Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Спортивная гимнастика - Тренеры
Андрей Родионенко:
«НА ФИНИШНОЙ ПРЯМОЙ ДЕМОКРАТИЯ - ПЛОХОЙ СОВЕТЧИК»
Андрей Родионенко
Фото © Алексей Иванов
на снимке Андрей Родионенко

8 мая в Лозанне начнется 28-й мужской чемпионат Европы, где российская сборная намерена бороться за победу в командном первенстве. Такая же задача стоит перед российскими гимнастами и на Олимпийских играх в Пекине. О том, как проходит подготовка сборной, корреспонденту «СЭ» рассказал главный тренер команды Андрей Родионенко.

С тренером мы встретились на подмосковной базе «Озеро Круглое». Незадолго до этого разговора в сборной произошли изменения: сразу после того, как в начале апреля во французском Клермон-Ферране завершилось континентальное первенство у женщин, пост старшего тренера женской команды занял бывший руководитель молодежной команды Александр Киряшов.

Первый вопрос главному тренеру сборной был продиктован именно этим событием.

- С чем связано такое решение?

- Мы ехали в Клермон-Ферран бороться за командную победу, - начал Родионенко. - На прошлогоднем чемпионате мира в Штутгарте девочки хоть и выполнили требования олимпийской квалификации, но в финале заняли восьмое место (Екатерина Крамаренко, выступая в заключительном виде, не выполнила опорный прыжок и получила нулевую оценку - прим. Е.В.). Но это был «медицинский» случай, так что ругать спортсменку особо не за что.

В Клермон-Ферране у нас были все основания, чтобы выигрывать командную борьбу. Но получилось, что команда заняла второе место, проиграв около пяти баллов сборной Румынии. Причем это отставание сложилось в одном упражнении - в вольных. При этом юниорская сборная выступила куда более удачно. Только вот гордиться этим в нынешней ситуации - как прикрывать одним рукавом недостающий второй.

Главная причина проигрыша основной команды - методическая и стратегическая ошибка, допущенная тренерами в подготовке.

- А подробнее?

- В промежутке между чемпионатом России в Пензе и чемпионатом Европы девочки тренировались исключительно на мягком, сильно пружинящем ковре. Сам я в то время приболел, не имел возможности находиться на базе, а когда вернулся в команду меня заверили, что подготовка идет нормально и что тренеры очень довольны состоянием спортсменок.

«Мягкий» ковер действительно очень хорош для тренировок. Он позволяет делать большое количество повторений, сильно снижает нагрузку на спины, ноги. Но перед соревнованиями нужно в обязательном порядке переходить на более жесткий ковер. Он на «Круглом» тоже есть, но его, как выяснилось, старательно избегали. А когда приехали во Францию и вышли на официальном опробовании снарядов на соревновательный помост - дружно все полегли. Отдельные элементы еще как-то получались. А вот длинные связки...

В итоге в финал пробилась только Анна Павлова, и только там она стала «подпрыгивать». До этого постоянно жаловалась, что на жестком ковре у нее постоянно «вязнут» ноги.

Бывший тренер женской сборной Виктор Гавриченков все мои претензии понял, так что отстранение от команды его даже не удивило. Это совершенно не означает, что Гавриченков - неквалифицированный тренер, но раз уж подобная ошибка допущена, все должны понимать, что она не может пройти бесследно.

- Жестко.

- На олимпийской финишной прямой демократия - очень плохой советчик. Тем более что борьба за командную победу в Пекине - наша первостепенная задача, потому что именно командный финал определяет все остальное. Работы очень много. Уже сейчас понятно, что, например, женская командная борьба за медали начнется от рубежа 180 баллов. В Клермон-Ферране румынки набрали 181,350 в квалификации и 181,525 в финале. У нас же - шараханье от 176 до 179. Цифра 180 - тот рубеж, который мы обязаны преодолеть в ближайшее время.

- Упор на командное первенство вы делаете потому, что в этом виде проще победить или потому что считаете этот вид наиболее важным?

- И по той, и по другой причине. Так было всегда, еще во времена СССР. Есть старая, много раз проверенная истина: «Команда рождает лидера». Алексей Немов появился тогда, когда на Играх в Атланте сложилась команда, способная выиграть. Как и Светлана Хоркина. Вне такой команды они никогда не стали бы звездами мирового уровня. Это закономерно: чем жарче «кухня», тем масштабнее личность. А вот если команды нет, то и лидер будет соответствующий - как большая рыба в мелкой луже.

- На прошлогоднем чемпионате мира в Штутгарте вы настояли на том, чтобы от сборной был отстранен абсолютный чемпион Европы Максим Девятовский, который, сославшись на травму, не вышел на заключительный снаряд. Травма, как выяснилось позже, действительно оказалась серьезной. Для вас это меняет отношение к тому, что произошло?

- Нет. Максим должен был выйти к перекладине, повиснуть на ней, сделать один-два элемента после чего очень осторожно спрыгнуть и уйти. В этом случае, уверяю вас, те же японцы и китайцы поклонились бы ему за мужество и за достойный настоящего лидера поступок.

- Но вы же сами понимаете, что принять такое решение за считаные секунды было не так просто.

- Эти решения должны приниматься на автомате. Другое дело, что Максима никто и никогда не приучал к таким вещам. Сейчас он снова в сборной - и вернулся совсем другим человеком. Стал терпимее, спокойнее, рассудительнее. Видно, что он воспринимает команду как нечто целое и себя - как часть этой команды. А не как исключительную отдельно взятую личность. Я более чем уверен, что, если вдруг повторится нечто подобное тому, что случилось в Штутгарте, Максим поведет себя совершенно иначе.

- Анна Павлова, с которой я разговаривала перед тем, как встретиться с вами, призналась, что гораздо проще заставлять себя работать, когда тренеры непрерывно кричат и ругают.

- Я предпочитаю, чтобы спортсмены не боялись, а думали. Самостоятельно. На Павлову в течение трех с лишним лет непрерывно орали, что выгонят ее из команды. Я ее выгнал на второй тренировке после своего прихода в сборную - отправил домой до конца сбора. С тех пор она работает так, что к ней нет ни одной претензии.

Во Франции, когда мы проиграли румынкам, все ждали от меня разноса. И когда его не последовало, я увидел, что они задергались гораздо больше, чем если бы я на них наорал. И та же Павлова в финале вышла и сделала максимум, на который была способна. Потому что сама почувствовала ответственность.

Это поколение, к сожалению, слишком привыкло к тому, что на них постоянно кричат и постоянно их унижают. А личность не может родиться в состоянии унижения. Обратите внимание, что происходит в командах, которые вышли наверх в мировом рейтинге. США, Япония, Китай. Там рабства нет в помине.

Я помню интервью китайских гимнастов в самые разные времена. Помню, как они сидели на пресс-конференциях, не имея права открыть рот: говорили только представитель команды и переводчик. Спортсмены же, как глухонемые, лишь глазами хлопали. Так вот сейчас картина изменилась диаметрально. Все говорят по-английски, все улыбаются, шутят - никакого смущения. С ними специально работают и в этом направлении тоже. И с девочками, и с ребятами.

В прошлом году после тестовых соревнований в Китае мужскую сборную спросили, как они намерены выступать на Олимпийских играх. Они без тени сомнения ответили: «Мы всех разорвем». Когда такое было? Причем подобное происходит не только в китайской гимнастике - во всех видах спорта.

- Когда будет назван окончательный олимпийский состав российской сборной?

- Сразу после Кубка России, который в конце июня - начале июля пройдет на «Круглом». И уже на следующий день мы летим на заключительный сбор в Ленинск-Кузнецкий. Там будет по восемь спортсменов в каждой команде, а в олимпийскую деревню мы можем привезти не более шести. Таков регламент.

- Почему вы выбрали именно этот город?

- Во-первых, удобно для акклиматизации: временная разница с Пекином небольшая. Во-вторых, в Ленинске-Кузнецком для гимнастов созданы идеальные условия. Сам дворец совершенно фантастический, укомплектован всем необходимым. Уже пришло олимпийское оборудование - снаряды, на которых гимнастам предстоит выступать в Пекине. В ближайшее время они будут установлены на помосте, который тоже является полной копией соревновательного.

- Насколько мне известно, запасных спортсменов после этого сбора предполагается отправить обратно в Москву - на «Круглое». Какой в этом смысл? А если потребуется срочная замена?

- Парадокс в том, что самый короткий и быстрый путь в Пекин - из Москвы. Белорусские коллеги советовали мне иной вариант: привезти в Пекин всех, включая запасных. Якобы есть возможность тренироваться в каком-то из местных залов. Это блеф. Найти жилье в Пекине все еще можно. Найти место для тренировок - уже нет. Американцы побеспокоились заблаговременно: на время Игр откупили целую жилую зону, на территории которой есть гимнастический зал. Но лететь в Пекин, рассчитывая, что нас кто-то куда-то пустит, - авантюра чистой воды.

Во время Игр в Сиднее, где я работал с канадской командой, мы оставляли запасных в Новой Зеландии. И когда одна из спортсменок травмировалась, она в тот же день была отправлена из Сиднея, а на ее месте появилась другая. Проблема ведь в том, что замена должна быть сделана в течение 24 часов. Если же команда вышла на помост - уже все, никаких замен. Сколько спортсменов осталось, столько и будет выступать.

- Получается, вы предусмотрели абсолютно все?

- Почти. 22 апреля в Государственной Думе пройдут парламентские слушания, на которых я буду докладывать о ходе подготовки сборной. Это говорит о том, что к выступлению в Пекине страна относится очень серьезно. Могу сказать, что ни одна гимнастическая сборная за все время моей работы в этом виде спорта не имела такого медицинского и прочего обеспечения, какое сейчас имеет сборная России. Не хватает у нас одного: количества олимпийских аккредитаций. 7 августа нам предстоит в первый раз выйти на помост, а заключительный день соревнований - 18-го. Если мы хотим сохранить команду в том виде, в котором привезем ее в Китай, нам в обязательном порядке нужны и собственный врач, и массажист. Пока это не предусмотрено.

Поверьте, это не какая-то прихоть. FIG (Международная федерация гимнастики - прим. Е.В.) никогда не отличалась особой заботой о спортсменах. Но во время последнего чемпионата мира в Штутгарте, где после каждого вида кого-то на носилках уносили из зала, даже там поняли, что гимнастика - не просто вид спорта. А вид, связанный с огромным риском и повышенной вероятностью травм. И пошли на послабления в регламенте, разрешив, чтобы у помоста постоянно находились врач и массажист выступающей команды. Это было сделано не просто так. И такие вещи нельзя игнорировать.

- Что вы ждете от предстоящего мужского чемпионата Европы?

- Регламент этих соревнований существенно отличается от олимпийского. Есть возможность проверить разные составы - выставить в квалификации один состав, а в финале - другой. По предварительным планам мы хотим повезти в Лозанну тех, кто выступает в многоборье (это Сергей Хорохордин, Девятовский, и Юрий Рязанов), и лучших по своим видам. У Николая Крюкова это конь, кольца и, возможно, перекладина, у Антона Голоцуцкова - вольные упражнения и опорный прыжок. А кто из них на каких снарядах в итоге выступит, будем решать по ситуации. Цель же одна - победа.

2008 год

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru