Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Олимпийские игры - Пекин-2008 - Прыжки в воду
REAL MAN
Дмитрий Саутин
Фото © Александр Вильф
Пекин. Дмитрий Саутин

14 августа 2008

После финала в мужских синхронных прыжках с трамплина Дмитрию Саутину задали на пресс-конференции дурацкий и совершенно неожиданный применительно к его виду спорта вопрос: «Что вы думаете о Майкле Фелпсе? И как представляете себе ситуацию, если бы Фелпс оказался в прыжковом бассейне, а вы - в плавательном?»

- Ну сто метров я так или иначе сумею проплыть, - не растерялся Саутин. - И больше, если понадобится, проплыву. А вот если заставить Майкла подняться на вышку... Не знаю. Я бы ему не советовал. Хотя Майкл меня восхищает. Смотреть, как он плывет в соревнованиях, для меня колоссальное удовольствие.

Даже несмотря на общие одиннадцать золотых медалей Фелпса и те пять побед, которые он с мировыми рекордами одержал в Пекине, лично я бы еще поспорила, чьи заслуги весомее. Нынешние Игры стали для Саутина пятыми. На всех пяти он завоевывал награды. Две золотые, две серебряные, четыре бронзовые. Итого восемь. За 17 лет выступлений.

Олимпийская чемпионка Турина Светлана Журова, которая пришла вчера в прыжковый бассейн болеть за российских спортсменов, сказала:

- Выступление китайцев, конечно, шокирует. Это машина. Очень слаженная и совершенно безошибочная. Но радует, что мы в этой борьбе еще держимся. А чтобы описать эмоции по поводу Саутина, просто не хватает слов. У меня вызывают восхищение его мужество, его подвиги, которые он со своими бесчисленными травмами каждый день совершает, поднимаясь на трамплин.

Знаменитая конькобежка ничуть не преувеличивала. За последние 12 лет своих олимпийских выступлений Саутин так и остался единственным, кому удавалось отодвигать китайских прыгунов на второй план. Да и в синхронных прыжках таких дуэтов было всего два. Саутин с Дмитрием Лукашиным - в Сиднее да греки Николаос Сиранидис и Томас Бимис, одержавшие в Афинах самую, пожалуй, нелепую из олимпийских побед (они выиграли потому, что в финале упали все). А что такое одолеть в прыжках в воду китайцев? Самый обыкновенный подвиг.

Прыжки в воду - это, конечно же, не плавание. Нет тысяч болельщиков, ревущих от восторга трибун. И Саутин - не Фелпс. У него никогда не было и не будет такой славы и нет таких денег. Зато есть чувство собственного достоинства. И умение терпеть, когда терпеть уже невозможно. Наверное, ему не повезло: синхронные прыжки в воду появились в олимпийской программе лишь в 2000-м, когда он, истерзанный тяжелейшими травмами, уже всерьез подумывал об уходе из спорта. Но как раз тогда, на Играх в Сиднее, куда 15-летний Фелпс приехал в ранге олимпийского дебютанта и самого юного участника американской сборной, Саутин установил неофициальный, но, подозреваю, недостижимый рекорд: поднялся на пьедестал четыре раза - в каждом из четырех видов прыжковой программы. Выиграл золото, серебро и две бронзы при том, что на тот момент у него было травмировано все: обе руки, нога, спина, плечи...

Там, в Сиднее, я со слезами на глазах наблюдала за тем, как Саутин изо дня в день превозмогал себя, отстаивая честь своей команды. И думала, что тем же американцам, для которых вообще не нашлось на тех Играх места на прыжковых пьедесталах, никогда не будет суждено понять, что такое выходить на старт с мыслью, что за тобой никого нет. Пустота, дыра, истерзанная бесконечными переменами страна, в которой совершенно не осталось пространства для спорта, и неизвестно при этом, что будет дальше.

Парадоксально, но именно американские журналисты писали в те времена о Саутине ничуть не меньше, чем их российские коллеги. И называли его в своих материалах The Man. Или Real Man. Что по-русски можно наиболее точно передать несколько грубоватым, но предельно уважительным: Настоящий мужик.

Он не так силен, как был когда-то. Но по-прежнему абсолютно надежен. Он может позволить себе искренне восхищаться Фелпсом и совершенно не желать его славы. Своей хватает. И ведь, если задуматься, до человеческого величия Саутина американцу еще плыть и плыть.


© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru