Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Facebook
Блог

Художественная гимнастика - Спортсмены
Алина Кабаева: ОБЫКНОВЕННОЕ ЧУДО
Алина Кабаева
фото © Дмитрий Солнцев
на снимке Алина Кабаева

Начиная с июля 1998-го, когда пятнадцатилетняя Алина выиграла Всемирные юношеские игры в Москве, и по сей день равных на помосте ей нет. Это признают все.

Художественная гимнастика - вид спорта экстремальный. Удивительно даже, сколько мам и пап жаждали отдать дочек в художницы, руководствуясь только внешней стороной дела: красивые костюмы, музыка, игривый (ленточки, скакалки, мячики) антураж. Вход на «кухню» широкой публике был заказан. Кухня же эта всегда оставалась адской. Изнуряющая работа по восемь-десять часов в день, нескончаемая - через слезы и истерики — растяжка суставов и вечный голод. Все это приводило к тому, что звезды и звездочки, регулярно появлявшиеся на гимнастическом небосклоне, держались там очень недолго. И исчезали так же
стремительно - опустошенные физически, с надломленной психикой, потухшими глазами и ощущением неудавшейся жизни.

И вдруг - Алина Кабаева. В 15 она поражала публику и видавших виды специалистов фантастической пластикой, однако те же специалисты высказывались скептически: ни к чему, мол, превращать красивейший вид спорта в детский утренник на полянке. Выступления Кабаевой того периода действительно выглядели как торжество ребенка, дорвавшегося до своей стихии - скакалки, мяча, обруча, ленты.

В большом спорте взрослеют быстро. В какой момент бесхитростный и жизнерадостный ребенок превратился в женщину-загадку - объяснить трудно. Да и нужно ли объяснять? Для зрителей, наблюдающих за выступлением любимицы на ковре, почти ничего не изменилось. Та же легкость и непринужденность в обращении со снарядами, та же сложность и непогрешимость в исполнении труднейших связок и элементов. Эдакая любимица фортуны. Немногие понимают при этом, что случайного везения в спорте не бывает. Нельзя, например, заболеть или устать, нельзя пропустить тренировку, нельзя дать себе даже незаметную поблажку, расслабиться - твое место незамедлительно займет другая. Гимнастика - работа каторжная. Но откуда же тогда прежний блеск в глазах, едва нога в балетно-гимнастической туфельке ступает на ковер?

Много лет назад одна очень известная в спорте женщина-тренер сказала о своей талантливой и красивой ученице: «Из нее никогда не выйдет толка. Слишком многим в жизни увлекается. Наряды, поклонники, развлечения...» Другая, не менее известная наставница утверждала: «Если девочка начинает следить за своей внешностью - протыкает уши, красится, - рассчитывать на полное самоотречение в тренировках и, как следствие, на результат становится гораздо сложнее».

Наряды Кабаева обожает. Любит выбирать элегантные платья, умеет их носить. Она - лицо известной швейцарской фирмы Longines, о ней мечтают дизайнеры высокой моды, создавая свои коллекции. Поскольку за прекрасной фигурой, длинными ногами и симпатичным лицом угадывается волевая и целеустремленная личность. Среди поклонников - толпы известных стране людей, начиная от футболистов и заканчивая политиками.

Любят ли ее сами гимнастки? Вряд ли. Да и за что любить соперницу, не оставляющую остальным ни единого шанса на триумф? Поговаривают даже, что эпоха Кабаевой вполне способна нанести удар по художественной гимнастике в целом. Мол, чемпионка всегда становится неким эталоном, примером для подражания. Подражать же почти невозможно. Слишком одарена Алина от природы, слишком фанатична в работе, слишком уверена в себе, слишком, слишком, слишком... Вот и отбивается охота у большинства начинающих спортсменок и их тренеров обрекать себя на каторжный труд, не имея ни малейшей надежды встать вровень со звездой. А ведь преимущество от природы у гимнастки было лишь одно - феноменальная гибкость в суставах и позвоночнике.

Сама Алина рассказала как-то, что в детстве мама частенько брала ее за ноги и за руки и складывала через спину, как перочинный ножик, к ужасу домашних. И что скорее всего именно тогда позвоночник разработался так, что до сих пор легко гнется во всех направлениях безо всяких дополнительных и обязательных для большинства гимнасток упражнений.

И все-таки вряд ли можно назвать гибкость главным оружием претендентки на олимпийское золото. Слишком от многого зависит спортивный успех. Например, от умения выпутываться из сложных экстремальных ситуаций. Таковых в художественной гимнастике хоть отбавляй. То мяч не туда отскочит, то лента в воздухе завяжется. Такое у Кабаевой случалось неоднократно. Но нет ни одной фотографии, где на лице гимнастки угадывалась бы хоть легкая растерянность. Прямо-таки железная леди с неизменной улыбкой на лице. Улыбка, правда, то ангела, то дьявола-искусителя. Это уж как по образу сложится. Алину обожают журналисты - и это понятно: в общении с прессой девушка не по годам развита, разумна, самостоятельна и доброжелательна в любой ситуации. Ее, как принято говорить в среде снимающей братии, «любит камера»: какую фотографию ни возьми - везде Кабаева выглядит так, словно часами отрабатывала наиболее выигрышные позу и взгляд.

Самое парадоксальное - спортсменку любят судьи, которые по определению не должны любить лидера, захватившего трон на слишком долгое время.

А сама Алина беззаветно любит гимнастику. Порой, как и многие другие, нервничает и боится. Испытывает боль и разочарование в тренировочном зале. Злится на тренера. Плачет, когда рядом нет свидетелей слабости. Но все это - до выхода на ковер. А там - при первых звуках музыки - забывает обо всем, купаясь в любви ко всему миру. И совершенно невозможно не ответить ей взаимностью.

2000 год


 

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru