Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Facebook
Блог

Сергей Вайцеховский - «Быстрая вода»
Глава 6. ОХ УЖ ЭТИ РОДИТЕЛИ!
Сергей Вайцеховский
Фото из архива Елены Вайцеховской
на снимке Сергей Вайцеховский

Тренер по плаванию - это человек, лишенный многих обычных житейских радостей. Ведь более десяти месяцев в году он проводит либо у себя в центре, либо в республиканской команде, либо в сборной СССР.

И днем и ночью мы думали о том, как помочь ребятам похитить у времени те доли секунды, которые и отделяют победителя от побежденного.

...Однажды ночью я проснулся от собственного крика. Жена тоже проснулась. «Что я кричал?» - спрашиваю ее. «Оленька, вперед, последний метр, Оленька...» - ответила жена, и я сразу вспомнил, что видел во сне, как финиширует Оля Клевакина...

Дома человеку моей профессии всегда трудно. У меня двое детей - Миша (он учится в институте иностранных языков) и Лена (она сейчас работает тренером). Моей дочери в свое время пришлось очень нелегко. Лена, на мой взгляд, не ахти каких спортивных талантов, однако она с честью пробивалась сквозь все преграды.

К сожалению, из-за большой занятости у меня не было возможности помогать ей. Я, наверно, всего раз или два был на ее тренировках, ну а на соревнования я не хожу вовсе, поскольку боюсь, что мое волнение передастся дочери и помешает ей.

Кроме того, я не вмешивался в ее спортивную жизнь потому, что не хотел оказаться в числе тех родителей, из-за которых сам я очень много страдал, страдаю и буду страдать. «Родители, - сказал однажды американский тренер Джордж Хейнц, - это самая большая наша подмога. Родители - это самое большое наше несчастье». Этими на редкость точными словами я хочу предварить разговор об одной из самых сложных проблем, которую должен постоянно решать руководитель сборной команды, - о взаимоотношениях с папами и мамами...

Однажды я получил от отца одного юного пловца письмо такого содержания: «Что происходит? Где справедливость? Мой сын - чемпион СССР, а я не вижу инициативы ни с чьей стороны ни по поводу квартиры, ни по поводу машины».

К большому сожалению, мне не так уж редко приходилось сталкиваться с меркантилизмом родителей. Среди них немало таких, которые, например, определяют, за какое общество должен выступать их ребенок, руководствуясь лишь ценностью призов, которые вручают за победу в том или ином клубе.

Меня поражают родители, которые не забывают снабдить юного спортсмена, отправляющегося за границу, длинным списком, где подробно перечислено, что надо привезти маме, а что папе, при этом ни папа, ни мама не задумываются о том, что у их сына или дочери времени будет в обрез, да и денег-то с гулькин нос...

Я знаю родителей всех ребят, прошедших за эти годы через сборную команду. Иногда даже бабушку с дедушкой знаю. Ведь порой мне приходилось звонить им и выговаривать: «Здравствуйте, бабушка! Ну что же это такое? Опять Марина, после того как погостила у вас, набрала лишний вес! Что же мы делаем, бабушка? Ведь я же просил вас присмотреть за внучкой».

Да, я знаю всех родителей, но у меня не было случая близко познакомиться с отцом Владимира Сальникова. Разумеется, нас как-то представили друг другу, но больше я Сальникова-старшего не видел. А ведь его сын уже десять лет в сборной команде. И за все эти годы ни сам Володя, ни его родные ни разу не обращались ко мне ни с какими просьбами.

Я очень дружен с отцом Лины Качюшите - папой Бенедиктом, как его все называют. Когда папа Бенедикт приезжал на соревнования, он вел себя скромнее скромного, он готов был спать на полу, если мы не могли обеспечить ему гостиничного номера, лишь бы посмотреть, как будет выступать его дочь...

А какой прекрасный человек отец Айшкуте Бузелите - Альгис! Он никогда не выказывает никаких претензий, не спрашивает, будет ли его дочка олимпийской чемпионкой, и не упрекает тренеров за то, что она до сих пор еще не побеждала на первенствах Европы. Он понимает, что они заняты очень трудным делом, и не задает вопросов, на которые сегодня не ответить.

Иногда, размышляя о родителях, составляющих, говоря словами Хейнца, «наше несчастье», я пытаюсь подразделить их на несколько категорий. В одной из них те, кто знать ничего не знает, никогда ни на каких соревнованиях не был, ничем не интересуется. Дети таких родителей очень редко становятся большими спортсменами.

Другая категория - это папы и мамы, которые жаждут, чтобы их ребенок занимался спортом, учился бы в балетной студии, ходил в хоровой кружок, отлично учился в школе и еще занимался бы английским языком. Эти родители не понимают: ребенок, которого заставляют беспрекословно выполнять все эти бесчисленные требования, ничего увлеченно делать не будет. А ведь унылый, безрадостный труд нигде - и в спорте тоже - не может привести к большому успеху.

Еще одна категория родителей - неуемные честолюбцы. Им все время кажется, что ребенок прогрессирует не столь стремительно, как хотелось бы. Проявления родительского честолюбия порой бывают чудовищными. На моих глазах один папа ударил свою дочь за то, что она неправильно выполнила поворот.

Разумеется, я обрушился с гневными словами на этого отца, как будто бы и в самом деле знал, что ему следует сказать, но в действительности чувствовал себя беспомощным. Я не представлял, как объяснить ему, что такое поведение безобразно, да, честно говоря, и не был уверен, можно ли такому человеку вообще объяснить что-либо...

Людей такого типа интересует только одно - награды. Вы всегда увидите в их доме витрину, увешанную медалями, значками, вымпелами. Ходить в гости в этот дом неинтересно, потому что все разговоры будут вестись только вокруг этой витрины.

И, наконец, пожалуй, самая неприятная категория - родители, которые, как им кажется, все знают и потому могут без всяких сомнений критиковать тренеров. Помню, была у нас в команде хорошая спортсменка Таня М., которая не выросла в настоящего мастера только по вине ее «всезнающего» папы. Помню, звонит он мне однажды и говорит: «Сергей Михайлович! А вы знаете, тренер такой-то совершенно не понимает того-то и того-то!» Я спрашиваю этого папу: «Простите, а кто вы по специальности?» — «Автомеханик». - «Послушайте! Наставник вашей дочери подготовил более 20 чемпионов страны, он заслуженный тренер СССР, участвовал в нескольких Олимпиадах, а вы, автомеханик, берете на себя смелость судить о его профессиональном мастерстве! Почему?»

Никому, наверное, никогда не придет в голову советовать что-либо хирургу во время операции. Если вам вырезают аппендицит, вы же не будете, лежа на операционном столе, руководить действиями врачей: «Эй, вы не тот ланцет взяли! Кто же так делает шов? Вот эти стежки должны быть помельче, а те - покрупнее...»

А в нашем деле чуть ли не каждый почему-то считает себя специалистом!

И вот человек, который ни о чем толком не имеет представления, начинает, прочитав популярную статью, рассуждать обо всем - и об интервальной тренировке, и об аутогенной, и о том, как следует принимать витамины, и какие элементы йоговской гимнастики стоит использовать в занятиях. Если такой человек действительно что-то узнал — это неплохо. Но вот то, что он все время жаждет поучать тренеров, смешно и грустно...

Некоторые родители - бывает, к сожалению, и такое - пытаются укреплять свой авторитет тем, что начинают в присутствии сына или дочери критиковать тренера. Тем самым они достигают противоположного; результата. Ведь авторитет тренера - это я знаю по собственному опыту - в глазах ребенка ничуть не ниже, а зачастую выше авторитета родителей. С тренером советуются и о том, какую книгу прочитать, и на какой концерт сходить, и кем стать в жизни.

Мне вспоминается один совершенно анекдотический случай, о котором нам с женой рассказали друзья Их сын смотрел по телевизору какой-то репортаж. Показывали конкурс красавиц, проходивший то ли в Австралии, то ли в Южной Америке. И вот сидит этот 12-летний Вова перед телеэкраном и скептически хмыкает: «Красавицы... Ну и красавицы...» Мама спрашивает его: «Чем это ты недоволен?» - «Да разве это красавицы?» - «А какие же, по-твоему, бывают красавицы? Может, их и вообще-то нет?» - «Как это нет? А Мария Ивановна?»

Мария Ивановна - это моя жена, его тренер то есть там до красавицы - думаю, что я-то могу это сказать - далековато. Однако я могу понять ученика, которому представляется, что его тренер - средоточие всех лучших качеств.

Но, пожалуй, достаточно критики в адрес родителей. Нельзя ведь забывать и о том, что они еще и «самая большая наша подмога». Я мечтаю, чтобы таких родителей было как можно больше. Поэтому хочу дать несколько советов тем родителям, кто действительно хочет помочь нам...

Помню, позвонил мне как-то Валерий Владимирович Буре, который был большим моим другом:

- Сергей Михайлович! Мы начали учить своего внука плаванию в 23 дня, а сейчас выясняется, что мы все равно опоздали! На целых восемнадцать суток! Оказывается, все основные двигательные навыки у ребенка формируются между 5-м и 7-м днем жизни...

Я постарался успокоить Валерия Владимировича. По-моему, не стоит, чуть ли не со дня рождения взваливать на младенца груз тренировок. Нужно подождать, пока ему исполнится хотя бы полтора года. Вот когда он пойдет, тогда можно начинать готовить малыша к будущим спортивным занятиям.

Ребенок - об этом позаботилась природа - одержим жаждой движения. И нужно постараться ее удовлетворить. Сейчас в печати появляется немало публикаций о разного рода «домашних стадионах». Думаю, что не так уж трудно соорудить дома уголок, где малыш мог бы, играя, поупражняться на каком-либо простейшем спортивном снаряде, полазать по канату и т.д.

Ну и конечно же, родители обязательно должны сводить малыша в цирк, где искусство артистов легко превращает чудесное в обычное, где можно взлететь ввысь, под самый купол, промчаться на лошади, стоя в седле и жонглируя факелами, и покачаться на хоботе у слона, который до этого играл на барабане...

Ребенок заворожено вглядывается в этот мир, где реальность соседствует со сказкой, где все возможно - надо только стать таким же сильным, ловким и быстрым, как артисты, которые запросто творят все эти чудеса, а для этого нужно так же, как они, обязательно заниматься физическими упражнениями.

Непосредственный переход к спорту должен начинаться лет в шесть-семь. Позаботьтесь о том, чтобы он был естественным и приятным. Летом возьмите малыша с собой на прогулку в лес, пусть он вволю попрыгает там, побегает, попытается подтянуться, влезть на дерево. Зимой прокатитесь вместе с ним на санках, на лыжах, поиграйте в снежки, придумайте какую-нибудь игру... Пусть в этой игре будет радость, остроумие, импровизация, которая так дорого ценится во всех областях и которая детям дается гораздо легче, чем нам, взрослым.

Лет в восемь-девять можно приступать к занятиям в детско-юношеской спортивной школе. Понятно, что каждый выбирает себе вид спорта по душе, но мне кажется, что плавание имеет ряд преимуществ. Во-первых, занимаясь в бассейне, ребенок закаливается и приобретает важные навыки гигиены. Во-вторых, когда он научится плавать, вы сможете спокойно отправляться летом всей семьей отдыхать на реку или на море. И, наконец, плавание - это, может быть, единственный, за исключением гимнастики, вид спорта, где дети уже в восемь девять лет серьезно и планомерно тренируются.

Несколько слов о том, почему не следует начинать раньше. Потому что в бассейне, где невозможно уберечься от сквозняков, необходимо все делать быстро раздеваться, одеваться, принимать душ, вытираться А малыш постоянно отвлекается, балуется, глазеет по сторонам. И вот первая простуда, вторая. В итоге полу чается: вместо того чтобы укреплять здоровье ребенка мы его ослабляем.

Регулярные тренировки по 4-5 раз в неделю приучают детей к трудолюбию, развивают в них чувство ответственности, словом, формируют очень важные черты характера. Уверен, что такой результат занятий не менее важен, нежели чисто спортивные достижения. Все эти общие рассуждения некоторые родители обычно выслушивают, с трудом сдерживая себя, поскольку им не терпится задать вопрос, который волнует их больше всего: «А как определить, способен ли мой ребенок к плаванию? Можно ли рассчитывать на то, что он станет чемпионом?»

На это всегда очень трудно ответить. Невозможно ведь оценивая 8-летнего пловца, предсказать, каким он будет в 15-17 лет. Нередко тот, кто в 8 лет был маленьким и хилым, потом превращается в гиганта, и наоборот. Есть, разумеется, некоторые физические особенности, которые, как говорится, радуют наш тренерский взгляд: высокий рост, большие кисти, большие стопы... Желательно, чтобы ребенок был легким, здоровым и двигательно одаренным. Это проявляется в том, насколько быстро схватывает он новые движения, как ориентируется в игре - футболе, волейболе, баскетболе...

И все же главное, по моему мнению, - это его желание плавать, желание тренироваться, желание побеждать. Это желание родители должны всячески поддерживать. Они должны разделять увлечения ребенка, проявлять интерес к его спортивным делам, появляться на соревнованиях, беседовать с тренером... Ребенку приятно, если вечером взрослые обсуждают с ним, как прошло занятие, спрашивают об успехах товарищей, о замечаниях, сделанных тренером.

Постарайтесь, чтобы дома были спортивные книги, расскажите маленькому спортсмену, кто такая Лина Качюшите и кто такой Владимир Сальников, повесьте в кухне, над столом, списки сильнейших пловцов мира и СССР.

Хочу предостеречь родителей от одной распространенной ошибки. Не нужно конкурировать с тренерами, заставляя малыша в дополнение к тренировкам заниматься еще и физическим совершенствованием по вашей собственной системе. К сожалению, нередки случаи, когда родители заставляют сына или дочь делатьтяжелую зарядку, заниматься с гантелями и т.д. Поверьте, что тренеры позаботятся о физическом развитии ваших детей гораздо лучше и, что немаловажно, профессиональнее, нежели вы. Главная же ваша родительская задача — следить за тем, чтобы ребенок соблюдал режим дня, вовремя ложился, вовремя вставал, не засиживался допоздна за телевизором.

Понятно, что нельзя забывать об учебе. Но не следует пытаться повысить успеваемость сына или дочери, запрещая им после полученной в школе двойки посещать тренировки. Это еще никогда никому не помогало. Попробуйте побеседовать с детьми, приводя такие доводы: «Послушай, сейчас ты ходишь на тренировку всего три раза в неделю, а тем не менее учеба у тебя хромает. Что же будет, когда тебе исполнится 13-14 лет? Ведь тогда ты будешь тренироваться два раза в день, да и нагрузки резко возрастут. И если ты не научишься четко планировать свой день, не научишься быстро делать уроки, ты не сможешь по-настоящему тренироваться, не сможешь стать пловцом». Чтобы разговор не носил общего характера, приведите примеры. Расскажите о Сергее Фесенко, который в один год закончил институт и стал олимпийским чемпионом, о Владимире Сальникове, который, сдав экзамены за третий курс института, вскоре окончил курсы иностранных языков и завоевал три золотые олимпийские награды.

Нужно доказать юному пловцу: сегодня в большом спорте остаются только те люди, которые умеют скрупулезно рассчитывать свое время, умеют быстро и организованно мыслить.

Хочу сослаться и на свой собственный родительский опыт. Моя дочь Лена с детства занималась спортом, и я с самого начала приучал ее к четкости в занятиях Мне часто приходится выслушивать жалобы на то, что в школах, мол, очень трудно учиться, что учителя задают страшно много заданий на дом, что нынешние дети не видят детства и т. д.

Когда я слышу эти сетования, я спрашиваю родителей: «Сколько же времени тратит ваш ребенок на уроки?» И слышу в ответ: «Четыре часа... пять часов... шесть...» И тогда я говорю им: «А вы сделайте так, как делают тренеры: проведите хронометраж домашних занятий. Уверяю вас, вы быстро убедитесь, что ваш сын в течение этих четырех часов два с половиной вообще ничего не делал: минут 20 искал учебник, минут сорок листал журнал, потом смотрел в окно, звонил товарищу, пил чай...»

Я же говорил моей дочке так: «Лена, на все уроки тебе дается 30 минут. Приготовь на столе все, что тебе потребуется. Как ты сделаешь уроки - аккуратно или неаккуратно, правильно или нет, меня сейчас не интересует. Важно, чтобы ты уложилась в 30 минут. Готово? Начали!» - и включал секундомер.

И я твердо знал, что в эти тридцать минут она в окно глазеть не будет. Именно в этом мне видится главная причина того, что моя дочка добилась успехов и в спорте (в Монреале она стала олимпийской чемпионкой по прыжкам с вышки), и в учебе (окончила без троек английскую спецшколу, затем курсы английского и французского языков и Центральный институт физкультуры).

Еще одна немаловажная проблема, решение которой во многом зависит от родителей, - это питание. Приучите детей есть сырую капусту, морковь, свеклу, то есть те овощи, которые недефицитны. Можно готовить прекрасные овощные салаты, нужно только проявить побольше изобретательности и иногда заглядывать в поваренную книгу.

Ни в коем случае не перекармливайте детей мясом. Очень часто в спортивной среде бытует такое представление: атлет обязательно должен на завтрак, обед и ужин получить кусок мяса. Это заблуждение.

Все великие атлеты начинают свой день с овсянки. Нужно, разумеется, уметь готовить эту «самую спортивную» кашу. Варить ее надо на воде, тогда она не подорит. А затем добавить пару ложек сгущенного молока, всыпать горсть изюма, чернослива или кураги и дать десять минут постоять, чтобы сухофрукты разбухли и стали сочными.

Овсяная каша - простое и дешевое блюдо, в котором содержится полный набор необходимых спортсмену питательных веществ.

Итак, на завтрак должна быть каша и молочные продукты. На ужин - рыба, творог, сыр. А кусок мяса - не более 100-150 граммов - в обед.

Следите, чтобы ребята как можно меньше ели сладкого, заменяя по возможности сахар медом, соками, фруктами. Я знаю немало примеров, когда большие спортсмены теряли форму из-за того, что не могли воздержаться от пирожных, мороженого, конфет. Огромная воля, которую они проявляли в трудных соревнованиях, отказывала им, когда нужно было бороться со своей любовью к сладкому.

И наконец, последний совет.

Не сужайте круг интересов ребенка, замыкая их лишь на одном избранном им виде спорта. Помните: основа всего - игра. Если, кстати сказать, тренер умеет построить тренировку как игру, ему не грозит опасность, что кто-нибудь из его учеников перетренируется или потеряет интерес к спорту.

До 13-14 лет подготовка должна быть разносторонней. Вовсе не обязательно, чтобы ребенок в 13 лет выполнил норму мастера спорта. Чрезмерные нагрузки могут принести вред и его здоровью, и его общему, духовному развитию. К тому же практика свидетельствует: те, кто уже в 12 лет показывает высокие результаты, редко становятся спортсменами экстра-класса. А 16-, 18-, 20-летние рекордсмены мира чаще всего не блистали в детском возрасте...

Пусть спорт дарит ребенку радость. Он должен быть «той пробуждающей фантазию, игрой, сквозь наивный сюжет которой четко прорисовываются понятия спортивной чести, товарищества, те нравственные ориентиры, следуя которым ваши дети будут расти людьми с чистой совестью.

 

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru