Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Facebook
Блог

Художественная гимнастика - Чемпионат Европы-2021 - Варна (Болгария)
ТРИ ЗОЛОТА Дины АВЕРИНОЙ И УКАТИВШИЙСЯ ОБРУЧ
Дина Аверина
Фото © Globallookpress.com
на снимке Дина Аверина

13 июня 2021

В заключительный день чемпионата Европы россиянка Дина Аверина одержала победы в упражнениях с мячом (28,850), лентой (28,350) и обручем (28,350) и выиграла серебряную медаль в упражнении с булавами, уступив  израильтянке Линой Ашрам. В групповых дисциплинах Россия завоевала в воскресенье одну серебряную медаль, уступив Болгарии в упражнении с пятью мячами.

Девять золотых, две серебряные и две бронзовые награды, завоеванные российскими гимнастками на чемпионате Европы в Варне в юниорском и взрослом разрядах — результат выдающийся. Хотя завершились соревнования слегка огорчительным штрихом:  в упражнении с тремя обручами и четырьмя булавами российские групповички допустили грубую ошибку: обруч укатился за ковер, соответственно был серьезно нарушен темп выступления. Как результат — лишь шестое место, а золотые медали достались израильтянкам.

Стоит ли по этому поводу расстраиваться? Однозначно, нет. Как заметила накануне соревнований Амина Зарипова, в состав российской группы вошли в этом сезоне две новые молодые спортсменки, которых нужно хорошенько обкатать, но стартов в этом сезоне у девочек было слишком мало — всего два. Получается, что для российских спортсменок, выступающих в группе, чемпионат Европы заведомо должен был стать скорее репетицией, нежели самодостаточным турниром. Ну а сейчас до Олимпийских игр остается вполне достаточно времени, чтобы довести «сыгранность» групповой команды до идеала, да и главный тренер российской сборной Ирина Винер-Усманова, да простят меня болельщики футбольной сборной России — не Станислав Черчесов. В том смысле, что умеет не только ставить перед подопечными недостижимые на первый взгляд задачи, но и добиваться стопроцентной их реализации именно там, где это больше всего нужно. 

Одну победу на чемпионате Европы одержали в заключительный день болгарские гимнастки, обыгравшие российскую пятёрку с мячами, и это тоже было справедливо: во-первых, представительницы этой страны отработали свое упражнение совершенно безукоризненно, во-вторых, было бы совсем неприлично оставить страну-хозяйку без победы. В этом плане, как в спортивной гимнастике, так и в художественной, бытует шутливое мнение, что розыгрыш наград в отдельных дисциплинах — это некая компенсация тем, кто проиграл в предыдущие дни. Примерно так, как это произошло в Варне, где Россия собрала в свою корзину девять золотых медалей из 12-ти возможных.

Чемпион — это всегда мишень. Пока первые ценой неимоверных усилий нащупывают новые стили, направления, и соединяют в связки сложнейшие элементы, те, кто идет в арьергарде, по-сути повторяют уже то, что сделано другими, выбирая всё самое лучшее. В этом плане художественная гимнастика и синхронное плавание крайне близки: и там и там тренеры несут свой крест, зная, что все их находки незамедлительно будут позаимствованы, но на то, чтобы расстраиваться по этому поводу, нет ни времени, ни сил — все они уходят на то, чтобы сделать выдающийся результат. К тому, что российские спортсменки в этих двух видах спорта забирают на крупных турнирах львиную долю наград, и это продолжается из года в год на протяжении десятилетий, все давно привыкли. Но каждый раз, когда очередные питомцы Винер-Усмановой по-хозяйски располагаются на пьедестале, встаёт вопрос: «Как им это удаётся?

«Думаю, все дело в ритме, — сказал мне однажды выдающийся и слишком рано ушедший из жизни специалист по прыжкам в воду Михаил Угрюмов. И объяснил, что много лет пытается понять: в чем кроется ключ к сокрушающим успехов гимнасток и синхронисток. По словам Угрюмова, большое значение в этой стабильности может иметь ритмичность построения как самих комбинаций, так и тренировочного процесса в целом. Проще говоря, погружаясь в этот процесс, спортсмен проникается состоянием ритмичности до такой степени, что нервы, всевозможные отвлекающие факторы и даже болевые ощущения, неизбежные на столь высоком уровне достижений, уходят на второй план.

Похоже, Ирина Винер-Усманова, когда описывает те или иные выступления своих подопечных, говорит о том же самом: любит повторять, что гимнастка в процессе соревнований должна непрерывно находиться «в потоке»: в неком состоянии отрешенности от всего и одновременно с этим полной внутренней собранности. Поймать это состояние, удержать, разложить на составляющие и сделать собственной торговой маркой, наверное, и есть самое тяжёлое и непостижимое в тренерской профессии. А вовсе не умение придумать и поставить ту или иную комбинацию.

Ну а нам остается восхищённо смотреть на всё новых и новых подопечных Винер-Усмановой и её тренерского штаба, и в тысячный раз задаваться вопросом: «Как? Как такое вообще возможно?»

И каждый раз очень хочется, чтобы эта магия не заканчивалась никогда.
 


 

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru