Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Комментарии - 2022
ЦЕПЬ НЕСЛУЧАЙНЫХ СОБЫТИЙ
Почему падение Семененко на шоу заставляет задуматься
Евгений Семененко
фото © Александр Вильф
на снимке Евгений Семененко

18 апреля 2022 

16 апреля в ходе ледового шоу в Санкт-Петербурге тяжело травмировался участник Олимпийских игр в Пекине Евгений Семененко

Когда случается тяжелая травма, каждый раз возникает повод задуматься: можно ли было этого избежать? В те сутки, что прошли с момента падения фигуриста, было высказано множество версий на тему: что же могло помешать спортсмену выполнить прыжок?

Действительно ли это просто несчастный случай, как сказал после инцидента в Питере тренер атлета Алексей Мишин?

Четверные прыжки в рамках шоу давно стали для фигуристов обыденным делом. Одним из первых это начал практиковать двукратный олимпийский чемпион Юдзуру Ханю, выступая в домашних шоу в Японии,  и почти сразу родилась версия: мол, Ханю таким образом добивается стабильности максимально сложных элементов, способности безошибочно исполнять прыжки на публике в любых условиях: на маленьком льду, при сценическом свете и прочих эффектах.

Сложность здесь в том, что неравномерный свет сильно искажает восприятие пространства и смещает ориентиры. Иначе говоря, исполнять вращения категории ультра-си (здесь совершенно неважно, идет ли речь о гимнастике, прыжках в воду или фигурном катании) можно лишь в том случае, когда ты совершенно уверен в некоем автоматизме навыков.

Был ли до такой степени отработан четверной сальхов Семененко?

Возможно, да. Вряд ли фигурист пошёл на прыжок без ведома своего тренера, а ни один опытный наставник никогда не отправит спортсмена на «сырой» элемент. К тому же статистика выступлений Семененко в этом сезоне говорит о том, что злополучный сальхов — вполне надёжен: Евгений прыгал его как в короткой, так и в произвольной программах, причём удачных попыток было больше.

Но с такой же долей вероятности можно предположить, что четверной сальхов был освоен, но не напрыган в той мере, чтобы исполнять его при любом свете и с любого захода. Фигурист сорвал этот прыжок  в короткой программе на этапе Гран-при в Ванкувере, в произвольной докрутил обороты, но приземление получилось не слишком уверенным. На этапе в Сочи подопечный Мишина с блеском исполнил каскад с сальховом 4+3, но сорвал два других прыжка. Такое обычно происходит, когда элемент требует слишком большого напряжения и все силы как бы на него и уходят.

Еще один сорванный сальхов был зафиксирован в произвольном выступлении на чемпионате Европы.  Иначе говоря, говорить об автоматизме навыка здесь точно не приходится.

Случись ошибка в заходе на большом льду, трагедии, возможно, фигурист сумел бы избежать. Здесь же совпало сразу несколько неблагоприятных факторов, включая тот, что заходить на элемент в силу размеров льда Евгений был вынужден по непривычной для себя траектории. А, оттолкнувшись, похоже просто потерялся в пространстве — в сложно-координационных видах такое тоже бывает.

Подобные травмы в фигурном катании нечасты, но случаются и на самом деле не обрывают карьеру. Можно вспомнить чудовищное падение с поддержки головой вниз Татьяны Тотьмяниной на этапе Гран-при в США в 2004-м. А два года спустя Татьяна стала олимпийской чемпионкой в Турине. Но возвращаться бывает сложно. Есть старый цирковой закон: если трюк не получился, надо обязательно его повторить, причём сразу. Иначе возникает страх, искоренить который невозможно. Проще бывает выучить новый более сложный элемент взамен того, с которого ты упал и получил травму. Но это просто лишь на словах. Тем более, когда речь идёт о четверных прыжках.

Есть ещё один нюанс, о котором следует упомянуть: в этом сезоне у российских фигуристов в связи с их отстранением от международных соревнований образовалось очень большое количество шоу. Свое турне и разного рода проекты организуют сразу несколько человек: Евгений Плющенко, Илья Авербух, Этери Тутберидзе. Иными словами, к очень непростому для лидеров олимпийскому сезону добавляются многочисленные выступления на публике — каждый раз в новом и не всегда привычном формате. Накапливается усталость, падает концентрация, и в целом всё это создает атлетам обстановку, в которой травмы становятся более чем реальны. И именно об этом хорошо бы помнить всем тем, кто во чтобы то ни стало рвётся поразить болельщиков прыжками запредельной сложности.

 

 

 

 

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru