Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Легкая атлетика - Чемпионат мира-2013 - Москва (Россия)
ДНИ НЕЗАМЕТНЫХ ГЕРОЕВ
Светлана Школина
Фото © Александр Федоров
на снимке Светлана Школина

19 августа 2013

Десять лет назад мне довелось побывать в крошечном аэропорту одного из Багамских островов – Рок-Саунда. Оказалась я там совершенно случайно, опоздав по вине американской авиакомпании на круиз по Карибскому морю. Вот эта самая авиакомпания и отправила меня догонять круизный лайнер к месту его первой остановки, которая предполагалась в Рок-Саунде.

Сам аэропорт представлял собой павильон с информационной стойкой - с одной стороны и выходом на поле – с другой. Если кому-либо из пассажиров требовалось такси, сидящая за стойкой необъятных размеров негритянка издавала зычный гортанный крик, слегка поворачивая голову в сторону распахнутой двери, и к крыльцу подъезжала порядком истрепанная колымага образца 1960-х. Довершала картинку бензоколонка под навесом из пальмовых листьев на противоположной стороне улицы, хромая облезлая кошка на крыльце и три курицы, гуляющие по пыльному проселку.

Огромный, занимающий одну из стен аэропорта цветной постер на первый взгляд совершенно не вписывался в идиллическую картинку островной деревенской жизни. На нем были изображены четыре девушки в легкоатлетических трико, крепко сжимающие в руках золотые медали. Чемпионки Игр в Сиднее в эстафете 4х100 м. За всю историю багамского олимпийского спорта, которая, как и российская, началась в 1952 году в Хельсинки, та медаль была всего лишь второй – первая была завоевана в 1964-м двумя багамскими яхтсменами. И надо было видеть, с какой гордостью и энтузиазмом пожилой менеджер аэропорта – бывший летчик, вернувшийся на Багамы после выхода на пенсию, – рассказывал мне о каждой из бегуний, когда узнал, что я имею некоторое отношение к спорту.

Слушая все это, я неожиданно вспомнила другую эстафету, 4х400, выигранную нашими бегуньями на Олимпиаде-1992 в Барселоне. Те Игры были первыми, где я работала журналистом. Только вот имен наших чемпионок я, как ни старалась, вспомнить тогда так и не смогла.

Наблюдая в субботу за финишем выигранной Россией эстафеты, впору было задуматься: как долго наша страна будет помнить эту победу? Красивую, выстраданную, совершенно невероятную! Которой девушки добились лишь потому, что воедино сошлось сразу очень много факторов.

Например, опыт. Ведь это недостаток собственного опыта заставил Ксению Рыжову отказаться от предложенного ей второго этапа и попроситься на третий. Потому что на втором легко ошибиться. И его закрыла самая опытная из четверки Татьяна Фирова.

Рыжова же сделала все, чтобы на своей дорожке не пропустить вперед американку Эшли Спенсер – не дать ей шанса передать эстафету кратчайшим путем. И заставила соперницу сделать крюк, во время которого Антонина Кривошапка успела уйти на этап первой.

Маневры Рыжовой на дорожке стали своего рода ключевым моментом: после этого тактика уже откровенно потеряла значение – осталось только дотерпеть.

Передать словами, чего это стоило, невозможно, да, наверное, и не нужно. Я абсолютно уверена в другом: стадион, до предела заполненный в субботу болельщиками и в едином порыве вскочивший со своих мест после эстафетного финиша, надолго запомнит картинку: человек в форме сборной России пытается вручить российский флаг упавшей на дорожку Тоне Кривошапке, а та пытается подняться на ноги – и не может... Это впечатление, если честно, было ничуть не слабее, чем финиш легендарного Болта на двухсотметровке.

Если те несколько десятков тысяч человек, что видели это своими глазами, запомнят имена четверых девчонок-эстафетчиц, – уже только это станет великим достижением московского чемпионата.

Удивительно даже: мировому первенству-2013 многие предрекали судьбу турнира двух звезд – Усэйна Болта и Елены Исинбаевой: мол, больше и смотреть-то, по-хорошему, не на кого. Это было видно даже по тому, как заполнялись в первые дни трибуны Лужников. Даже обидно, что публика не сразу вошла во вкус, потому что каждый новый день чемпионата поставлял все новых и новых, далеко не всегда заметных героев.

Например, Светлану Школину. Хотя героем в равной степени можно считать и тренера прыгуньи – олимпийского чемпиона Сиднея Сергея Клюгина. Его первой тренерской победой на Олимпиадах стало прошлогоднее золото Ивана Ухова. А первый чемпионский титул на чемпионатах мира принесла ему Школина.

Глядя на заключительный прыжок подопечной выдающегося в прошлом прыгуна, лично я задумалась о том, что прыжки – неважно, в высоту или с шестом – это квинтэссенция легкоатлетической красоты. Да, есть Болт, летящий по дорожке с грацией дикого животного, есть ходоки Чёгина, демонстрирующие из года в год нечеловеческую стойкость и мужество, но управлять своим телом в безопорном пространстве, до миллиметра чувствуя каждой мышцей единственно верную траекторию успеха, – все-таки совсем иное мастерство. Совершенно необъяснимое, завораживающее.

И ведь болела-то я в том финале совсем не за Школину. А за Анну Чичерову. Не потому, что на Играх в Лондоне она стала олимпийской чемпионкой, в то время как Школина осталась третьей. Просто понимала разницу между этими двумя спортсменками: одно дело выходить на старт, когда совершенно нечего терять, и совсем другое – когда от тебя ждут только победы. А сама ты думаешь лишь о том, что много раз травмированная, изодранная бесконечными уколами нога уже не реагирует на обезболивающие препараты и может отказать в любой момент.

Если совсем честно, не считаю, что шанс Чичеровой в этом противостоянии с соперницами был велик. И уж тем более болельщикам не стоит расстраиваться из-за бронзы, имея в прыжках в высоту полновесное российское золото. Но... Ведь все это уже было – год назад в Лондоне: золото Елены Лашмановой в спортивной ходьбе – и полные слез и боли глаза олимпийской чемпионки Пекина Ольги Каниськиной, получающей серебро.

Именно та картинка стала для меня тогда самым пронзительным штрихом легкоатлетического олимпийского пьедестала. Таким же, как в субботу круг почета Чичеровой по стадиону, который она, с трудом сдерживая слезы, прошла вместе с трехлетней дочкой, закутанной в российский флаг.

И как же это было красиво!

Мы, конечно же, избалованы великими победами, как мало какая страна. Можем позволить себе не запоминать эстафетных героев и считать серебро и бронзу поражением. Более того, привыкли так считать. Но правильно ли это?

В минувшую пятницу у нас в редакции побывала необычная делегация – колумбийские тинейджеры из не самых спокойных районов страны и не самых благополучных семей, которым государство дало возможность заниматься легкой атлетикой и профинансировало поездку в Москву на чемпионат мира. Как раз накануне их визита в «СЭ» в Лужниках случилось исторические событие: Катерин Ибарген стала обладательницей первой в истории Колумбии золотой медали мирового первенства, победив россиянку Екатерину Коневу в прыжках в длину. Надо было видеть, с какими глазами дети пересматривали слайд-шоу этой победы, полушепотом и немного робко спрашивая, как только гас экран: «А можно еще раз?»

Уверена, что и десятилетия спустя, независимо от того, как сложатся их личные карьеры, они будут рассказывать знакомым, родственникам, а, возможно, и внукам о том, как прекрасен был московский чемпионат, который им довелось увидеть собственными глазами.

Впрочем, и для России это первое (и, хочется надеяться, не последнее) мировое легкоатлетическое первенство в Лужниках сложилось так, что его очень хочется запомнить. Надолго.

Оно того стоило.

 

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru