Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Комментарии - 2018
ПРИВЕТ ИЗ ПРОШЛОГО
фото © Александр Вильф

30 ввгуста 2018 

30 августа Союз биатлонистов России получил извещение о том, что еще четыре российских спортсмена нарушили антидопинговые правила. Специальный корреспондент РИА Новости Елена Вайцеховская рассуждает о том, может ли инцидент оказать влияние на новые санкции по отношению к СБР и приходит к заключению, что все происходящее не имеет никакого отношения к борьбе с допингом.

В специальном релизе, выпущенном СБР, федерация информировала о том, что спортсмены, чьи имена фигурируют в извещении, должны решить, будут ли они оспаривать выводы комиссии Всемирного антидопингового агентства (WADA) и предпринимать соответствующие юридические действия. И только после этого СБР будет вправе огласить их фамилии.

Тут же, как водится, пошла утечка: сначала стало известно о том, что имена «громкие», затем появилась информация, что в четверке нарушителей фигурируют сразу три олимпийских чемпиона – Светлана Слепцова, Антон Шипулин и Евгений Устюгов. Очень быстро, впрочем, последовало уточнение сразу из нескольких источников: Шипулина в списке нет. Но если остальные имена названы верно, то это означает, что и Шипулин не избежал удара. В отношении Устюгова уже велось расследование, ему инкриминируются нарушения в период Олимпийских игр в Сочи, а, следовательно, с большой вероятностью можно предполагать, что эстафетный результат мужской золотой российской четверки может быть аннулирован. В этом случае Шипулин, Устюгов, Дмитрий Малышко и Алексей Волков лишатся звания олимпийских чемпионов.

Почему же объявление сделано сейчас при том, что разбирательства по Устюгову велись достаточно давно и даже были приостановлены? Формально (и скорее всего, со стороны IBU последуют именно такие объяснения) – Международный союз биатлонистов, продолжающий собственные расследования по докладу Макларена, просто хотел получить достаточные доказательства. Примерно так было в случае с Екатериной Глазыриной: на мой вопрос одному из руководителей IBU почему решение по российской биатлонистке настолько затянулось, мне объяснили, что федерация в лице тогдашнего президента IBU Андерса Бессеберга очень боится любых необдуманных и недостаточно доказательных решений. А вот если выносит на публику то или иное свое решение, можно не сомневаться: доказательств было собрано достаточно.

Вот только гораздо более реальной видится иная версия. Если называть вещи своими именами, скандальная информация была вброшена очень прицельно: через несколько дней в Хорватии состоится конгресс IBU на котором будет рассматриваться вопрос о восстановлении статуса СБР. Теоретически, этот статус вполне может и, наверное, должен быть восстановлен: все четыре случая нарушений – это скорее всего «дела минувших дней», за которые так или иначе наша страна уже понесла наказание. Но поставьте себя на место любого из делегатов-иностранцев, среди которых довольно много тех, кто не испытывает по отношению к России особо теплых чувств. Полагаю, что рассуждать они будут примерно так: Россия? Еще четыре допинг-случая? Позвольте, о каком восстановлении в правах тут вообще можно вести речь? Гнать и не пускать на порог! Как минимум – до конца разбирательств!

Парадокс в том, что все эти разбирательства с некоторых пор не только не имеют ничего общего с борьбой за чистоту спорта, но и вообще не выглядят достоверными. Все действующие лица этой истории, начиная от экс-химика Родченкова с его мемуарами, Макларена с его докладом и Освальда с его комиссией успели слишком сильно себя скомпрометировать. Десятки откровенно оболганных спортсменов были оправданы и восстановлены в правах через суд, но по факту оказались лишены возможности выступать в соревнованиях. На Олимпийских играх – в том числе. И ведь пока за это не ответил вообще никто – словно и не было такой страницы в истории мирового спорта.

Давайте зададимся вопросом: на основании чего сейчас следует верить в то, что мы имеем дело с реальными нарушениями, а не подтасованными фактами? Только потому, что так утверждает WADA о честности и беспристрастности которой сейчас впору рассказывать анекдоты? И разве поломанные судьбы атлетов не тянут хотя бы на то, чтобы провести расследование деятельности антидопингового агентства и всех связанных с ним структур?

Если какие-то из выводов Макларена оказались ошибочными, как это было уже неоднократно доказано постфактум, то на основании чего сейчас следует слепо принимать на веру обвинения, выдвинутые против очередной четверки российских спортсменов? И как быть, если спортсмены решат обратиться в суд и тоже будут оправданы? Мы в очередной раз спустим ситуацию на тормозах, а в спортивном мире ничего не изменится? Не честнее было бы в этом случае просто признаться: игра, которая ведется вот уже который год, не имеет к спорту никакого отношения. Он – лишь удобный, а главное, очень заметный полигон для боевых действий. Главное – точно рассчитать направление удара.

Самое печальное заключается в том, что мы в очередной раз оказались абсолютно не готовы к подобному сценарию. Не только к тому, что из международных биатлонных структур могут быть на много лет вперед выброшены все российские официальные представители, но и к тому, что биатлон с небольшим опозданием может вообще оказаться за бортом мировой истории - повторить судьбу всей российской легкой атлетики. Наша страна уже оказалась вне игры на Олимпиаде, так почему не допустить, что сейчас последуют новые санкции, которые лишат российских биатлонистов возможности выступать под эгидой IBU? И что потом последует еще один шаг, а протом другой, третий. Кто-нибудь из российского спортивного (и не только) руководства рассматривал подобный вариант? Полагаю, что нет. Иначе, наверное, президент ОКР и четырехкратный олимпийский чемпион Станислав Поздняков не сказал бы в начале августа в интервью РИА Новости, что в отношении всех допинговых историй есть основания считать кризисную страницу перевернутой. Он тогда, правда, добавил:

- Это может произойти лишь в отношении каких-то прошлых историй. На сегодняшний момент у нас есть четкое ощущение, что мы, скажем так, "обнулили" ситуацию и движемся синхронно с МОК в правильном направлении.

Истории, вокруг которых все завертелось сейчас, действительно прошлые.  Просто к спорту с его десятилетним сроком антидопинговой давности слово «прошлое» не слишком подходит: достаточно, как выясняется, потянуть за любую ниточку, чтобы машина времени включила обратный ход.  И, по-моему, пора перестать искать здравый смысл в том, что уже произошло и рассчитывать на то, что он ни с того ни с сего появится во всей этой истории в будущем.

 

 

 

 

 

 

 

 

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru