Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Facebook
Блог

Олимпийские игры - Солт-Лейк-Сити 2002 - Фигурное катание
ТРЕТИЙ - ЛИШНИЙ!
Евгений Плющенко и Алексей Ягудин
Фото из архива Елены Вайцеховской
Солт-Лейк-Сити. Евгений Плющенко и Алексей Ягудин

11 февраля 2002

Посмотреть тренировку мужчин до начала Игр мне так и не удалось. Тренировочный каток расположили предельно удобно для спортсменов и чудовищно - для журналистов. Это и помешало увидеть на льду одновременно обоих российских одиночников в субботу. Отведенное для них время истекало примерно тогда же, когда на главном катке должны были начаться состязания пар. В пятницу же ни Евгений Плющенко, ни Алексей Ягудин на тренировочном катке не появились. Первый отдыхал, второй еще находился в пути из Калгари в Солт-Лейк-Сити.

ЭМОЦИИ - ПУТЬ ТУПИКОВЫЙ?

Алексей Мишин, тренер Плющенко, внимательно наблюдал за тем, как катаются потенциальные соперники.

- Не хочу давать вам интервью, - едва поздоровавшись, накинулся он на меня. - Не вижу смысла! Стоило Жене поставить произвольную программу, как на нас ополчились все. Писали, что его программа - как лоскутное одеяло. И что катается он настолько медленно, что впору ставить зонтик посреди площадки и ездить вокруг. А уж по телевизору такое говорили...

- Не совсем вас понимаю, - опешила я. - Приведите хоть один пример, когда «СЭ» исказил ваши слова либо поместил оскорбительный или необъективный материал.

- Лично к вам у меня претензий нет, - умерил пыл Мишин. - Но разговаривать все равно не хочу. Да и о чем, когда на носу - главный старт?

- Но поймите меня и вы: Плющенко не выступал в чемпионате Европы, сделал новую произвольную программу, тренировался в одиночестве в Санкт-Петербурге, потом в американском Логане. Болельщики ведь тоже переживают, интересуются, как у вас дела. Расскажите хотя бы тезисно, насколько тяжело было менять постановку, да и почему, собственно, вы пошли на это?

- Изначально хотели сделать что-то необычное. Но когда программа была готова - и действительно получилась непохожей ни на какую другую, - ее не поняли и не приняли. Жаль. Фигурное катание рано или поздно придет к этому. Мы с Плющенко просто опередили время. Но поскольку кататься нужно сейчас, решили сделать что-нибудь более простое для восприятия. Жене это даже облегчает задачу - отнимает не так много эмоциональных сил.

- Как долго работали над постановкой?

- Помнится, ставить начали во вторник, а в субботу Плющенко уже катал программу целиком.

- Вы довольны тем, как он катается?

- Разве я могу сейчас ответить на этот вопрос? Можно ведь накатывать программу весь сезон, а на главных соревнованиях в чем-то ошибиться. А можно наоборот. Так что никаких оценок и прогнозов.

- Давайте поговорим на другую тему. Какие требования, на ваш взгляд, предъявляет к мужчинам короткая программа? Я, например, слышала, что те, кто не рискнет включить в обязательный каскад прыжок в четыре оборота, изначально не может претендовать на место в тройке.

- Это же Игры. Случиться может все что угодно. Где гарантия, что те, у кого четверные есть, исполнят их удачно? А в такой ситуации вперед может выйти кто угодно. У меня вообще к короткой программе свое отношение.

- И в чем оно заключается?

- Понимаете, есть два разных подхода. Один состоит в том, чтобы максимально качественно выполнить предписанные элементы. И это правильно - в чем иначе главный смысл короткой программы? Соответственно и выигрывать должен тот, кто лучше прыгает каскад, быстрее и в более сложных позах вращается, делает более сложные шаги. Только такой путь двигает фигурное катание вперед. Посмотрите, ведь даже в танцах, где вообще непонятно, что происходит, стали придумывать какие-то обязательные повороты, элементы, дорожки. Чтобы по крайней мере увидеть взаимоотношение конька со льдом. Хотя можно идти другим путем: работать на зрителя. Производить впечатление движениями рук, эмоциями. Только путь этот - тупиковый. Мысль ясна?

- Ясен даже подтекст, - улыбнулась я.

Действительно, сложно было не понять, что олицетворением первого направления тренер считает своего нынешнего ученика Плющенко, а второго - Ягудина, ученика бывшего.

Можно только пожалеть, что противостояние двух выдающихся российских спортсменов, начавшееся два года назад, приняло столь обостренную форму. И без этого оба фигуриста вот уже второй год живут под чудовищным психологическим грузом. Между строк любого газетного материала, любого телевизионного комментария кроется один-единственный вопрос: Плющенко и Ягудин? Золото или серебро? Серебро или золото?

Об этом же многочисленные журналисты, аккредитованные на Играх, спрашивали всех подряд участников мужского турнира и их тренеров. Ответы были любопытными. Вот некоторые из них.

Фрэнк Кэролл (тренер Тимоти Гейбла, бывший тренер Мишель Кван): «Русские вполне могут провалиться. Я помню множество ситуаций, когда им просто не хватало горючего добраться до финиша. И у них есть слабые стороны. Лично я не в восторге от их хореографии - в России свое видение фигурного катания, и оно сильно отличается от американского. Многое будет зависеть и от жеребьевки».

Майкл Вайсс (бронзовый призер чемпионатов мира-99 и 2000): «Олимпийские игры - странные соревнования. Много раз чемпионами становились те, от кого этого не ожидал никто. С русскими соревноваться нелегко, но семь-восемь спортсменов на это способны. И все они, между прочим, здесь, в Солт-Лейк-Сити».

Дик Кэллагэн (тренер экс-чемпиона мира Тодда Элдриджа): «Меня очень радует, что безоговорочными фаворитами считают русских. Во-первых, это дает возможность остальным готовиться и выступать без нервотрепки и повышенного внимания к собственной персоне. А во-вторых, за тридцать лет работы тренером я не раз имел возможность убедиться: когда двое заведомо считаются фаворитами, побеждает обычно кто-то третий».

Не дай Бог, как говорится. Но уже сейчас ясно: русским фигуристам-одиночникам будет гораздо тяжелее, чем кому-либо другому. Они действительно главная наша надежда. И главная интрига олимпийского турнира.

РУССКИЕ ВЕЗДЕ. КРОМЕ ПЬЕДЕСТАЛА

Даже поверхностный взгляд на тренировку танцоров оставлял смешанные чувства. Уже сложилось мнение, что золотая олимпийская медаль достанется не нам. А итальянцам, французам или канадцам. В то же время какую пару ни возьми, русский дух ощущается в каждой. Вот чемпионы Европы французы Марина Анисина и Гвендаль Пейзера. Партнерша - наша соотечественница с исконно русской душой, роскошной наследственностью (ее мама Ирина Черняева тренировалась в свое время у Татьяны Тарасовой и была шестой на Олимпиаде-72 в Саппоро) и русским же честолюбием. Итальянцы Барбара Фузар-Поли и Маурицио Маргальо стали чемпионами мира год назад исключительно благодаря помощи Тарасовой. Победа, правда, обернулась для итальянцев и всего их окружения звездной болезнью и конфликтом (пусть завуалированным) с российским тренером. В результате нынешний сезон Фузар-Поли и Маргальо провалили с треском, Тарасова же переключила тренерскую энергию на канадскую пару Шэ-Линн Бурн и Виктора Краатца, и теперь именно их называют главными претендентами на победу в Солт-Лейк-Сити. С литовцами Маргаритой Дробязко и Повиласом Ванагасом работает Елена Чайковская. С израильтянами Галит Хаит и Сергеем Сахновским - Наталья Дубова.

Аналогичная картина во втором эшелоне: в биографической справке любого из дуэтов - то русский тренер, то хореограф, то упоминание о том, что один из партнеров имел когда-то российское гражданство. Есть совсем экзотические «коллективы». За Азербайджан, к примеру, выступают Кристин Фрэзер и Игорь Луканин. Тренер - Генрих Сретенский. С американцами Наоми Ланг и Петром Чернышевым работает Александр Жулин.

Привело это все к тому, что общий уровень танцоров выравнялся. Если учесть, что впервые за много лет в верхушке, по сути, нет лидера, то можно понять, в какой панике пребывают арбитры, задача которых раздать «всем сестрам по серьгам». Дабы не дать журналистам повода в очередной раз облить грязью представителей доблестного судейского корпуса, Международный союз конькобежцев (ИСУ) пошел на поистине драконовские меры. При обязательном посещении тренировок судьям категорически запрещено садиться на трибуне друг рядом с другом. Запрещено общаться с представителями прессы. Уже известно, что в ложе арбитров будут установлены две видеокамеры, которые будут непрерывно вести съемку каждого члена бригады. В связи с этим последним запрещено, находясь за столиком, вытирать пот с лица, сморкаться, поправлять прическу или одежду - то есть делать любые движения, которые впоследствии могут быть расценены как условные знаки.

Поговорить с одним из арбитров все-таки удалось. И не только о танцах. Из беседы, к примеру, выяснилось: ИСУ, почти смирившийся с тем, что русские заберут две золотые медали - в парном и мужском одиночном катании, - совершенно не жаждет еще одной российской победы. Например, в женском турнире. И судьи прекрасно это понимают. Так что победа Ирины Слуцкой или Марии Бутырской возможна лишь в том случае, если упадут все три американки: Мишель Кван, Сара Хьюз и Саша Коэн. Что же касается танцоров, то симпатии склоняются на сторону канадского дуэта. Прежде всего потому, что по сравнению с остальными Бурн и Краатц более чем очевидно прибавили в мастерстве.

В танцах такое встречается довольно редко. Прежде всего потому, что выйдя на высокий уровень, спортсмены практически перестают работать над техникой конька: все усилия направлены лишь на поиск удачных постановок. А постановки, увы, выигрышными получаются не всегда. Пример - те же итальянцы. Или израильская пара Хаит/Сахновский. Год назад прогрессом публику поразили именно они, поднявшись с тринадцатого места в чемпионате мира-99 на пятое в чемпионате-2000. А в этом сезоне ничего выдающегося пока не показывают: те же движения, только под другую музыку.

Открытием же сезона стали, безусловно, Албена Денкова и Максим Ставийский из Болгарии. Кстати, это еще один пример из приведенного выше ряда: русский тренер - Алексей Горшков, русский хореограф - Сергей Петухов, наконец, партнер - тоже русский. Естественно, о том, чтобы судьи позволили фигуристам приблизиться к олимпийскому пьедесталу, не может быть и речи. Хотя, если помните, во время чемпионата Европы в Лозанне олимпийский чемпион в танцах Андрей Букин заметил в интервью, что в обязательных танцах поставил бы болгарский дуэт на первое место.

О тех, кто делит места за пределами призовой тройки, много писать как-то не принято. Борьба лидеров отнимает столько сил и нервов у окружающих, что остальные невольно воспринимаются некой серой массой. Денкова и Ставийский, пожалуй, исключение. По всем законам танцевального жанра их карьера в первой десятке мирового рейтинга должна была быть безвозвратно закончена два года назад: фигуристы пропустили чемпионат Европы из-за болезни партнера, а на чемпионате мира в Ницце, где занимали восьмую позицию после исполнения оригинального танца, Албену на тренировке полоснул по ноге коньком Чернышев. Лезвие перерубило два сухожилия, перерезало мышцу. После таких случаев в танцы уже не возвращаются. Нет смысла: в этом виде пропуск сезона всегда приводит к потере имевшейся позиции. Можно вспомнить пример одной из наиболее одаренных и техничных спортсменок Татьяны Навки. В 1994 году в дуэте с Самвелом Гезаляном она была пятой на чемпионате мира. Потом сменила одного партнера, другого, и до сих пор - вот уже седьмой год - пытается выкарабкаться на прежние позиции.

Денковой и Ставийскому удалось не просто не потерять место в десятке, но на чемпионате Европы этого года показать шестой результат.

Пишу все это к тому, чтобы стало ясно: даже после того, как из любительского спорта уйдут (победив ли, проиграв - но уйдут наверняка) итальянцы, французы, канадцы, литовцы, их места, естественно, займут более молодые спортсмены. Только россиян в их числе, скорее всего, вновь не окажется. Вполне вероятно, что компанию болгарской паре составят тарасовские Изабель Делобель/Оливье Шонфельдер из Франции, букинские итальянцы Фредерика Файелла/Массимо Скалли, кто-то еще, с кем работают наши специалисты... Что поделаешь, если все условия для них создают не дома, а за границей?

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru