Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Facebook
Блог

Олимпийские игры - Пхенчхан-2018 - Фигурное катание
ДЕВУШКА С ВЕСЛОМ

11 февраля 2018

Евгения Медведева
Фото © Владимир Песня
Евгения Медведева

Независимо от того, чем закончатся командные состязания пар, в которых наша страна пока еще сохраняет шансы бороться за золото,  Россия получила свою героиню, - считает специальный корреспондент РИА Новости Елена Вайцеховская и в блоге редакции сравнивает 18-летнюю фигуристку с одним из самых известных шедевров отечественной скульптуры.

Такой, как в воскресенье, Евгению Медведеву не видел еще никто и никогда. Новый рекордный результат дался ей тяжело, как никогда ранее – как только камера крупно наехала на лицо спортсменки после проката, спроецировав изображение на экран, в этом мог удостовериться весь мир. Когда утверждают, что шедевры пишутся кровью, - это как раз такой случай. Кровью, нервами, предельным напряжением, болью – все это лейтмотивом прошло через прокат двукратной чемпионки мира, и если не слишком бросилось в глаза, то лишь потому, что было упаковано в очаровательную девичью внешность.

Аналогия родилась почти случайно. OAR – нелепая уничижительная аббревиатура, под которой в Пхенчхане и Канныне выходят на старт российские атлеты, имеет в английском языке совершенно конкретное значение: весло. Соответственно тут же родилась игра слов, в которой «из OAR» трансформировалось в «with oar» - с веслом. Нарицательное, надо сказать, значение: куда российских спортсменов ни брось, не пропадут, выгребутся.

Символ «гипсового» соцреализма, скульптура «Девушка с веслом», пережила сотни реинкарнаций и дошла до наших дней с таком виде, что впору поморщиться: мол, нашли, с чем сравнивать сильнейшую фигуристку мира! Хотя оригинал известной скульптуры был совсем иным. Он был создан скульптором Иваном Шадром более восьмидесяти лет назад. В те времена было модно всячески прославлять героев молодого социалистического государства, но художник, начиная работу, собирался воспевать не крепкую и мускулистую труженицу, способную остановить коня на скаку и справиться с любыми жизненными невзгодами и передрягами, а хрупкую, но стойкую девушку-гимнастку – Веру Волошину, которой был абсолютно очарован в московском институте физкультуры, когда заглянул туда в поисках натурщицы. Волошина была довольно известной спортсменкой, правда, ее спортивная карьера продолжалась недолго. Помешала война, с которой девушка уже не вернулась – погибла на фронте, посмертно получив звание Героя.

Довоенная судьба скульптуры тоже оказалась драматичной. В центральном столичном парке стройная обнаженная фигурка (если это уменьшительное слово уместно по отношению к величественной 12-метровой статуе) простояла совсем недолго – менее полугода. С резолюцией «За холодное отношение скульптора к форме и содержанию» ее отправили в ссылку - в провинциальный Луганск.

С того времени в сотнях парков по всей стране стали появляться многочисленные копии не менее многочисленных авторов, правда, превзойти созданный Шадром шедевр так никому и не удалось.

Не правда ли, снова напрашивается косвенная аналогия:  победный путь Медведевой в фигурном катании несмотря на обилие титулов был достаточно тернист в плане общественного мнения. Спортсменку много критиковали (большей частью за однообразие программ), предрекали ей достаточно непродолжительную карьеру – до наступления пубертата, а она опровергала и опровергала скептиков. При этом огромное количество совсем маленьких девчушек ложились спать с мыслью: «Хочу быть, как Медведева». А наутро шли на каток – тренироваться.

Сама Женя продолжала кататься и побеждать – несмотря ни на что. Не помешал даже стрессовый перелом стопы, случившийся в декабре  - травма, которую любой спортивный травматолог не задумываясь назовет несовместимой с профессиональной карьерой. Комментируя собственное состояние накануне Игр Медведева лаконично сказала, что врачи совершили чудо. Так ли это, или Женя продолжает преодолевать себя, я не знаю. Но установить новый мировой рекорд, когда профессиональный мир мысленно уже настроился на пришествие новой и более молодой звезды – стоит дорого.

Десять очков, заработанные дебютанткой и вытащивщие Россию на второе место в командном турнире были на самом деле вторичны. Куда большей ценностью выступления Медведевой стало то, что она показала миру: ее не сломить.

Взгляд Жени в камеры, когда двукратная чемпионка мира закончила исполнение своей короткой программы, был не менее пронзителен, чем победный и одновременно с этим абсолютно опустошенный взгляд  Юлии Липницкой – в Сочи. Неважно, что это были две совершенно разные Олимпиады: та уже давнишняя, которую мы не могли проиграть, и эта, в которой скорее всего России не удастся победить. На фоне постоянных скрупулезных подсчетов и выбора тактик, на фоне непрерывных разговоров о том, кому и как нужно экономить силы, чтобы хватило на личный турнир, Медведева выглядела даже в чем-то безрассудно, поскольку вычерпала себя без остатка. Но именно так становятся героями: когда человек ради чести собственной страны кладет на алтарь собственную душу, это не может оставить безучастным.
Хотя вряд ли стоит называть это подвигом. Просто Женя – такая. Хрупкая – и абсолютно несгибаемая. Не привыкшая ни жалеть себя, ни беречь. Девушка из команды OAR. Главное – чтобы ей хватило сил.
  

 

 

 

 

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru