Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Гостевая книга
Translations
Фотогалерея

Игры Доброй Воли-1998 - Спортивная гимнастика
ДАЖЕ С ПРООПЕРИРОВАННОЙ НОГОЙ
БОНДАРЕНКО УСТУПИЛ ЛИШЬ ИВАНКОВУ
Алексей Бондаренко
Фото © Рик Рикрофт
на снимке Алексей Бондаренко

22 июля 1998

Трибуны лонг-айлендского «Колизеума» поражали пустотой. С трудом верилось, что всего двое суток назад американские болельщики приезжали сюда с палатками и с ночи занимали очередь в кассы. До сегодняшнего дня я была уверена, что в Америке сходят с ума по гимнастике. И только теперь поняла: по женской гимнастике. Мужская же, где гимнасты-американцы могли рассчитывать при самом удачном для них раскладе разве что на бронзу, оказалась для болельщиков небольшим соблазном.

Совсем иначе была настроена русскоговорящая публика. Несмотря на всю «ненужность» турнира, с точки зрения спортивного престижа, (главные титулы гимнасты делили на прошлогоднем чемпионате мира, а главные призы - на розыгрыше «Гран-При» месяц назад в Японии), соревнования должны были стать интересными: на звание чемпиона Игр с одинаковым правом претендовали олимпийский чемпион Алексей Немов, абсолютный чемпион мира Иван Иванков и чемпион Европы Алексей Бондаренко.

Для Иванкова Игры доброй воли были первым стартом после мирового первенства. Между этими соревнованиями он перенес третью подряд операцию на ахилловом сухожилии, из-за которой не смог выступить на весеннем чемпионате Европы. У Немова на карту был поставлен личный престиж. Бондаренко не должен был выступать вообще. В финале «Гран-при» Алексей получил травму стопы, ее пытались подлечить в ЦИТО, однако во время перелета в США нога воспалилась настолько, что всего за день до выступления врач команды Вячеслав Борисов был вынужден вскрыть нарыв на подошве. На 99 процентов тренеры были уверены, что Бондаренко сам откажется от участия в многоборье. Но он не отказался, хотя знал, что рану нельзя даже обезболить: заморозка не берет воспаленные ткани.

У Немова неприятности начались почти с самого начала. Он неплохо выполнил вольные упражнения, но тут же завалил коня. Потом замечательно отработал комбинацию на кольцах, однако судьи пересмотрели изначально высокую оценку, оставив россиянину всего 9,125. Причина была до обидного простой: недавно травмированный плечевой сустав не позволял Немову выйти сразу в «крест» - Алексей никак не мог сделать линию рук абсолютно горизонтальной. В результате не были засчитаны два элемента ультра-си и связка между ними, и базовая оценка снизилась с 10 до 9,4. После этого за золото, да и вообще за медаль можно было бороться лишь теоретически.

На трибуне за Немова болела Светлана Хоркина, еще не знающая, что Алексей займет, как и она сама, седьмое место.

- Лешка - молодец. Мы просто все очень устали. Трудно выступать, когда судьи так беспардонно тянут своих. Нам приходится без конца усложнять программы по ходу турниров. Иногда мне кажется, что я больше не выдержу - более молодые просто наступают на пятки. Наверное, мне стоило идти ва-банк и делать более сложный прыжок - с поворотом не на 540, а на 720 градусов. Но я не рискнула: он получался у меня только на тренировках. Надеялась, конечно, что запаса хватит. А его не хватило. Так и у ребят.

- В какой момент соревнований вы «сломались» сами?

- После бревна. Можно, конечно, найти объяснение: усталость, акклиматизация. Но важно не это, а то, что после бревна мне уже ничего не хотелось. Очень болела спина: чем больше устаешь, тем сильнее обостряются травмы. Знаете, почему у зрителей падает интерес к гимнастике? Потому что призовые деньги у нас смешные, даже на чемпионатах мира. Вот все и страхуются. А когда разыгрываются большие деньги, как это было на Олимпийских играх, - борьба совершенно иная.

Тренер Немова Евгений Николко не был расстроен выступлением своего подопечного.

- Леша пока не готов соревноваться в многоборье, - сказал он. - Мы постоянно наращиваем сложность, и отрабатывать комбинации целиком времени не остается. Например, до Игр доброй воли Немов ни разу не делал целиком комбинацию на брусьях. И только здесь я увидел, что он с ней не справляется - слишком много мы всего включили. Придется что-то менять. Кро­ме того, мы слишком рано начали подготовку к Играм. Леша всегда очень быстро набирает форму. Если другому требуется месяц, то ему - максимум две недели. Вот и получилось, что пик формы пришелся на время до соревнований.

Трудно сказать, кому досталась бы золотая медаль, если бы не травма Бондаренко. До вольных упражнений Алексей шел практически вровень с Иванковым. Но чудес не бывает. «Мне, наверное, завтра на руках в зал идти придется, - невесело пошутил он после того, как допустил на последнем этапе сразу две ошибки: сначала подстраховал ногу и из-за этого потерял равновесие на одном из приземлений, а потом укоротил на один элемент длинную акробатическую связку. - Я потому и решил выступать, что по жребию вольные были последним видом. Думал, как-нибудь дотерплю. Но не получилось».

Оценка Бондаренко на вольных не дотянула даже до 9 баллов, и Иванкову уже не угрожал никто. Американца Уилсона судьи тянули, как могли, но его гимнастика не шла ни в какое сравнение с той, что демонстрировал чемпион мира.

- Тяжелее всего мне было, пожалуй, в первом виде - на ковре, - сказал Иванков. - Из-за ноги мы практически не делали комбинацию полностью во время тренировок. Третья операция по времени была самой короткой, но после нее пришлось долго восстанавливаться. А когда я начал тренироваться, обострилась травма плеча. Вот и получилось, что сначала пропустил чемпионат Европы, потом - «Гран-при». Если бы не врач российской команды, который сделал мне перед выступлением обезболивающую блокаду, я и здесь не смог бы ничего добиться. А перед последним снарядом - перекладиной - волновался как никогда. Хотя на тренировках я выполнял все абсолютно уверенно, но год без выступлений дал себя знать.

- Вы очень болели за Немова. Потому что знали, что на этот раз он не составит вам конкуренции?

- Вовсе нет. Мы же росли в одном гимнастическом зале. Так получилось, что стали выступать за разные страны. Но от этого, поверьте, в наших отношениях не изменилось ровным счетом ничего. И как бы ни накалялись страсти, я никогда не смогу желать ему поражения.

 

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru