Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Facebook
Блог

Художественная гимнастика - Спортсмены
Алина Кабаева: ЛИЦО ГИМНАСТИКИ
Алина Кабаева
фото из архива Алины Кабаевой

В этом виде спорта трудно вспомнить чемпионку, чьи победы вызывали бы столько противоречивых оценок, как победы Кабаевой. В 1998-м Алина стала абсолютной победительницей Всемирных юношеских игр в Москве, выиграла чемпионат Европы среди взрослых, получила золото Игр доброй воли. Несмотря на это, многие высказывались скептически: мол, к чему превращать красивейший женственный вид спорта в детский утренник. Действительно, выступления россиянки хоть и поражали сложностью и чистотой, но никак не могли чситаться взрослыми. Это было торжество гениального ребенка, дорвавшегося до своей стихии - скакалки, мяча, обруча, ленты.

Однако в спорте взрослеют быстро. В конце мая 1999 года Алина выступала в Будапеште - на втором в своей жизни чемпионате Европы, вновь выиграла, но запомнилась зрелой женственностью и мастерством.

Между прочим, общепризнанный лидер вполне мог лишиться второго европейского золота. В заключительном виде многоборья у Алины неожиданно завязалась в узел лента. Гимнастка в буквальном смысле слова выпуталась из сложнейшей ситуации и сделала это блистательно. Однако потом рассказывала:

- Когда лента завязалась, я ужасно испугалась. Сразу куча мыслей в голове пронеслась - что все потерять могу. И никому ничего не докажу. Когда я в прошлом году стала чемпионкой Европы, многие считали, что это случайность. К тому же там все лидеры ошибались, а я нет. Но паника быстро прошла. Я вспомнила слова тренера Ирины Александровны Винер, что бороться всегда нужно до последнего. И мгновенно поняла, что даже с ошибкой терять мне уже нечего - надо собраться и довести упражнение до конца. С таким лицом, как будто ничего не случилось. Наверное, это и помогло.

- Со стороны всегда кажется, что вы получаете огромное удовольствие от выступлений. Что все эмоции - предельно естественны. Но может быть, это просто профессиональная работа - выступать и «держать» лицо?

- Обычно я не думаю о том, что должна казаться спокойнее и увереннее, чем на самом деле. Само получается. Как только включают музыку, завожусь и действительно выступаю с удовольствием. Мне хочется улыбаться. Конечно, бывает и тяжело, и страшновато, но это нормальное состояние во время соревнований. Страха перед публикой я не испытывала никогда в жизни.

- Даже когда были совсем маленькой?

- Да. Правда, тогда я часто плакала, если делала ошибки, теряла предметы. Случалось, выступаю, а слезы сами текут. Мама меня всегда за это ругала. Но я сейчас научилась держать себя в руках.

- Ваши комбинации на ковре всегда неизменны или случается импровизировать?

- Есть разные варианты на тот случай, если предмет полетит не туда, куда нужно. Без этого нельзя. Поэтому наиболее сложные элементы мы отрабатываем на тренировках в различных вариантах. Чем больше запас, тем спокойнее себя чувствуешь. Во всяком случае, тьфу-тьфу-тьфу, у меня еще ни разу в жизни не возникало ситуаций, в которых я бы не знала, что делать.

- Ваша феноменальная гибкость на ковре - результат тяжелого труда или природный дар?

- Все от природы. На тренировках я абсолютно не работаю над этим. Правда, сейчас спина иногда побаливает. Не очень сильно. Мама рассказывала, что, когда я была совсем маленькой, она брала меня за руки и за ноги и складывала через спину, как перочинный ножик. Бабушка просто в ужасе была, когда это видела. Боялась, что у меня спина сломается. Может быть, именно тогда у меня позвоночник разработался так, что гнуться я могу в любых направлениях.

- По крайней мере, когда решите закончить с гимнастикой, сможете зарабатывать деньги в цирке - в жанре «каучук».

- Нет, что вы! В цирке встречаются гимнастки с такими спинами, что мне до них далеко. Я не так давно видела по телевизору конкурс звезд мирового цирка. Там выступала то ли японка, то ли китаянка, которая делала элемент, похожий на тот, что я делаю в упражнении с обручем - лежа поднимаю голову и прямые ноги так, что они соединяются. Но я держу ноги руками - подтягиваю их. А та гимнастка делала то же самое, но безо всякой помощи рук. Да и остальные элементы были такими, что нам, художницам, и не снились.

- Вы придумываете себе какие-нибудь элементы самостоятельно?

- Иногда. Ирина Александровна, кстати, это поощряет. Не любит только, когда я пытаюсь копировать чью-то работу.

- А вы пытаетесь?

- Есть некоторые вещи, которым мне хотелось бы научиться. Например, работать с предметами так, как это умеют болгарки. У них очень много мелких интересных движений. Я иногда и пробую повторять - когда тренера нет в зале. Но, наверное, Винер права, что ругает меня: нужно сначала свои элементы отработать до идеального состояния.

- Я слышала, что на ковре вы делаете далеко не все, что умеете.

- Действительно. У нас сейчас такие правила, что сложность и риск не всегда оцениваются. Вот тренер и боится. Зачем рисковать, если никакого преимущества в баллах все равно не будет? Вот после Олимпийских игр правила изменятся, тогда и буду удивлять публику.

- Какой предмет доставляет вам больше всего хлопот?

- Скакалка. Последнюю комбинацию мне ставила болгарский тренер. В этом упражнении очень много мелкой непривычной работы. Плюс к этому - бешеный темп музыки. Очень тяжело переключаться с прыжков на повороты - сбивается дыхание. Особенно трудно бывает после отдыха. Кажется, что никогда ничего не получится.

- В Будапеште многим необычайно понравилось ваше выступление с мячом. Кто ставил эту композицию?

- Тренер из Иванова. Ирина Александровна увидела, как работают с мячом ивановские гимнастки, и попросила их тренера - тоже Ирину Александровну - мне помочь. Насколько я знаю, она сама танцует в каком-то театре. Работали мы необычно. Сначала подбирали танцевальные движения и только потом вставляли в композицию элементы. Сначала я думала, что не справлюсь - то и дело теряла мяч. Но сейчас все получается автоматически. Ни одна из моих комбинаций не нравится мне так сильно.

- Вы очень удивились, когда получили предложение рекламировать часы фирмы Longines?

- В общем, да. Предложение мы получили по факсу незадолго до чемпионата Европы. Естественно, сразу согласились подписать контракт.

- И что ощущаете, находясь в помещении, где все стены обклеены вашим изображением (это интервью состоялось сразу после завершения чемпионата Европы-99 - Е.В.)?

- Мне нравится. Я ведь не позировала для рекламы специально. Сначала подумала было, что могли получше фотографии найти. Но потом мне даже стало нравиться, что снимок необычный - чисто спортивный. С обручем - в повороте.

- Где он был сделан?

- Даже не знаю. На каких-то соревнованиях, видимо. А сейчас я специально остаюсь в Будапеште на три дня - для съемок.

- Вы уже знаете, как именно предстоит сниматься?

- Знаю только, что в цивильном костюме. Попросили еще, чтобы костюм был черным или синим. Наверное, для черно-белых снимков. Насчет всего остального не имею ни малейшего понятия. Но должно получиться что-то элегантное.

- Кстати, почему на пресс-конференции, которую проводила фирма Longines, вы сказали, что считаете элегантность качеством, которое дается от рождения?

- Мне так кажется, когда я наблюдаю за тем, как одеваются окружающие. По моему глубокому убеждению, элегантность не имеет с модой ничего общего. Кто-то может надеть рваные джинсы, потому что это модно, а кто-то не сделает этого никогда в жизни. И возраст не имеет никакого значения.

- Вы считаете себя элегантной женщиной?

- Я люблю хорошо одеваться. Мама говорит, что у меня хороший вкус. Люблю покупать вещи, которые мне нравятся. Правда, это иногда т-а-ак дорого!

1999 год

 

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru