Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Facebook
Блог

Комментарии - 2013
РЕПУТАЦИЯ, ЧАСЫ И ЧИПСЫ
фото © Никита Успенский
Мировая серия в «Олимпийском«

27 апреля 2013 

В первый день московского этапа Мировой серии по прыжкам в воду на трибунах «Олимпийского» было 11 человек. Этот вид спорта, безусловно, в нашей стране полных трибун никогда не собирал, но только ли в этом дело? Точно так же у нас проходит огромное множество турниров. Недавний пример – финал «Гран-при» по фигурному катанию в Сочи, первые дни которого прошли, в том числе из-за неразберихи с билетами, вообще без зрителей.

Глядя на абсолютно пустые трибуны, японские журналисты тогда чуть не плакали. В самом деле, куда честнее по отношению к виду спорта в целом и спортсменам в частности было бы отдать финал той же Японии, стране, где пустые места на трибунах – абсолютный нонсенс, а фигуристы из России, да и из других стран, гораздо популярнее, чем у себя дома.

Когда приходится задаваться вопросом, почему в умении делать звезд из своих спортсменов Россия так сильно отстает от ведущих спортивных держав, картинка с пустыми трибунами – первое, что приходит в голову.

Вполне допускаю, что у нас просто еще недостаточно общей культуры для того, чтобы ходить на спортивные меро-приятия семьями. Не до того, как говорится, было почти два десятка лет. Но сразу возникает вопрос: что мешало освободить от пары уроков младших школьников окрестных школ и привести их в пятницу в «Олимпийский»? Пожертвовать уроками рисования, труда, физкультуры, наконец? Одним было бы развлечение. Другим – чувство, что в своей стране они кому-то нужны и интересны.

Кто-то, готова предположить, посчитает написанное бессмыслицей. Однако не раз убеждалась: причинно-следственные связи – штука крайне причудливая. Вспомнить даже знаменитую фразу Светланы Слепцовой, произнесенную несколько лет назад: «Мы никому ничего не должны!» Слова вызвали праведный гнев у болельщиков всей страны, хотя на самом деле определенная логика в них была: российский болельщик не столько любит, сколько требует. Жестко и бескомпромиссно. Почитать самые разные спортивные интервью – бросается в глаза, что большинство спортсменов (особенно те, кому приходилось не только выигрывать, но и сокрушительно проигрывать тоже) стоят по отношению к собственным болельщикам в защитно-оборонительной позе. И готово в любой момент ощетиниться – именно защищаясь.

Тянем цепочку дальше. Наши спортсмены редко бывают дружелюбны по отношению к окружающим и прежде всего к прессе. Опять же не буду рассуждать о том, на чьей стороне больше правды. Но то, что менеджеры крупных западных коммерческих компаний чаще предлагают сотрудничество иностранцам, тоже факт. Для того чтобы лицом такой компании выбрали тебя, нужно быть открытым и приветливым. Безотказным в общении. А для этого – знать иностранный язык. Хорошо бы – не один. И обладать безупречной репутацией, которая сводится отнюдь не к одному спортивному результату. А в равной степени и к тому, как человек относится к соперникам, какие высказывания позволяет себе в адрес судей, в каком виде появляется на публике в свободное от выступлений время.

Все это достаточно подробно объяснял мне в свое время один из топ-менеджеров швейцарской часовой компании, и из его объяснений стало совершенно понятно, почему один спортсмен не сходит с ее рекламных щитов, а другой сосет чупа-чупс либо бегает по картофельному полю с корзинкой, рекламируя чипсы – еду для самых непритязательных слоев общества.

Хорошо помню, кстати, как американский агент ряда российских спортивных звезд первой (по мировым меркам) величины, обхватив голову руками, в одной из которых была зажата газета, стонал «Я столько лет по кирпичику выстраивал его репутацию – и вдруг такое хамское интервью в центральном издании! Вся моя работа – псу под хвост…»

Может быть, именно в этих «мелочах» кроется первопричина того, что наиболее заметными российскими звездами становятся либо люди, выросшие не в России, как Анна Курникова и Мария Шарапова, либо те, кто очень быстро сумел впитать чисто западные навыки – в том числе общения с людьми и поведения на публике. Александр Попов, Костя Цзю, Елена Исинбаева… Мало их, соглашусь. Но разве это случайно?

 

 


© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru