Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Facebook
Блог

Футбол - Игроки
Игорь Ледяхов: «ПРИВЫК ЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ В СВОЕЙ ТАРЕЛКЕ»
Игорь Ледяхов
Фото © Дмитрий Солнцев
на снимке Игорь Ледяхов

В игре он непредсказуем, как все талантливые люди. Футболист от Бога. И в этом мое мнение полностью совпадало с мнением тех, кто наблюдал за игрой Ледяхова в таганрогском «Торпедо», ростовском СКА, «Днепре», «Роторе». Впрочем, на уровне первой лиги обращать внимание пусть и на суперспособного парня и уж тем более петь ему дифирамбы было бы, согласитесь, преждевременно: мало ли таких выдающихся на подступах к большому футболу было! Но за месяц до начала чемпионата России-92 Ледяхов появился в составе московского «Спартака». И в конце года большинство футболистов, принимавших участие в опросе «СЭ», признали его лучшим.

А потом наступило затишье. Собственно говоря, ничего вроде бы и не произошло: была та же команда, и тот же Ледяхов выходил на поле в ее составе. Но было и то, что невозможно зафиксировать ни в одном судейском протоколе: из игры футболиста-92 каким-то необъяснимым образом улетучилось то пижонство хорошей игры, которое присуще лишь единицам: вроде сам игрок и сил никаких не прикладывает, чтобы понравиться зрителям, а трибуны стонут и заходятся в экстазе каждый раз, когда мяч касается его бутсы. Однако в июне, когда разочарование болельщиков достигло почти критической точки, Ледяхов вдруг заиграл. И как!

Правда, стоило мне уже в милой и домашней ему Тарасовке вслух предположить, насколько неприятной может быть такая вот изменчивость вкусов и отзывов прессы, Игорь равнодушно пожал плечами:

- Я, знаете ли, мало обращаю внимания на то, что обо мне пишут в газетах.

- Почему?

- Потому что сам всегда могу оценить свою игру гораздо точнее.

- И как вы бы оценили свои первые пол-сезона?

- Очень тяжело было. Мы же играем без передышки седьмой месяц подряд. Выдерживать такое очень сложно.

- Если следовать вашей логике, то спад в игре команды и в вашей в том числе, должен бы наступить именно сейчас. На самом же деле картина обратная: можно подумать, что только сейчас вы начинаете входить во вкус.

- Так у нас есть одно средство. Секретное.

- А если серьезно?

- О ребятах не скажу, а у меня - я давно заметил - редко когда бывает, чтобы сезон с самого начала складывался удачно. Раскачиваться приходится долго. Почему - объяснить не могу. Но - факт. И, кстати, когда игра не идет, сразу знаю: хоть из кожи лезь, толку мало будет.

- Вы сразу можете определить - пошла игра или нет?

- Практически для этого бывает достаточно первых пяти минут. Первый признак - ноги не бегут, ватные. Значит, жди проблем.

- А когда все в порядке, вы думаете о том, чтобы не просто сыграть, но сыграть красиво?

- На поле, честно говоря, не до того. Нужно сыграть прежде всего так, как этого требует ситуация. Что само по себе достаточно сложно. Да и сами футболисты, поверьте, меньше всего думают о том, как их игра выглядит со стороны.

- Тем не менее я обратила внимание, что почти все голы, которые забиты вами или с вашей подачи, не только зрелищны, но как-то изысканно красивы. И думаю, что не ошибусь, если скажу, что многие приходят на стадион не только для того, чтобы узнать, с каким счетом «Спартак» победит, к примеру, «Локомотив», но и для того, чтобы своими глазами увидеть, как Ледяхов какими-нибудь невероятными «ножницами» заколотит мяч в сетку.

- Через себя - это не по мне. У меня же рост - под два метра. Пока сложишься, забивать поздно будет.

- В таком случае, что входит в набор ваших фирменных трюков?

- Долго рассказывать. Да и не нужно - потому они и фирменные. И настолько отработаны, что в игре я их делаю машинально. А если со стороны это выглядит красиво, что ж, тем лучше.

- А чем запоминается игра? Только ли голами и голевыми передачами?

- В первую очередь тем, как играет вся команда. Один ты, каким бы ни был выдающимся, игры не сделаешь. А кроме того важно что это за игра, как воспринимают ее и ведут себя на трибунах зрители. Какие ощущения, наконец, остаются от выполненной работы у тебя лично. И совсем необязательно при этом забивать голы.

- Вот уж а этом я позволю себе с вами не согласиться. В любом спектакле должны быть кульминационные моменты, а футбол - в гораздо большей степени театр, чем любая другая игра,

- И мы в нем - актеры?

- Напрасно иронизируете. Есть же вещи, которые испокон веков входят в правила игры и рассчитаны только на зрителя? Например, когда футболист даже после самого безобидного толчка или подножки начинает кататься по траве и «умирать» на глазах всего стадиона?

- Так это во всем мире практикуется. Упал, имеешь законное право немножко отдохнуть, дыхание перевести, водички попить, наконец. 30 секунд - твои. Когда полтора часа по полю приходится бегать, это небольшая, но пауза. Хотя, когда так поступает кто-то из соперников, особенно, когда твоя команда проигрывает, это здорово действует на нервы.

- А что для вас - футбол? Тяжелая работа, удовольствие?

- Большой спорт, на мой взгляд, вообще удовольствием назвать трудно.

- И когда вы это поняли?

- Да, наверное, сразу же, как только за игру начал зарплату получать. Классе во втором погонять мяч действительно было удовольствием. Хотя в отличие от своего младшего брата, который и сейчас - в 18 лет - в футбол больше для настроения играет, я довольно рано понял, что для меня все это гораздо серьезнее.

- Вы не устаете от того, что вынуждены практически все свободное от футбола время проводить на базе?

- Я же живу там потому, что это мне просто удобнее. В Москве есть квартира, да и согласно прописке я уже москвич. Но как только в играх наступает перерыв, начинаю понимать, как же это трудно - жить без футбола. Начиная с самых элементарных вещей - что-то купить, поесть приготовить...

- Но ведь когда-то футбол закончится. И по своему опыту энаю, что, чем больше спорт входит в жизнь, тем сложнее потом в новой, послеспортивной жизни адаптироваться.

- Вот поэтому надо сейчас заработать как можно больше денег. Чтобы хоть в какой-то степени чувствовать себя независимым человеком. Время сейчас такое: без денег ты никто.

- Если для вас главное - деньги, то почему же вы до сих пор играете здесь, в России? Наверняка же лучшему футболисту года делались за это время и более заманчивые предложения?

- Представьте, никаких. Хотя газеты, в том числе и ваша, писали о том, что у меня вроде бы уже есть договоренность с «Реалом».

- А если бы была?

- Мне здесь нравится. Здесь. Я привык чувствовать себя в своей тарелке. Сколько у нас ребят уезжали, у многих же не получилось. А ведь великие уезжали игроки.

- Большинство из которых, кстати, в качестве основного аргумента своего отъезда приводили тот, что в Европе футбол гораздо более высокого уровня, нежели здесь, в России.

- Почему же тогда Добровольский вернулся играть за «Динамо»?

- А как вы думаете, почему?

- Я еще не разговаривал с ним об этом. Но при случае спрошу обязательно. Просто наш футбол далеко не так разрекламирован, как, например, испанский, немецкий, голландский. Но даже в кубковых играх мы, по-моему, достаточно убедительно показали, что «Спартак» ничуть не хуже любого другого клуба.

- Да, но «Спартак» после совершенно фантастических игр с «Ливерпулем» да и потом, с «Фейеноордом», проиграл «Антверпену».

- Это же игра. Сегодня ты победил, завтра - другой.

- С такой философией легко жить: можно ничего не принимать близко к сердцу.

- За ту игру я очень переживал. Отбегал все 90 минут, а потом ночь не спал, вспоминал каждую из них. Да и сейчас иногда, как вспомнишь... Хотя думать надо уже совсем о другом.

- Например, о Кубке чемпионов?

- Естественно. Правда, я не большой любитель заглядывать в будущее.

- Даже в свое?

- Зачем? Жизнь такая, как она есть, меня вполне устраивает. И я себя в ней чувствую абсолютно комфортно.

- И вам никогда не бывает плохо?

- Еще как бывает. Особенно, когда на игры приходится лететь в какое-нибудь российское захолустье. На ЯК-40. С неоткидывающимися креслами.

1993 год

 

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru