Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Facebook
Блог

Олимпийские игры - Солт-Лейк-Сити 2002 - Фигурное катание
СОВЕТСКАЯ ТАНЦЕВАЛЬНАЯ «МАФИЯ»

19 февраля 2002

Марина Анисина - Гвендаль Пейзера
Фото из архива Елены Вайцеховской
Солт-Лейк-Сити. Марина Анисина и Гвендаль Пейзера

В отличие от вас, читатели, я еще не знаю, чем завершилось соперничество танцевальных дуэтов. Но точно знаю одно - в любом случае победили воспитанники советской школы.

Накануне, когда фигуристы творили оригинальный танец, не менее интересно было наблюдать за калейдоскопом российских тренеров у бортика. Из 24 дуэтов лишь 4 не имели отношения к некогда великой советской школе танцев на льду. В первой десятке исключением были немцы Кати Винклер и Рене Лозе.

Биографии прочих выглядят весьма занимательно. Марина Анисина и Гвендаль Пейзера: тренер (наряду с француженкой Мюриель Зазуи) - Наталья Дубова. Не говоря уже о том, что Марина - дочь известной фигуристки Ирины Черняевой и еще более известного хоккеиста Вячеслава Анисина - становилась чемпионкой мира среди юниоров с Ильей Аввербухом. Барбара Фузар-Поли и Маурицио Маргальо: до этого сезона с итальянцами активно работала Татьяна Тарасова, в результате чего дуэт стал чемпионом мира-2000. Сейчас Тарасова - не более чем консультант пары, поскольку полностью сосредоточилась на подготовке канадцев Шэ Линн Бурн и Виктора Краатца. Те до прихода к ней катались сначала у Марины Климовой и Сергея Пономаренко, затем у Натальи Дубовой. Рита Дробязко и Повилас Ванагас: тренер - Елена Чайковская. До нее литовцы занимались у Елены Масленниковой. Первым же тренером в биографической справке значится Татьяна Тарасова, которая их поставила в пару. Живут фигуристы в Москве. И говорят по-русски точно так же свободно, как израильтяне Галит Хаит и Сергей Сахновский. Эти тренируются в США. Сначала катались у Натальи Линичук, затем - у Тарасовой, сейчас - у Дубовой. Про болгар Албену Денкову и Максима Ставиского я уже писала в одном из репортажей. Русский партнер, русский тренер - Алексей Горшков, место тренировок - подмосковное Одинцово.

РОССИЙСКИЙ АЙСБЕРГ

Немало любопытного и за пределами первой десятки. Американцев Наоми Лэнг и Петра Чернышева тренировал Игорь Шпильбанд, а год назад они перешли к Александру Жулину. Дедушка Чернышева сам был фигуристом-одиночником и четырежды становился чемпионом СССР в конце 30-х. Но если Петр живет и выступает в США довольно давно и воспринимается зрителями, как американец, то азербайджанка Кристин Фрэзер - явление более чем экзотическое. Хотя история в общем-то простая. Сплетничают, что Кристин в свое время симпатизировал бывший советский танцор Генрих Сретенский (выступавший с Натальей Анненко), который эмигрировал в США и стал там тренером. А девушка отчаянно жаждала кататься. В итоге для Кристин сначала был найден партнер, а потом и страна, заявившись за которую, можно было быть уверенным в том, что место в сборной за неимением там других танцоров обеспечено на много лет вперед. Еще один нетривиальный пример танцевального сотрудничества - Марика Хэмфри и Виталий Баранов. Англия.

Даже совершенно безукоризненные, с точки зрения имен, дуэты подобно айсбергам имеют солидный и скрытый от непосвященных российский фундамент. Сестру и брата Элен и Даниэля Хугентоблер из Швейцарии который год опекает Линичук. Изабель Делобель и Оливье Шенфелдер уже 6 лет катаются у Тарасовой. Итальянцы Федерика Файелла и Массимо Скалли обязаны удачным дебютом олимпийским чемпионам Наталье Бестемьяновой и Андрею Букину. Среди этого интернационального винегрета наиболее любопытно выглядели корейский и китайский дуэты с русскими тренерами у бортика. В целом это производило впечатление не Олимпийских игр, а какого-то внутрисоюзного междусобойчика.

Все это было бы смешно, если бы Россия могла, как когда-то, гордиться всеми тремя своими танцевальными дуэтами, которые она традиционно привозила на крупнейшие соревнования. В Солт-Лейк-Сити картина изменилась. Лобачева и Авербух еще куда ни шло - борются за серебро. Татьяна Навка и Роман Костомаров прочно обосновались в конце первой десятки. И перспективных российских пар нет в резерве ни у Тарасовой, ни у Чайковской, ни у Линичук, ни у Дубовой - ни у кого из наших тренеров. Советской «танцевальной мафии», как в не столь давние времена раздраженно именовали этот вид фигурного катания представители иностранных государств, теперь гораздо больше подходит другое определение - Cosa Nostra. Действующие лица те же. Результат иной, и, увы, не в нашу пользу.

«ШЕСТЕРКА» ОТ САМОЙ НЕЗАВИСИМОЙ

Впрочем, сенсация возможна. Еще месяц назад даже в самых смелых фантазиях вряд ли кто мог предположить, что россияне Ирина Лобачева и Илья Авербух смогут бороться в Солт-Лейк-Сити за второе место. В предварительных прогнозах фигуристам в лучшем случае прочили бронзу. Однако воскресные состязания дуэтов в оригинальном танце не только укрепили россиян на второй позиции, но и принесли своего рода рекорд Игр: Лобачева и Авербух стали единственными, кто получил среди прочих оценок высшую - 6,0. Такое впечатление произвело их выступление на одну из наиболее независимых в своем мнении судей, известную в прошлом польскую фигуристку Галину Гордон-Полторак.

Танцоры исполняли вариации испанских танцев. Это оказалось довольно непростым занятием: слишком много специфических требований предъявлял к фигуристам оригинальный прокат. Посудите сами, как должны были чувствовать себя те же китайцы или корейцы, вынужденные отплясывать под совершенно несвойственный их восточной культуре и хореографии аккомпанимент. Да и прочие выступления местами сильно смахивали на пляски туристов в курортных испанских кабачках, нежели на классические фламенко, пасодобль, вальс или танго. Сильное впечатление по композиции, выбору музыки и исполнению произвели Албена Денкова и Максим Ставийский. Однако оказаться выше 7-го места болгары изначально не имели шансов: первая шестерка настолько непримиримо билась за свои позиции, что нарушить ее стройность не рискнул бы ни один арбитр.

Не увенчались успехом и попытки канадцев Бурн и Краатца: как и в обязательном прокате, они остались за пределами тройки. В которой героями вечера стали Лобачева и Авербух.

Как сказал на пресс-конференции Илья, так, как в этот вечер, они не катались ни разу в жизни. Добрую службу россиянам сослужил видимый качественный скачок. Фламенко чемпионов мира и Европы Марины Анисиной и Гвендаля Пейзера было единогласно признано лучшей испанской постановкой еще на чемпионате Европы в Лозанне. В Солт-Лейк-Сити французский дуэт откатался столь же блистательно. А вот наши выполнили свою композицию гораздо лучше, чем три недели назад. Судейский счет - 8:1 в пользу фаворитов - сложился, скорее, по инерции соблюдения иерархии. На самом деле оба дуэта выглядели абсолютно равными. Ну а «шестерка», выставленная польским арбитром, и вовсе сделала этот факт предельно очевидным.

ЗА НАШИХ ТАК НИКОГДА НЕ ГРЫЗЛИСЬ

- Мне было легко настроиться на выступление, - подчеркнул Авербух. - Мы катались сразу после Анисиной и Пейзера, а Марина всегда была для меня самым сильным раздражителем. Поэтому очень хотелось, выходя на лед после нее, откататься достойно. Кроме того, французы - лидеры, на них все равняются. Психологически им гораздо тяжелее. Быть вторым проще, чем из года в год удерживать первенство. Я прекрасно понимал, что нам не позволят их обыграть, но думал не об оценках, а о выступлении.

- До Игр вы предполагали, что сможете побороться с чемпионами?

- Наше дело - прокататься на максимуме своих возможностей. Если станем вторыми - будем очень счастливы. Немножко жалко, что на этот раз в качестве обязательных танцев выпали квикстеп и блюз. Они настолько устаревшие и простые, что практически невозможно показать хоть какое-то мастерство.

- А как вы относитесь к оригинальному танцу?

- Мне нравится сама идея обязать всех танцоров раскрыть одну и ту же тему, любой ценой сделать из себя испанцев. Сразу видны все плюсы и минусы каждого дуэта. По сути, оригинальный танец - наиболее сложная составляющая соревнований. В произвольном проще. Там каждый выбирает тот стиль и направление, в котором чувствует себя наиболее уверенно.

- На вас оказала влияние вся шумиха вокруг скандала в парном катании?

- Конечно, было неприятно. Опять начали муссировать судейские дрязги. В танцах их хватает и без этого. А еще было очень обидно понимать, что так, как грызлись за своих спортсменов канадцы, за нас не боролся никто и никогда.

Беспрецедентное награждение канадцев Джеми Сале и Давида Пеллетье вторым комплектом золотых медалей состоялось в воскресенье вечером. Бронзовые призеры Игр китайцы Шэнь Сюе и Чжао Хунбо участвовать в церемонии отказались. Поэтому в награждении была задействована лишь верхняя ступень пьедестала почета, на которую вместе с канадцами поднялись - уже с золотыми медалями на шее - Елена Бережная и Антон Сихарулидзе. Первым прозвучал гимн России, хотя имена канадской пары горели на табло выше россиян. Но все это уже не хочется обсуждать. Историю не переписывают.

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru