Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Олимпийские игры - Пхенчхан-2018 - Фигурное катание
ШОУ ОДНОГО ЮДЗУРУ

17 февраля 2018

Юдзуру Ханю
Фото © Александр Вильф
Юдзуру Ханю

Мужской олимпийский турнир завершился победой олимпийского чемпиона Сочи Юдзуру Ханю.
Специальный корреспондент РИА Новости Елена Вайцеховская рассуждает в блоге редакции о том, почему японец заслуживал этого золота больше других.

Баттон и Чен

В самом начале третьей группы финалистов, где предстояло выступать Натану Чену, двукратный олимпийский чемпион Дик Баттон написал в своем твиттере: «Главное для этого парня сейчас заключается в том, чтобы сделать все свои прыжки. Ему очень нужно это сделать. Держись, Натан!»

88-летний профи, переставший в силу возраста приезжать на Игры в качестве комментатора, был  пристрастным болельщиком . Он комментировал каждый прокат одиночников, начиная с командного турнира, причем не слишком выбирал выражения, заочно отсылая раздражающих его оппонентов в те времена, когда на льду блистали Джон Карри и Толлер Крэнстон («Может быть тогда, ребята, вы что-то поймете о фигурном катании!»)

Как только Чен выполнил шестой четверной прыжок подряд, Баттон написал: «Запомните этот день!»

И ведь не сказать, что Баттон был большим фанатом американца. Старый экс-фигурист как-то объяснил мне, что вообще не является сторонником новой системы судейства, потому что считает, что она в большей степени уродует его вид спорта, нежели заставляет прогрессировать. Дик терпеть не мог большинство постановок: в которых спортсмен, чтобы выполнить все предписанные элементы и «черты», необходимые для высоких уровней сложности, должен постоянно мельтешить руками и ногами («Если я начну биться в припадке, и то, наверное, не сделаю такого количества движений»). Но он всегда умел ценить реальные достижения, а кроме того был в свое время первым, кто исполнил на льду двойной аксель и тройной риттбергер. Сейчас это звучит смешно, но не стоит забывать, что первую из своих двух золотых олимпийских медалей Баттон выиграл 70 лет назад.

В Пхенчхане Чен потерял все в один миг – в короткой программе остался 17-м. На Рафаэля Арутюняна, который стоял у борта, во время этого чудовищного проката было страшно смотреть. С другой стороны, на Олимпийских играх такое произошло далеко не в первый раз. Наиболее «свежий» пример – выступление Мао Асады в Сочи. Японка на тот момент была двукратной чемпионкой мира, по четыре раза побеждала на чемпионатах четырех континентов и в финалах Гран-при, первый из которых выиграла в 14 лет, то есть опыта, в отличие от Чена, ей было не занимать. Но в короткой олимпийской программе Асада осталась 16-й. И совершенно потрясающее исполнение произвольной программы уже ничего не могло исправить.

До начала Игр Чен совершенно не собирался прыгать в своей произвольной программе шесть четверных прыжков – об этом говорил и он сам, и его тренер. Ну так кто ж знал, что главный турнир четырехлетия, на котором 18-летний американец мог бы стать единственным спортсменом, способным обыграть олимпийского чемпиона Сочи при чистом прокате последнего, начнется для дебютанта вот такой оплеухой?

В субботу Чен просто сделал все, что мог - превзошел личный рекорд на десять с лишним баллов, вписал себя в историю.  Остальное уже от него не зависело.

Браунинг и Ханю

Сразу после мужской короткой программы, где Ханю совсем немного недотянул до собственного мирового рекорда, я подошла на трибуне к четырехкратному чемпиону мира Курту Браунингу, чтобы задать ему лишь один вопрос: почему на протяжении уже стольких лет японец воспринимается особняком от всех остальных. Почему его личность столь притягательна?

«Он – звезда, - ответил мне Курт. – Количество титулов здесь совершенно не при чем, оно вторично. Но посмотри, как Ханю выходит на лед, как катается. Можно вообще ничего не понимать в фигурном катании, но невозможно не видеть, что Юдзуру ведет себя так, словно вселенная вращается только вокруг него. И это – не игра на публику, а внутреннее состояние человека. Таким же был ваш Плющенко. Я никогда не был фанатом его катания, точно так же, как не являюсь фанатом Ханю, но они – звезды своего собственного шоу. Может быть даже лучше сказать – самодостаточные планеты. И тому, и другому, абсолютно все равно, что происходит вокруг, это их просто не касается. И, повторяю, это не наносное. Это самая что ни на есть суть их характера. Поэтому Ханю так привлекателен для фанатов. Дай им волю, они разорвут его в мелкие кусочки просто от избытка любви. В их глазах он – необыкновенный, не такой, как другие. И ведь заметь, самого Ханю вообще не волнует вся эта истерия, он воспринимает ее, как данность. Как нечто, что всегда должно окружать звезду.

Когда я спросила Браунинга, почему катание Ханю оставляет его спокойным, Курт ответил:

«Потому что мне в принципе не близок такой стиль катания. Мне нравится , когда фигурист общается с залом, вместе с ним проживает собственную жизнь на льду, играет с ним. А Ханю – вещь в себе. Ну да, он прекрасно катается, прекрасно прыгает и очень мне интересен самим фактом своего существования в фигурном катании. Но болею я за Фернандеса.

Орсер и Фернандес  

18 лет назад на Олимпиаде в Сиднее я спросила известного тренера Геннадия Турецкого, российский ученик которого Александр Попов не на жизнь, а насмерть бился с австралийским подопечным российского специалиста Майклом Климом: как удается делить свое сердце между двумя спортсменами, которые сражаются за одну и ту же медаль? «А у меня нет сердца», - последовал ответ.

Этот же самый вопрос мне всегда хотелось задать Орсеру все то время, что под его началом тренировались Юдзуру Ханю и Хавьер Фернандес - два спортсмена, которым предстояло разыграть между собой олимпийское золото. Не спрашивала, потому что понимала: Брайан никогда не ответит искренне. С чемпионкой ванкуверских Игр Юной Ким все было значительно проще: она у Орсера была одна и на нее на протяжении четырех лет работал весь немаленький тренерский штаб канадского специалиста. А как разрываться между двумя спортсменами, каждый из которых по два раза выигрывал чемпионаты мира да и вообще представляет собой явление мирового масштаба?

В начале прошлой осени Орсеру даже пришлось развести спортсменов по разным каткам. Как он признался мне тогда в интервью, дело было не в каком-то внутреннем конфликте, назревшим внутри группы. А всего лишь в том, что не хватало льда. Но когда я позволила себе вслух усомниться в этом, тренер честно ответил:

«Не буду врать, в некоторой степени дело и в спортсменах тоже. В целом отношения у ребят вполне дружеские, но давай говорить откровенно: в олимпийском сезоне каждый бьется сам за себя. Я стал ловить себя на том, что, работая с Юдзуру, краем глаза всегда слежу за Хавьером. И наоборот. А так не должно быть. Каждый из этих фигуристов заслуживает определенного личного пространства и личного комфорта»

Мне казалось, что чисто по-человечески Брайан несколько больше тяготеет к испанцу. Не всегда предсказуемому, не являющемуся образцом дисциплины и готовности работать вне льда. К счастью, Орсер вовремя разглядел в питомце его суть, сказав:

«Он просто совсем другой, не такой, как Ханю. Тот поставил задачей выиграть Олимпиаду во второй раз, и идет к ней, полностью сосредоточившись на этой цели – его даже контролировать не приходится. Потому Юдзуру вернулся к прежним постановкам, посчитав, что именно они должны принести ему удачу. Фернандесу нужны новые программы, новые эмоции - от однообразия он быстро устает. Если сравнивать двух этих спортсменов, я бы сказал, что Юдзуру перфекционист. Что бы ни делал на льду, не успокаивается, пока не доводит задуманное до абсолютного совершенства. Хави же постоянно экспериментирует, прежде всего – с хореографией. И у него неплохо получается».

Юдзуру и его вселенная 

В образе не звезды, а жертвы, мир видел Ханю лишь однажды – в послеолимпийском сезоне-2015, по ходу которого японец безуспешно пытался прийти в себя после чудовищного столкновения, случившегося на разминке одного из этапов Гран-при.

Ханю на полном ходу, голова в голову  столкнулся с китайцем Хань Яном (фигуристы заходили на прыжки с разных сторон катка, не видя друг друга), получил тяжелейшее сотрясение мозга, но с соревнований не снялся, хотя сразу после выступления его отвезли в госпиталь и транспортировали домой в Японию на инвалидной коляске.

Точно так же он отказался сняться со следующего этапа, затем - с Финала Гран-при, с чемпионата Японии, который проиграл, оставшись четвертым.

Впрочем, сейчас, после слов, сказанных в адрес олимпийского чемпиона Браунингом, те поступки вовсе не кажутся удивительными: когда весь мир вокруг – это всего лишь принадлежащее одному человеку шоу, как можно допустить, чтобы оно осталось без центральной фигуры? Я бы даже сказала, что по-настоящему превращаться в звезду Юдзуру стал именно в том, убийственном для себя сезоне. В марте-2015 когда японец приехал в Шанхай на чемпионат мира, почти сразу все поняли, что у мирового первенства имеется лишь один герой. Юдзуру появлялся на катке, и становилось совершенно невозможно отделаться как раз от того ощущения, о котором говорил Браунинг: что вокруг Ханю, а вовсе не вокруг Солнца вертится земной шар.

О японце говорили на трибунах, каждый его шаг журналисты-соотечественники громко обсуждали в пресс-центре, болельщики, подавляющее большинство которых не расставалось с японскими флажками, гонялись за автографами великого соотечественника, фотографировались с ним, дарили подарки, визжали от восторга, если удавалось дотронуться до кумира или хотя бы пройти рядом с ним несколько шагов. Тот чемпионат Ханю проиграл Фернандесу, но это не меняло ровным счетом ничего.

А сейчас Юдзуру просто дошел до той цели, к которой стремился, как никакой другой фигурист в мире. Кто-то скажет, что он катался в финале роскошно, и это будет правдой: когда Ханю катается без падений, это всегда выдающееся зрелище.  Кто-то скажет, что Фернандесу не повезло с жеребьевкой – и тоже соглашусь: выходить на лед после того, как его поверхность заваливают кучей подарков и игрушек, адресованных сопернику – иезуитство. Не случайно на соревнованиях, которые проводятся в Японии, бросать на лед игрушки после прокатов Ханю строжайше не рекомендуют организаторы.

Не соглашусь лишь с тем, что олимпийский прокат японца мир будет помнить всегда. Лично я буду помнить совсем другое. Итоговый протокол произвольной программы и технический результат Натана Чена, стоящий там первой строкой. 215,08. На  8,91 больше, чем у олимпийского чемпиона.

 

 

 

 

 

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru