Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Facebook
Блог

Художественная гимнастика - Чемпионат мира-2010 - Москва (Россия)
ВОЙНА НА СТУПЕНЯХ ПЬЕДЕСТАЛА
Евгения Канаева
Фото © Федор Успенский
на снимке Евгения Канаева

27 сентября 2010

Две золотые медали, завоеванные российскими гимнастками в двух групповых финалах стали замечательной компенсацией неудачного выступления в субботнем многоборье – единственной групповой олимпийской дисциплине, где сборная России заняла третье место.

Художественная гимнастика – удивительное занятие. Один мой коллега даже назвал его квинтэссенцией любительского спорта: ради того, чтобы стать первым ты работаешь так много и так тяжело, как ни в одной другой спортивной дисциплине, победа (в особенности когда она групповая) не сопровождается ни славой, ни популярностью, и за все это не платят ни гроша.

Я утрирую, конечно, но в целом дело обстоит именно так. Естественно, возникает вопрос: ради чего?

В одном из своих интервью главный тренер российской сборной Ирина Винер сказала: мол, все, чего добиваются ее девочки, они делают из любви к тренеру. Не стану это утверждение комментировать, но в моем представлении механизм непрерывных российских побед все-таки иной. Художественная гимнастика – действительно уникальный вид спорта. В том плане, что требует от спортсменок идеального владения своим телом. Каждой, даже самой крошечной мышцей. А это – ежедневная работа по многу часов и никакой возможности пропустить несколько дней тренировок или, скажем, набрать лишний килограмм веса. Потому что тут же рушится все.

Другими словами, художественная гимнастика - это работа, на которую уходит вся жизнь на протяжении доброго десятка лет. И проиграть – означает пустить эту жизнь под откос.

Даже удивительно: считать провалом бронзу чемпионата мира в групповом многоборье, пусть даже это не тот уровень, который планировался, не пришло бы в голову ни одному нормальному человеку, если бы об этом столь жестко, не стараясь выбирать выражения не стали наперебой говорить российские тренеры. Судя по субботним комментариям Винер и старшего тренера по групповым упражнениям Валентины Иваницкой, они были крайне близки к самому радикальному (если дела вдруг начинают идти наперекосяк) и, возможно, самому эффективному  решению: поменять девочек.

Фанатичное стремление самой Винер во чтобы то ни стало всегда быть первой сцементировалось довольно давно – еще в во времена непримиримой борьбы со своей украинской коллегой Альбиной Дерюгиной, а позже – с ее дочерью Ириной. Смешная деталь: в Москве и Винер и Дерюгина были оштрафованы Международной федерацией гимнастики на 10 000 долларов каждая за то, что в нарушение правил ФИЖ при каждом удобном случае появлялись перед телевизионными камерами в уголке «слез и поцелуев» вместе со спортсменками своих стран и их личными тренерами. Потом, правда, представители ФИЖ сжалились, уменьшив размер штрафа вдвое, но факт остается фактом.

Во внутренних гимнастических кругах порой судачили, что ради того, чтобы оставаться первой леди в камерном мирке мировой художественной гимнастики, Винер готова на все. Что она вполне сознательно сделала войну на ступенях пьедестала делом всей своей жизни. В которой спортсменки – лишь средство достижения цели. Поэтому нет любимчиков. Поэтому столь радикальны способы наказания.

С другой стороны, этот нечеловечески сильный, не иссякающий с годами внутренний заряд привел к тому, что в российской сборной вокруг Винер остались лишь те люди, кто полностью разделяет взгляды главного тренера на результат.

Но может быть именно поэтому художественная гимнастика остается тем самым видом спорта, за который никогда не бывает стыдно? Согласитесь, три индивидуальных и три групповых победы на трех Олимпийских играх подряд и 12  наград, включая пять золотых, в абсолютном личном первенстве шести последних чемпионатов мира –  грандиозное достижение.

Победные традиции российской художественной гимнастики стали, как мне кажется, основной причиной того, что внутренняя конкуренция в борьбе за попадание в сборную была и остается в этом виде спорта необычайно высокой. И необычайно жестокой в то же самое время. Это в итальянской или испанской  команде можно напортачить на ковре, мимолетно расстроиться, но выбросить неудачу из головы на выходе из зала. В российской же одним неверным движением можно проиграть всю свою жизнь. Как это чуть было не случилось в субботу с травмированной Наташей Пичужкиной, упустившей обруч.

Именно поэтому вчера до такой степени хотелось, чтобы у российских девочек все сложилось наилучшим образом. Просто по-человечески. И медали здесь были совершенно не при чем.

Чемпионат мира по художественной гимнастике. Москва. «Олимпийский». Группы. Многоборье. 1. Италия – 55,525. 2. Белоруссия – 54,800. 3. Россия – 52,425. 4. Израиль – 51,950. 5. Болгария – 51,400. 6. Япония – 51,025.

Отдельные виды. Упражнение с обручами. 1. Россия – 27,975. 2. Италия – 27,875. 3. Болгария – 27,100. 4. Израиль – 25,850. 5. Германия – 25,825. 6. Япония – 25,725. Упражнение с лентами и скакалками. 1. Россия – 28,050. 2. Италия – 27,900. 3. Белоруссия – 27,150. 4. Израиль – 25,900. 5. Германия – 25,900. 6. Япония – 25,575.


 

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru