверт с деньгами.

2019 год

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru