Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Олимпийские игры - Лиллехаммер 1994 - Биатлон
ВОЙНА НЕРВОВ

25 февраля 1994

Сергей Чепиков
Фото из архива Елены Вайцеховской,
на снимке: Сергей Чепиков

Двое олимпийских чемпионов Лиллехаммера Сергей Тарасов и Сергей Чепиков, а с ними Валерий Кириенко и Владимир Драчев завоевали серебряные награды Игр в эстафете 4х7,5км, пропустив вперед немецкую сборную в составе олимпийских чемпионов Альбервилля Рикко Гросса и Марка Кирхнера и призеров Лиллехаммера Свена Фишера и Франка Лукка.

- В биатлоне никогда нельзя быть уверенным в победе, - сказал после финиша Гросс. А Фишер, бежавший свой этап последним, добавил:

- В такой гонке победить могла любая из первых десяти команд.

Но выиграли немцы. Это стало ясно совсем не тогда, когда Фишер, крича во весь голос (от счастья? От изнеможения?), первым пересек линию финиша. То, что у российской команды не будет золота, можно было предположить к концу второго этапа, после двух промахов. Сначала - Валерия Кириенко, затем - Владимира Драчева.

- Мы должны были оторваться сразу и во что бы то ни стало сохранить лидерство, - говорил бежавший третьим Кирхнер. - И, конечно, хорошо стрелять. По возможности - быстрее остальных.
Тактическую установку, заранее спланированную на золото, немцы выполнили блестяще. Но, поверьте, было некое пижонство в трезвых рассуждениях чемпионов после финиша. Потому что на лыжне все расчеты летели в тартарары. На протяжении всей дистанции шла первобытная, звериная борьба разъяренных мужиков, готовых безжалостно растерзать друг друга из-за единственного, главного трофея лыжной охоты.

- Может быть, мы сделали ошибку, - говорил уже после битвы Чепиков. - Может быть, надо было поставить на первый этап Валерия Медведцева, который обычно и начинал эстафетный бег на всех соревнованиях. Но в гонке на двадцатке он проиграл более трех минут. Поэтому можно понять тренеров: как сказать тому же Кириенко, что он - не бежит, если по всем спортивным принципам он получил это право. Когда в биатлоне выступал четырехкратный олимпийский чемпион Александр Тихонов, он расставлял этапы сам. Но я не хотел бы быть судьей…

Конечно, сейчас можно только предполагать, как бы развивались события, если бы кто-
то из лидеров начинал, а не заканчивал бег. Может быть, при более напряженном соперничестве с Россией, дрогнули бы немцы. Помните? «Нам надо было во что бы то ни стало оторваться сразу». Может, имея запас во времени, Кириенко или Драчеву удалось бы отстреляться гораздо спокойнее. Но этого не было. И, несмотря на то, что немцам, как признался опять же потом Свен Фишер, было крайне тяжело держать ситуацию под контролем, удача явно была на их стороне.

С одним штрафным кругом Кириенко показал седьмой результат. Драчев повторил предыдущий сценарий. Он так отчаянно молотил лыжами снег, стремясь наверстать отставание, что на второй стрельбе даже зрителям было отчетливо видно, как ходит в его руках и никак не может успокоиться винтовка.

Тарасов ушел на этап седьмым, имея 2.10,7 отставания от немецкой сборной. И третьим передал эстафету Чепикову.

- Я не видел, как бежали ребята на первых этапах, - рассказывал потом Чепиков. - И не хотел бы этого видеть. Слишком много уходит нервов, когда наблюдаешь борьбу своих. И достаточно трезво отдавал себе отчет в том, что два штрафа - это два штрафа.

- Вы видели, как промахнулся итальянец?

- Видел, но не придал этому значения. Я никогда не подсчитываю свои шансы в расчете на промахи соперников. К тому же в таких гонках не остается сил думать о чем-то, кроме того, как продержаться самому. Ведь на стрельбище вылетаешь, когда пульс доходит до ста семидесяти, стреляешь практически не дыша.

- А что ближе вам - стрельба или бег?

- Никогда не думал. Я люблю биатлон. А когда любишь, не видишь недостатков.

...Конечно же, всем, наблюдавшим гонку со стороны, хотелось, чтобы все было чуточку по-другому. Особенно после блестящей победы в точно такой же биатлонной эстафете российских девочек - Нади Талановой, Наташи Снытиной, Луизы Носковой и Анфисы Резцовой. Но спорт есть спорт, и не зря существовала и будет существовать неизменная истина: "В жизни сдавшихся гораздо больше, чем проигравших". Ребята боролись до конца и были искренне счастливы серебряным медалям. И только сами они, наверное, знали, насколько глубоко и прочно может засесть заноза всегдашней справедливой несправедливости единственной на всех победы.

Особенно, когда она - чужая.

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru